Успех команды в киберспорте: отчего зависит и как к нему прийти

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 Многие мальчишки, обожающие часами играть в компьютерные игры, задаются вопросами: как попасть в киберспорт и как статью частью по-настоящему успешной команды в этом виде спорта?

Краткая справка об истории киберспорта

Чтобы понять, как стать киберспортсменом в России, нужно поближе познакомиться с этим направлением. Перенесемся в далекий 1993 год. Помните, как детвора "пропадала" в стрелялке - бродилке Doom 2? В нее играли по локальной сети, и для своего времени это был настоящий прорыв! А через 4 года в Америке возникла целая лига киберспортсменов под названием Cyberathlete Professional League. Первый турнир был проведен по популярному в то время компьютерному шутеру Quake.

Соревнования CPL (Cyberathlete Professional League - профессиональной лиги киберспортсменов) в Сингапуре, 1998 г.

Соревнования по киберспорту и спонсорство

В наши дни развивается и киберспорт для детей. Соревнования проводятся не только за рубежом, но и во всем мире. Самыми крутыми считаются турниры, организованные создателями самих видео игр. Например, все еще играют в Доту. А на турнире The International по Dota 2 разыгрывается призовой фонд в 40 млн.$. Чуть ниже ставка за чемпионат League of Legends, где на кону 4,6 млн $. Посмотреть онлайн схватку можно в прямом эфире. Этой возможностью пользуется многомиллионная армия поклонников киберспорта. Например, турнир The International 2015 посмотрели более 4 млн человек. Неудивительно, что за трансляции тоже ведется борьба между крупными корпорациями: NVIDIA, Microsoft и Horizon и даже BBC.

Загружаю...
Видеокарты GEFORCE от NVIDIA специально разработанные для киберспортсменов

Отношение России к спортивной индустрии: команда Virtus.pro

Киберспорт в России так же процветает. В 2020 году на трансляциях турнира EPIC League пользователи провели более 21 млн. часов. И именно Россия признала киберспорт и игры официальным видом спорта. В эту индустрию активно инвестируют известные персоны. В их число входит Алишер Усманов. Его холдинг USM вложил 100 миллионов рублей в нашу перспективную команду киберспортсменов Virtus.pro. Это фантастическая сумма для 2015 года. Инвестиции положили бунт в истории киберспорта и команд, который проявился в разных дисциплинах.

 

Команда Virtus.pro

Вокруг Virtus.pro выстроили целую систему — холдинг ESforce, включающий три команды игроков. У них был отдельный сайт cybersport.ru и своя арена в 5 тысяч кв.м. Потенциальные спонсоры начали выстраиваться в очередь. Планировалось развивать холдинг на средства от трансляций матчей и рекламы. Команде Virtus.pro пророчили звание мирового топового игрока с крутыми спонсорскими контрактами. Но дело приобрело другой поворот. Доходов от рекламной деятельности и спонсорской поддержки не хватало, чтобы перекрыть текущие расходы. Рынок киберспорта рос, но медленно.

 

Победа Virtus.pro на ESL One Katowice 2018

Через 4 года после вложений от USM было принято решение продать ESforce Сбербанку в его гейминговое подразделение. Но и тот отказался от сделки, и холдинг был закрыт. Сам Virtus.pro продолжил занимать лидирующие строчки в рейтинге сильнейших киберспортивных команд СНГ, но со временем растерял лидирующих игроков. Смена состава не сыграла на руку, и команду начали преследовать неудачи. Сейчас Virtus.pro называют достаточно посредственной командой.

Загружаю...

История Украинской киберкоманды Na’Vi

Можно провести аналогию между историей Российской команды Virtus.pro и Украинской Na’Vi. Она так же гремела и собирала толпы поклонников, отличалась в турнирах по Dota 2 и Counter–Strike. А на турнире The International 2011 по Dota 2 они стали №1, сорвав банк в миллион рублей, и обогнав в финале команду EHOME из Китая. В 2012 и 2013 году дотеры 2 раза доходили до финала, но им немного не хватило до победы. 

Команда Na'Vi

Спонсоры не обошли вниманием громкую череду побед. Среди них фигурировали такие имена: букмекерские гиганты GGBet, HyperX, производитель энергетиков Monster Energy, поставщик гаджетов для геймеров Logitech G. 

