Успех команды в киберспорте: отчего зависит и как к нему прийти
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Многие мальчишки, обожающие часами играть в компьютерные игры, задаются вопросами: как попасть в киберспорт и как статью частью по-настоящему успешной команды в этом виде спорта?
Краткая справка об истории киберспорта
Чтобы понять, как стать киберспортсменом в России, нужно поближе познакомиться с этим направлением. Перенесемся в далекий 1993 год. Помните, как детвора "пропадала" в стрелялке - бродилке Doom 2? В нее играли по локальной сети, и для своего времени это был настоящий прорыв! А через 4 года в Америке возникла целая лига киберспортсменов под названием Cyberathlete Professional League. Первый турнир был проведен по популярному в то время компьютерному шутеру Quake.
Соревнования по киберспорту и спонсорство
В наши дни развивается и киберспорт для детей. Соревнования проводятся не только за рубежом, но и во всем мире. Самыми крутыми считаются турниры, организованные создателями самих видео игр. Например, все еще играют в Доту. А на турнире The International по Dota 2 разыгрывается призовой фонд в 40 млн.$. Чуть ниже ставка за чемпионат League of Legends, где на кону 4,6 млн $. Посмотреть онлайн схватку можно в прямом эфире. Этой возможностью пользуется многомиллионная армия поклонников киберспорта. Например, турнир The International 2015 посмотрели более 4 млн человек. Неудивительно, что за трансляции тоже ведется борьба между крупными корпорациями: NVIDIA, Microsoft и Horizon и даже BBC.
Отношение России к спортивной индустрии: команда Virtus.pro
Киберспорт в России так же процветает. В 2020 году на трансляциях турнира EPIC League пользователи провели более 21 млн. часов. И именно Россия признала киберспорт и игры официальным видом спорта. В эту индустрию активно инвестируют известные персоны. В их число входит Алишер Усманов. Его холдинг USM вложил 100 миллионов рублей в нашу перспективную команду киберспортсменов Virtus.pro. Это фантастическая сумма для 2015 года. Инвестиции положили бунт в истории киберспорта и команд, который проявился в разных дисциплинах.
Вокруг Virtus.pro выстроили целую систему — холдинг ESforce, включающий три команды игроков. У них был отдельный сайт cybersport.ru и своя арена в 5 тысяч кв.м. Потенциальные спонсоры начали выстраиваться в очередь. Планировалось развивать холдинг на средства от трансляций матчей и рекламы. Команде Virtus.pro пророчили звание мирового топового игрока с крутыми спонсорскими контрактами. Но дело приобрело другой поворот. Доходов от рекламной деятельности и спонсорской поддержки не хватало, чтобы перекрыть текущие расходы. Рынок киберспорта рос, но медленно.
Через 4 года после вложений от USM было принято решение продать ESforce Сбербанку в его гейминговое подразделение. Но и тот отказался от сделки, и холдинг был закрыт. Сам Virtus.pro продолжил занимать лидирующие строчки в рейтинге сильнейших киберспортивных команд СНГ, но со временем растерял лидирующих игроков. Смена состава не сыграла на руку, и команду начали преследовать неудачи. Сейчас Virtus.pro называют достаточно посредственной командой.
История Украинской киберкоманды Na’Vi
Можно провести аналогию между историей Российской команды Virtus.pro и Украинской Na’Vi. Она так же гремела и собирала толпы поклонников, отличалась в турнирах по Dota 2 и Counter–Strike. А на турнире The International 2011 по Dota 2 они стали №1, сорвав банк в миллион рублей, и обогнав в финале команду EHOME из Китая. В 2012 и 2013 году дотеры 2 раза доходили до финала, но им немного не хватило до победы.
Спонсоры не обошли вниманием громкую череду побед. Среди них фигурировали такие имена: букмекерские гиганты GGBet, HyperX, производитель энергетиков Monster Energy, поставщик гаджетов для геймеров Logitech G.
