Обзор «Прошлой ночью в Сохо». Хоррор-трип от гения комедии

Самый нетипичный фильм режиссера «Скотта Пилигрима против всех».

Судя по ленте «Прошлой ночью в Сохо», известный английский постановщик Эдгар Райт окончательно потерял интерес к комедии. Вы наверняка не просто смотрели, но до сих пор восхищаетесь хотя бы одной из его предыдущих работ, будь то «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Скотт Пилигрим против всех» или, например, «Армагеддец». Немудрено: там, где большинство постановщиков жанра подавали гэги чуть ли не исключительно репликами персонажей, Эдгар Райт мастерски выдавал визуальную комедию.

Скотт Пилигрим – икона миллениалов. Объясняем, почему история об инфантильном бездельнике стала культовой

Загружаю...

Как было понятно уже по «Малышу на драйве», Райту стало скучно делать одно и то же, поэтому он принялся экспериментировать с другими жанрами. Вот и «Прошлой ночью в Сохо» совершенно не похож на его предыдущие фильмы. По сюжету 18-летняя Элоиза, она же Элли (Томасин МакКензи) живет в провинциальном английском городке вместе с бабушкой, мечтает стать дизайнером модной одежды и почему-то время от времени видит призрак своей покойной матери. Еще Элоиза прямо-таки одержима эпохой 60-х, о чем свидетельствуют коллекция виниловых пластинок с музыкой того времени и винтажные постеры, украшающие ее комнату.

Однажды Элли получает долгожданное письмо: она поступила в лондонский модный университет, где наконец сможет приблизиться к исполнению мечты. Героиня приезжает в квартал Сохо лондонского Вест-Энда, знакомится с однокурсницами, готовится к началу занятий... Кажется, будто фильм вот-вот превратится в подростковое драмеди о наивной провинциалке с большими надеждами. Однако ночью, засыпая под сине-красные вспышки неоновой вывески за окном, Элоиза переносится в Лондон 60-х. Вот она уже наблюдает за загадочной блондинкой Сэнди (Аня Тейлор-Джой), которая пытается влиться в ночную жизнь города и стать известной певицей. На утро Элли проснется в настоящем, но уже будет очевидно, что ей не просто приснился сон.

Загружаю...

С «Сохо» мне удалось провернуть трюк, почти невозможный из-за специфики работы: я посмотрел фильм, зная только актерский состав, режиссера и увидев постер. Поэтому я постараюсь рассказывать о нем максимально аккуратно – чтобы и вы могли испытать восторг, погружаясь в кроличью нору воображения Райта.

Дело в том, что «Прошлой ночью в Сохо» – это довольно постмодернистское кино многих жанров – от мюзиклов до хоррора. Наверное, если выбирать только один, то это нечто близкое к джалло – поджанру итальянских фильмов ужасов, сочетающему элементы криминального триллера и эротики. Собственно, Райт и сам назвал одним из основных источников вдохновения «Суспирию» 1977 года – это заметно.

По мере развития событий «Сохо» неоднократно трансформируется и становится все безумнее. Элоиза сперва только вдохновляется своими странными снами для создания ретро-платьев, а позже ее уже начинают преследовать призраки прошлого – так и не понять, сходит ли она с ума или с ней действительно происходит какая-то чертовщина.

И чем дальше продвигается центральная почти детективная линия – Элли пытается понять, кем была Сэнди и что с ней случилось, – тем чаще на экране происходит нечто визуально завораживающее. То Райт снимает полноценный музыкальный номер в антураже ночных заведений 60-х, то устраивает современное прочтение «Звонка» и других американских ремейков японских хорроров. Кульминационные сцены «Сохо» и вообще получились во всех смыслах потрясающими, а от выдумки их постановки хотелось восторженно кричать.

Загружаю...

При этом фильм может восприниматься очень по-разному. Для меня «Прошлой ночью в Сохо» оказался завораживающим фэшн-хоррор-трипом с замысловатой историей и блестящей актерской игрой МакКензи и Тейлор-Джой – актрисы, кстати, изначально должны были поменяться местами, что забавно в контексте сюжета. Фильмом совершенно не пугающим, но очень красивым и любопытным.

Однако для других зрителей – особенно лондонских девушек – «Сохо» приобрел очень зловещий окрас: в Лондоне действительно происходит очень много жутких вещей, а незадолго до премьеры фильма рядом с его местом действия, убили женщину. В этом смысле работа Райта получилась несколько бестактной – не только из-за неудачного тайминга проката (этого нельзя было предвидеть), но еще и из-за вроде бы намеренной стилизации под так называемые сексплуатационные фильмы. То есть старомодные картины, посвященные красивым девушкам, чье стремление чего-то добиться в жизни постоянно жестоко наказывает чуть ли не само мироздание.

* * *

Загружаю...

Впрочем, как и Эдгару Райту, возможно, не стоило браться за такую болезненную и актуальную тему, и я не вправе рассуждать об этом подробнее – уж точно не в рецензии. Вне остросоциального подтекста «Прошлой ночью в Сохо» – как минимум визуально интересный фильм, который едва ли пытается стать «новым словом» в чем-либо, но точно заслуживает просмотра.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

«Ковбой Бибоп» от Netflix – само определение «жалкой пародии». Заметите, даже если не смотрели оригинал

Обзор «Французского вестника» Уэса Андерсона. Фильм, которому не место в кинотеатрах