«Игра престолов» здорового человека – «Эль Сид». Здесь есть умные персонажи, реалистичные битвы и... логика!

От сюжета не оторваться.

«Игра престолов» закончилась уже два года назад, оставив мир скучать без громких эпичных полотен о рыцарях, интриг и схваток на мечах. Экранизация романа Мартина открыла шарм «жесткого средневековья» и подсадила на него миллионы людей.

И если вы как раз из таких, то для вас есть отличная новость! Нет, речь не о «Доме Дракона»: на Amazon Prime доступно кое-что даже получше – сериал «Эль Сид». В нем можно найти все то же и даже чуть-чуть больше: здесь (в отличие от «Игры престолов») нет фан-сервиса, клишированных «сильных женских персонажей» по гайдлайнам Голливуда, вселенского зла и всеспасающих мессий. Более того, шоу даже знакомит с историей начала объединения Испании и заложения местного рыцарства: для Пиреней Эль Сида можно сравнить с  королем Артуром, князем Владимиром, Ричардом Львиное Сердце или Робином Гудом.

Испанцы поставили мощную выжимку из своей главной истории раннего Средневековья – но она основана на реальных событиях и рассказывает о настоящих королях того времени, их великих рыцарях и победах над арабами, заложившими основу объединения нескольких королевств в одно. 

Загружаю...

Главный герой – Родриго Диас де Бивар, возможно, величайший европейский рыцарь конца ХI века. Просто для иллюстрации: его меч «Тизона» в 2007-м выкуплен у коллекционера нынешним испанским автономным сообществом Кастилья и Леон для экспозиции в Бургосе (столице главного королевства в тот момент) за €1,6 млн. Собственно, сериал и рассказывает историю восхождения Родриго. Сперва он – 16-летний слуга и оруженосец. А затем (как и по легенде «Песнь о моем Сиде») он превращается в советника королей, полководца и правителя Валенсии – полумифического грандиозного Эль Сида Кампеадора. 

Причем ему, конечно, придется очень нелегко: пройти через соперничество с сыном графа крупнейшего города королевства, постоянно сдерживать самоубийственные порывы принца-сеньора, выживать в интригах по свержению короля, вздыхать по высокородной дочери графа Астурии (красивейшая область севера Испании) и сражаться с соблазнами дочерью султана Сарагосы… А еще, конечно же, вести войска и воевать – причем его крутость не раскрывается за кадром под похвалы после побед (как у Робба Старка – помните такого?), а прямо на экране без малейшего намека на супергероизм. Родриго будет больно, он будет страдать – но слава придет не волей сценаристов, а благодаря годам тренировок и мыслительному процессу. 

Загружаю...

Главные плюсы 

Построение персонажей 

Помните длинные пространные диалоги ни о чем из «Игры престолов» с бесконечными повторениями нарратива чести, достоинства, долга и обязанностей ради спасения мира или семьи? Здесь их нет: герои раскрываются прежде всего через поступки или реакцию на жизненные ситуации. Причем каждая сцена, каждая небольшая беседа или неосторожно брошенное слово влияют на последующие события: отношения между персонажами, их мотивы, действия и сюжетные повороты. 

К примеру, когда Родриго принимает трудное решение, он не вываливает на экранного друга вербальное изложение метаний и страданий, а идет и чистит лошадь (своего рода психотерапия, «напоминающая ему, кто он такой») или в ярости избивает мечом дерево без лишних слов. Первое правило режиссера «показывай, а не рассказывай» выполнено на все сто. 

Или образец презентации двух противоборствующих персонажей – детей короля и наследников двух осколков государства. Их характеры раскрывают в самом же начале первого эпизода в одной сцене на суде над «городской ведьмой»: жалобщики рассказывают о «колдовских» находках у нее дома и требуют кары, старший (более импульсивный, безрассудный и надменный) сын бурно к ним присоединяется, но средний (более рассудительный, умный и хитрый) сын находит нарушения в «обыске» у самих просителей и ссылается на закон, по которому казнить в таком случае нельзя. Сцена не только идеально передает образы героев, но и сразу же задает их личную динамику: старший утверждается перед отцом и окружающими за счет сомнительной скоропалительной удали, а средний изо всех сил старается привлечь внимание папы именно тщательным и примерным выполнением сыновьего долга – в надежде стать наследником. 

Загружаю...

Более того, практически все последующие решения принцев и королей в будущем в точности совпадут по стилистике с их поведением во вступительной сцене: средний займется интригами с опорой на советы доверительных людей, а старший устремится к решению любой проблемы одним махом и напряжением воли. 

