Проклятье сестер Вачовски: после успеха «Матрицы» снимают дорогие и провальные блокбастеры
Небольшая, но головокружительная фильмография.
У сестер Лилли и Ланы Вачовски удивительная карьера: вскоре после голливудского дебюта они придумали и сняли трилогию «Матрица» – одни из важнейших и известнейших блокбастеров современности. После выхода финальной части трилогии, «Матрица: Революция», постановщицы заработали много миллионов долларов и обеспечили себе безбедное существование, а их карьера заглохла аж на 5 лет.
Все про игры и кино – в нашем телеграме! Подпишись
С тех пор Вачовски так и не удалось самостоятельно снять безоговорочный хит. Зато каждая работа в небольшой фильмографии сестер – совершенно уникальное произведение. Пусть и далеко не всегда удачное для студий.
«Связь» (1996)
Режиссерский дебют Ланы и Лилли Вачовски, сразу после которого они сняли «Матрицу». Хотя у «Связи» куда более приземленный сюжет, фильм сложно назвать скучным: он рассказывает историю любовницы гангстера Вайолет и роковой лесбиянки Корки, недавно вышедшей из тюрьмы. Судьбы героинь переплетаются, они влюбляются друг в друга и решают обокрасть мафию, рискнув всем.
Стильный неонуарный триллер хвалили за смелое изображение однополой любви и неумолимую страсть: главную постельную сцену сняли одним планом, без дублерш и других голливудских уловок. Фильм даже получил номинацию за «Лучший поцелуй» от MTV в 1997-м.
«Спиди Гонщик» (2008)
Спустя несколько лет после «Революции» сестры Вачовски взялись за многострадальную экранизацию фантастического аниме «Спиди Гонщик», которая к тому моменту пробыла в производственном аду уже больше десятилетия. В отличие от «Матрицы», тут максимально прямолинейный, даже примитивный сюжет: главный герой участвует в футуристических гонках и мечтает победить в них, чтобы почтить память погибшего брата – осуществить мечту ему мешает коварная корпорация Royalton Industries.
«Спиди» явно был не лучшим вариантом для камбэка Вачовски: насквозь семейный фильм запоминался разве что пестрой картинкой и напряженными экшен-сценами. При нескромном производственном бюджете в 120 млн долларов картина собрала всего 93 млн – очевидно, одной лишь славы режиссерок не хватило, чтобы сделать проект успешным.
«Облачный атлас» (2012)
После односложного «Спиди Гонщика» сестры решили экранизировать фантастический роман «Облачный атлас» Дэвида Митчелла – полную противоположность простых и линейных сюжетов. Действие «Атласа» разворачивается сразу в нескольких временных эпохах, а в основе лежит идея реинкарнации: на экране параллельно показывают несколько разных жизней главных героев, чьи судьбы переплетаются между собой неожиданным образом.
Проект был настолько сложным, что Вачовски заручились помощью третьего режиссера, Тома Тыквера. Сестры в основном снимали эпизоды в будущем и в XIX веке, а Тыквер отвечал за сюжеты в настоящем времени, а также в 30-х и 70-х годах. На съемочной площадке творился творческий хаос: одни и те же актеры играли подряд несколько разных версий самих себя, преображаясь в том числе с помощью пластического грима – у некоторых менялись не только черты внешности, но еще и раса и даже пол.
В итоге «Облачный атлас» получил умеренно положительные рецензии, но не привлек достаточное количество зрителей: при производственном бюджете в 102 млн картина собрала 130 млн в мировом прокате.
«Восхождение Юпитер» (2015)
Главный провал в карьере Вачовски — попытка создать собственную космооперу без каких-либо компромиссов и с амбициями на целую франшизу. В центре сюжета фильма Юпитер Джонс в исполнении Милы Кунис – обычная землянка, которая работает уборщицей туалетов и видит сны о далеких звездах. Однажды жизнь Юпитер круто меняется: к ней прилетает бывший военный охотник, космический человек-пес Кейн (Ченнинг Татум) и рассказывает, что героине предначертано унаследовать огромную межзвездную империю. Так она ввязывается в совершенно безумные космические политические интриги, от исхода которых зависит, помимо прочего, судьба всего человечества.
Производство «Восхождение Юпитер» обошлось аж в 176 млн долларов (это дороже многих фильмов Marvel Studios), но в результате фильм привлекал разве что красивым визуалом. Все остальное получилось настолько ужасным, что картину номинировали аж на 6 статуэток шуточной премии «Золотая малина». Ужасно пафосный и предсказуемый сюжет быстро утомлял, и без того плоские персонажи в исполнении ключевых актеров выглядели совсем карикатурно.
Не удивительно, что вскоре после выхода «Юпитер» все причастные постарались забыть о фильме как можно скорее. Всего лишь 183 млн долларов в мировом прокате окончательно исключили появление продолжения.
«Восьмое чувство» (2015-2018)
Пожалуй, лучшая работа сестер после «Матрицы» – даже не фильм, а сериал Netflix. У «Восьмого чувства», как и у «Матрицы», емкая, но интригующая завязка: восемь совершенно не похожих друг на друга людей, родившихся в один и тот же момент в разных частях света, оказались связаны между собой. Об этом они узнали только во взрослом возрасте: члены кластера стали время от времени видеть и чувствовать друг друга, телепатически общаться и даже ментально меняться местами на короткий промежуток времени. Оказалось, что за такими как они охотится зловещая организация для проведения опытов и изучения феномена.
Хотя «Восьмое чувство» определенно можно назвать фантастическим произведением, на самом деле сериал посвящен вполне реальным и актуальным проблемам общества. В кластере главных героев есть представители разных рас, национальностей, гендеров, сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей. Одна героиня – трансженщина-хакер, строящая свою личную жизнь вместе со своей девушкой. Другой герой – известный по ролям мачо бразильский актер, тайно встречающийся с любимым мужчиной. Третья протагонистка – сеульская бизнес-леди, которую подставил собственный брат и отправил в тюрьму за его преступления. И так далее.
По кадрам «Восьмого чувства» это не совсем очевидно, но сериал стал одним из самых дорогих проектов в истории Netflix – все из-за того, что Вачовски снимали все эпизоды в 5-8 разных локациях по всему миру ради достижения максимальной аутентичности. По слухам, рейтинги драмы были неплохими, но они не оправдывали космический бюджет, так что сериал закрыли после второго сезона.
Затем случилось невероятное: фанатская петиция о воскрешении «Восьмого чувства» собрала более полумиллиона подписей и вынудила Netflix профинансировать выпуск финального двухчасового эпизода-фильма. Это единственный подобный случай в истории стриминг-платформы.
Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах
10 сцен и цитат из «Матрицы», которые вошли в историю
Девушки Человека-паука – живые метательные снаряды. Только и делают, что падают с большой высоты