Обзор «Последней дуэли». 2,5 часа средневекового виктимблейминга за 100 млн долларов

Рецепт финансового самоубийства.

18 ноября до российского проката добралась историческая драма «Последняя дуэль», снятая небезызвестным Ридли Скоттом. В американском и мировом прокатах фильм вышел давно и с треском провалился: при производственном бюджете в 100 млн долларов (почти сольная картина Marvel Studios) кассовые сборы составили чуть больше 26 млн долларов. Если разобраться, что это за кино, то такие показатели не удивят – впрочем, дело не в том, что «Последнюю дуэль» незачем смотреть. Все чуть сложнее.

«Последняя дуэль» – кино, которое могли бы позволить разве что такому именитому человеку, как Скотт. Вопреки гигантским производственным бюджетам, это не исторический эпик с масштабными сражениями, снятыми в многочисленных декорациях и с минимальным использованием CGI, а самая настоящая костюмированная драма, целиком посвященная очень местечковой (пускай и исторически значимой), но, к сожалению для всех нас, систематической несправедливости и мизогинии.

Загружаю...

В самом дорогом фильме «Нетфликса» есть смешная клюква: солдат лайкает фото Путина на медведе

Действие разворачивается во времена Столетней войны, преимущественно во Франции. Только фильм вовсе не об успехах или поражениях чьих-либо армий на фронте, а о нескольких конкретных исторических личностях. Жан де Карруж (Мэтт Деймон) – будущий рыцарь с пылким темпераментом и жаждой поступать «правильно», даже если это идет вопреки приказам. Жак Ле Гри (Адам Драйвер) – давний боевой товарищ и лучший друг Жана, на первый взгляд безобидный, но все-таки амбициозный оппортунист. Наконец, Маргарита де Тибувиль (Джоди Комер) – умница и красавица, которую Жан де Карруж избрал в качестве своей жены.

Понятно, что это очень поверхностное и архетипичное описание персонажей, которые в действительности совсем не так однозначны. «Последняя дуэль» – как раз-таки история об исключительной важности нюансов, перспектив и полутонов. Ведь в центре сюжета здесь вовсе не Столетняя война, а резонансное судебное разбирательство: пока Жан де Карруж воевал, Жак Ле Гри переспал с Маргаритой де Тибувиль. Последняя публично обвинила его в изнасиловании – прекрасно понимая, что если суд уличит ее в клевете, то Маргариту незамедлительно отправят на костер.

Загружаю...

Собственно, искать истину Ридли Скотт предлагает в похожей на слушания манере: фильм последовательно показывает все три версии произошедших событий. Сперва рассказ идет от лица Жана, где зрителю заодно дают всю необходимую экспозицию и вырисовывают основных действующих лиц такими, какими они кажутся при недолгом знакомстве. Затем мы узнаем поближе Жака – он по-настоящему раскрывается только тогда, когда находится вне тени своего воинственного товарища. Наконец, последнюю версию «рассказывает» сама обвинительница Маргарита де Тибувиль.

Прием с намеренным повторением истории два раза подряд мог бы наскучить, если бы не точный сценарий и блестяще сыгранные ключевые сцены. «Последняя дуэль» потрясает как раз банальной визуализацией того, насколько по-разному можно рассказывать (и воспринимать) одни и те же события и факты, меняя лишь свое восприятие, но не их самих. Максимальный эффект, разумеется, в эпизоде совокупления (изнасилования) Жака и Маргариты: в первый раз происходящее похоже на заигрывания, во второй – именно что на насилие. К слову, даже на фоне блистательных коллег (тут еще есть потрясающий граф Пьер Д’алансон в исполнении Бена Аффлека) игра Джоди Комер в фильме получилась просто душераздирающей: удивительно именно то, как ей удалось создать аж три версии одной и той же героини, причем каждую сделать похожей на истинную.

Загружаю...

Только вот под конец «Последняя дуэль» напоминает, что это все-таки не детектив или фильм, открытый для интерпретации: в то время как версии мужчин представляют надписями «Правда Жака» или «Правда Жана», глава «Правда Маргариты» превращается в «Правда».

Все-таки вопроса о том, подвергаются ли женщины сексуальному насилию, нет – есть только проблема, актуальная уже несколько веков, а на самом деле намного дольше. Комментарий фильма о систематической мизогинии вряд ли сейчас кого-то шокирует. Тем не менее примечательно, какой бессмысленной и даже абсурдной показана сама финальная дуэль (блестяще поставленная), результат которой почему-то должен определить истину. Зрителю, как и самой Маргарите, положено болеть за защитника своей чести и радоваться в случае его победы, стараясь игнорировать отвращение от этого бессмысленного способа поиска «справедливости» – она, вообще-то, против него. То есть даже этот исторический подвиг для прав женщин во всем мире – на самом деле с примесью сексизма.

* * *

Сходить на «Последнюю дуэль» в кино все-таки стоит – как минимум потому, что это почти наверняка один из последних фильмов такого рода. Учитывая сегодняшние тенденции, подобные сложные исторические драмы, заставляющие думать и дискутировать о неудобных темах, в будущем будут либо гораздо более бюджетными, либо выходить сразу на стримингах. И даже Ридли Скотту уже вряд ли позволят снять что-то подобное – мало кому нравится терять десятки миллионов долларов ради «умного кино».

Загружаю...

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Обзор «Охотников за привидениями: Наследники». Ностальгический трип по просьбам фанатов

Появятся ли Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд в «Человеке-пауке: Нет пути домой»? Собрали главные намеки