Арабов и христиан эффектно противопоставили. Испания – прекрасна и разнообразна 

Пиренейский полуостров тогда как раз оказался чуть ли не главным стыком христианско-европейской, арабской, еврейской и мавританской культур – но примерами взаимодействия непохожих рас и наций не бьют в лоб, а красиво вплетают их в повествование. 

Например, при первой сцене прибытия главного героя в локальную мусульманскую столицу – Сарагосу – войска местного халифа решают совершить намаз. Процедуру показывают как исключительно рутинную, без лишнего пафоса: врач-астролог хитроумным прибором определяет стороны света и ищет Каабу, а затем начинает молитву. В то же время один из полководцев халифа из Иудеи тоже отъезжает в сторонку и начинает свое обращение к Яхве. Христианские священники при отряде испанцев решают ответить и тоже призывают воинов к громкой молитве – чтобы перекричать мусульман. И в итоге мы наблюдаем эффектнейшую сцену, без лишних слов раскрывающую разнообразие местных культур и их соперничество друг с другом. 

Загружаю...

Задействуется чисто культурный визуальный уровень: арабы ходят в светлых свободных одеждах против в основном темных и полувоенных у испанцев, говорят мягко, медленно и вдумчиво вместо коротких рубленых фраз у «местных». Даже пиры и здания противопоставляются на эстетическом уровне: в Кастильи и Леоне праздники проходят в одном темном зале, за длинным общим столом с громким галдежом и ссорами, а в Сарагосе арабы приглашали победителей битвы в светлое открытое помещение с музыкой, где каждый мог расположиться по своему желанию. 

И испанские короли, и главные герои не строят экспозицию через объяснения преимуществ или недостатков мусульманского стиля правления или культурного превосходства. Зритель все понимает сам при первом знакомстве главного героя с Сарагосой – и, конечно, в небольших, но очень показательных моментах, когда даже жена короля обращается за помощью в лечении мужа именно к арабскому врачу, а не к местным знахарям. Конечно, арабская культура в итоге выглядит привлекательнее: но в то время мавры действительно опережали христиан, так что сериал попросту остается верен реализму.

Сильные женские персонажи 

Чаще всего из-за желания угодить стремлению к общему равенству (что вообще-то неплохо) на сценарную проработку образа женских персонажей просто забивается – и получаются непобедимые и непогрешимые мэрисью, у которых вообще не могло быть ошибок. Они брали свое напором, суровостью и волей сценаристов, фактически выполняя роль витрины, а не двигателя сюжета. 

«Эль Сиду» здесь можно только поаплодировать: здесь практически все женские персонажи – сильные, но без современной коннотации, а исключительно в рамках времени и возможностей. То есть героини в средневековом Леоне не бьются на мечах наравне с мужиками, но все равно активно двигают повествование. Более того, добрая половина сюжета происходит прежде всего из-за интриг старшей дочери короля, обиженной на недостаток любви и внимания в детстве (ведь фаворитами предсказуемо стали мальчики-наследники). В результате девушка превращается в хитрющую ядовитую бестию, припоминающую каждому герою любое неосторожно брошенное слово – и способную парой фраз полностью развернуть все политическое положение полуострова. Причем ее желание показать личную годность прекрасно прописаны и замотивированы, и ей даже можно посопереживать, несмотря на образ и поступки. 

Загружаю...

Не менее хороша и королева – мудрая женщина, вступающая в заговор против мужа с единственной мотивацией предотвратить его убийство и заменить смертный приговор на заточение. Тоже неплохо (хоть и более коридорно) набирает силу и возлюбленная главного героя – она под влиянием обстоятельств из запуганной девушки превращается в решительную, готовую любое обстоятельство обращать в свою пользу. На ее примере сценаристы словно показывают, как должен конструироваться и вырастать сильный персонаж без «божеств из машины». 

Вообще именно женщины максимально влияют на динамику сюжета: их действия задают перипетии для главного героя и его окружения. Помимо интриг старшей дочери короля, огромную роль играет, например, и ее младшая сестра – из-за влюбленности в Сида Кампеадора она передает ему новости из дворца, меняя ход войны между братьями за одну из провинций. Эмоциональные поступки дочери халифа тоже постоянно переворачивают политический расклад ситуации: из-за них Сарагоса для главного героя превращается из приветливого места в зону смертельной опасности и конфликта с сильными мусульманскими воинами. И каждая мелочь на первый взгляд впоследствии превращается в важные моменты для будущего рассказа – хотя то же самое можно сказать и про стиль повествования в принципе. 

Загружаю...