В 2016 году у команды Na’Vi наметились проблемы. Они меняли состав, теряли спонсорскую поддержку. В 2019 году команда принимает решение о создании киберспортивного лагеря Na’Vi Esports Camp, рассчитанный на игроков в возрасте 16-19 лет. Проект был успешно запущен, и в дальнейшем переименован в NAVI Academy. Если подросток сказал: "я стану киберспортсменом", то в этой академии можно записаться на курсы по подготовке к киберспорту. Сама команда Na’Vi прошла очередную смену состава игроков, и хочет вернуть лидерские позиции, заручиться поддержкой спонсоров.
Лидеры в России: киберкоманда Team Spirit
Нельзя обойти вниманием триумфаторов игрового пространства — нашу Российскую команду Team Spirit, которую прозвали "темной лошадкой".
В 2021 году они взяли титул на турнире The International 2021 по Dota 2, оставив позади себя со счётом 3:2 китайских игроков PSG.LG.D. Все были удивлены, как неизвестная команда без спонсоров не просто заняла призовые позиции, но и выиграла турнир! Призовой фонд составил 18 млн$. Его разделили 5 участников команды. Младшему игроку было 18 лет, а самому старшему — 23 года. После триумфа команда обзавелась крупными спонсорами, которые на постоянной основе сотрудничают с киберспортсменами. Речь идет о компаниях Nike, Red Bull, Parimatch, HyperX. У этих гигантов заключены рекламные контракты с киберспортсменами со всего мира.
Исследования моторики киберспорта
Консалтинговое агентство Pricewaterhousecoopers не упустило возможности провести исследования. Были получены результаты. Киберспорт действительно привлекателен для мировых брендов из разных секторов рынка. Если раньше в роли спонсоров выступали производители гаджетов, разработчики игр, то сейчас создатели товаров FMCG предлагают игрокам внушительные рекламные контракты. В России популярными спонсорами названы компании: МегаФон, KFC, Мобильные телесистемы (МТС), Tele2, Mail.Ru, провайдер сотовой связи Yota.
Причем призовые фонды за победу в турнирах международного класса гораздо меньше, чем суммы за рекламные контракты.
Несколько лет назад Газпром спонсировал турнир EPICENTER по CS:GO.
Из банковской отрасли выделился Тинькофф, который провел собственный турнир по Dota 2. Рекламный рынок с позиции игровой индустрии растет, как и стриминг (это онлайн трансляции), у которого аудитория насчитывает 18 млн зрителей. Статистика обещает ежегодный прирост в 20% к этой цифре. Отчеты исследовательских центров США говорят о том, что аудитория стримов в мировом масштабе к 2024 году может достигнуть отметки в миллиард пользователей.
Борьба гигантов за онлайн трансляции киберспортивных игр
Доходы от стрима включают рекламную выручку от спонсоров, донат (пожертвования) от зрителей и отчисления за просмотры турниров. За разработку онлайн - платформ для трансляций взялись крупные IT компании. Например, Amazon развивает свою площадку Twitch, которая и сейчас является лидером в киберпространстве. Microsoft занимается продвижением с нуля своего детища — платформы Mixer. В этой гонке не отстают Google и Facebook. У них тоже есть собственные площадки для видеотрансляции игр, и называются они YouTube Gaming и Facebook Gaming. Если подсчитать выручку лидеров онлайн - трансляций (это Twitch и YouTube Gaming), то мы получим цифру в 7 млрд $, и это данные за 2020 год.
Как попасть в киберспорт
Если раньше киберспорт существовал в виде игровой деятельности, но не спортивной, то сейчас он официально признан спортом практически во всем мире. Можно сказать, что этому событию поспособствовало развитие технологий и онлайн игр. Появились сильные киберспортивные команды, поддерживаемые толпами фанатов и спонсоров. Это дало свои плоды. Более 56% геймеров думают, как попасть в киберспорт и построить карьеру.
Киберспорт в России и за ее пределами перестал быть просто игрой по локальной сети для подростков. Теперь это отдельная ветка, индустрия, эпоха, которая только начинает расти и привлекать в свои ряды новых киберспартанцев.
Киберспорт для детей может стать хорошим началом в их дальнейшей карьере.
***
Материал подготовлен школой программирования для детей «Пиксель». Мы учим детей 5-17 лет программировать, создавать игры, анимацию и графику. Приходите к нам и мы покажем вам возможноcти реализации в сфере IT.