Logitech G является спонсором и поставщиком игрового оборудования для Natus Vincere

В 2016 году у команды Na’Vi наметились проблемы. Они меняли состав, теряли спонсорскую поддержку. В 2019 году команда принимает решение о создании киберспортивного лагеря Na’Vi Esports Camp, рассчитанный на игроков в возрасте 16-19 лет. Проект был успешно запущен, и в дальнейшем переименован в NAVI Academy. Если подросток сказал: "я стану киберспортсменом", то в этой академии можно записаться на курсы по подготовке к киберспорту. Сама команда Na’Vi прошла очередную смену состава игроков, и хочет вернуть лидерские позиции, заручиться поддержкой спонсоров.

Лидеры в России: киберкоманда Team Spirit

Нельзя обойти вниманием триумфаторов игрового пространства — нашу Российскую команду Team Spirit, которую прозвали "темной лошадкой".

Команда Team Spirit

В 2021 году они взяли титул на турнире The International 2021 по Dota 2, оставив позади себя со счётом 3:2 китайских игроков PSG.LG.D. Все были удивлены, как неизвестная команда без спонсоров не просто заняла призовые позиции, но и выиграла турнир! Призовой фонд составил 18 млн$. Его разделили 5 участников команды. Младшему игроку было 18 лет, а самому старшему — 23 года. После триумфа команда обзавелась крупными спонсорами, которые на постоянной основе сотрудничают с киберспортсменами. Речь идет о компаниях Nike, Red Bull, Parimatch, HyperX. У этих гигантов заключены рекламные контракты с киберспортсменами со всего мира.

Загружаю...

Исследования моторики киберспорта

Консалтинговое агентство Pricewaterhousecoopers не упустило возможности провести исследования. Были получены результаты. Киберспорт действительно привлекателен для мировых брендов из разных секторов рынка. Если раньше в роли спонсоров выступали производители гаджетов, разработчики игр, то сейчас создатели товаров FMCG предлагают игрокам внушительные рекламные контракты. В России популярными спонсорами названы компании: МегаФон, KFC, Мобильные телесистемы (МТС), Tele2, Mail.Ru, провайдер сотовой связи Yota.

 Причем призовые фонды за победу в турнирах международного класса гораздо меньше, чем суммы за рекламные контракты.

Несколько лет назад Газпром спонсировал турнир EPICENTER по CS:GO.

Международный киберспортивный турнир EPICENTER по Counter-Strike: Global Offensive

Из банковской отрасли выделился Тинькофф, который провел собственный турнир по Dota 2. Рекламный рынок с позиции игровой индустрии растет, как и стриминг (это онлайн трансляции), у которого аудитория насчитывает 18 млн зрителей. Статистика обещает ежегодный прирост в 20% к этой цифре. Отчеты исследовательских центров США говорят о том, что аудитория стримов в мировом масштабе к 2024 году может достигнуть отметки в миллиард пользователей.

Борьба гигантов за онлайн трансляции киберспортивных игр

Доходы от стрима включают рекламную выручку от спонсоров, донат (пожертвования) от зрителей и отчисления за просмотры турниров. За разработку онлайн - платформ для трансляций взялись крупные IT компании. Например, Amazon развивает свою площадку Twitch, которая и сейчас является лидером в киберпространстве. Microsoft занимается продвижением с нуля своего детища — платформы Mixer. В этой гонке не отстают Google и Facebook. У них тоже есть собственные площадки для видеотрансляции игр, и называются они YouTube Gaming и Facebook Gaming. Если подсчитать выручку лидеров онлайн - трансляций (это Twitch и YouTube Gaming), то мы получим цифру в 7 млрд $, и это данные за 2020 год.

Загружаю...

Как попасть в киберспорт

Если раньше киберспорт существовал в виде игровой деятельности, но не спортивной, то сейчас он официально признан спортом практически во всем мире. Можно сказать, что этому событию поспособствовало развитие технологий и онлайн игр. Появились сильные киберспортивные команды, поддерживаемые толпами фанатов и спонсоров. Это дало свои плоды. Более 56% геймеров думают, как попасть в киберспорт и построить карьеру.

 Киберспорт в России и за ее пределами перестал быть просто игрой по локальной сети для подростков. Теперь это отдельная ветка, индустрия, эпоха, которая только начинает расти и привлекать в свои ряды новых киберспартанцев.

Киберспорт для детей может стать хорошим началом в их дальнейшей карьере.

***

Материал подготовлен школой программирования для детей «Пиксель». Мы учим детей 5-17 лет программировать, создавать игры, анимацию и графику. Приходите к нам и мы покажем вам возможноcти реализации в сфере IT.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Школа Пиксель