Хотя есть в «Эль Сиде» и тот самый «классический сильный женский персонаж» – показушно способный драться с мужиками на равных и активно не принимающий статус кво. Это та самая дочь Вильгельма Завоевателя. Она принуждает мужа-испанского короля к первой брачной ночи («Она меня сильнее. И мне это понравилось!»), спокойно бьет того по яйцам, когда он не берет ее в поход, вырубает стражников одним ударом, размахивает булавой и бурно негодует, когда ей что-то не нравится. И даже несоответствие ее образа окружающему миру идеально и просто объясняется: она ж – дочь крутого викинга, завоевавшего Англию, пришелец из другого мира со своими порядками! будто смотрится карикатурой на тот самый мэрисьюшный образ – особенно на контрасте с сильными женскими персонажами.  

Сражения выписаны до мелочей – в том числе по части тактики. А ужасы войны действительно ужасают

«Игра престолов» подняла планку качества операторской работы до голливудского уровня благодаря путешествиям из Мальты в Хорватию, Ирландию, Марокко и Исландию. У испанских киноделов и бюджет поменьше (еще бы), и рамки поуже – но все равно они нашли способ продемонстрировать Кастилью-Леон, Арагон и Рьоху с самых великолепных ракурсов. Горы, водопады, безграничные равнины и леса, величественные города – временами даже трудно поверить, что все снято буквально в одной местности. 

Загружаю...

А по части съемок сражений «Эль Сид» даже превзошел «Игру Престолов» (особенно ее первые сезоны). Здесь штурм крепости – не невнятная толкучка в темноте: показан каждый аспект атаки и обороны вместе с трудностями армий с каждой из сторон. Вам покажут, почему выбивать ворота тараном даже под деревянным навесом трудно не только физически, насколько хорошо простреливаются все подходы к стенам и почему приставка лестницы еще не означает победу. Принцип работы кипятка, спасали ли нападающих щиты и навесы, насколько рисковали жизнями полководцы и короли – вы увидите все. 

Не менее красочно переданы и последствия войны: крики и стоны раненых на поле боя, попытки хоть как-то заштопать переживших мясорубку средневековыми средствами (буквально подручной иголкой и божьей матерью), страх потерявших конечности за вылет со службы и нищенское существование после… Особенно берет за живое момент возвращения армии после похода в родной город: с одной стороны девушки и женщины радостно вопят при виде победителей и действительно чествуют их, но вместе с гулом восхищения слышны истерические выкрики вроде «А где тот?» с душераздирающим плачем. 

Еще один похожий фрагмент – когда будущий король со свитой в лице главного героя и его друзей приходит в лачугу к семье личного телохранителя передать семье новость о смерти кормильца и видит там полуизможденную худую вдову и ораву из семи детей. В ответ женщина сходу принимается молить сюзерена взять на службу как можно больше ее мальчиков, потому что все рты ей теперь не прокормить – и принц соглашается на двоих, потому что трое «уже слишком много». В такие моменты осознаешь яснее всего: эпоха рыцарей – ни разу не про романтику. 

Загружаю...

Кому смотреть? Всем любителям классных сценариев, исторического сеттинга и любителям открывать новое 

«Эль Сид» – отличный заменитель «Игры престолов», снятый без лишнего пафоса, попаданства, мессианства и налета голливудчины. У всех интриг есть первопричина именно в характерах персонажей и их жизненном пути, (а не в туманном «хаос – это лестница), у каждого героя – свой образ, играющий новыми гранями в каждом новом эпизоде, а трудности действующих лиц и перипетии сюжета связаны именно со столкновением характеров и намерений персонажей, а не со злобной волей сценаристов. 

В «Эль Сиде» нет героев, антигероев или злодеев – можно понять и сопереживать всем и каждому: ведь даже самый отрицательный персонаж, двигающий заговор против короля, всего лишь хочет, чтобы его областью правил именно местный. И в синергию с характерами вступает шикарная актерская игра: каждый герой за два сезона получит хотя бы короткий фрагмент, где прямо украдет сцену или перевернет душу своей работой. Здесь нет каменных статуй или киборгов, читающих заученный текст с одним и тем же выражением лица – веришь буквально каждому. 

Сюжет – не образец сложности и запутанности, но из-за идеальной структуры интерес к нему не потерять: после каждой серии остается множество вопросов «что же сделают все эти персонажи дальше?» 

А необычные декорации Испании периода Раннего Средневековья и старта полноценной Реконкисты только добавляют колорита: такого вы точно еще нигде не видели. И только поэтому стоит попробовать хотя бы первую серию.

Загружаю...

Впечатления от первых трех серий «Аркейн»: графика – вау, для просмотра не обязательно знать лор

Впечатления от первых четырех серий «Декстера: Новая кровь»: очаровательный серийный маньяк все еще хорош 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
TÖMA