Впервые прошел Alan Wake – сразу ремастер. Теперь мой смысл жизни – поиск термосов с кофе и запуск генераторов
Погорский нырнул в озеро Колдрон.
Последние 11 лет мы с Аланом Уэйком держали уважительную дистанцию. Я мог поиграть в Alan Wake еще на релизе в 2010-м, потому что у меня уже был Xbox 360, но не решался из-за боязни хорроров – даже тех, которые от третьего лица и скорее экшены. Позже знакомство с игрой откладывалось все по той же причине, а затем «Алан» практически полностью выпал из инфополя, и я подзабыл о его существовании.
Теперь встреча все-таки состоялась: поводом, конечно, стал релиз ремастера, но не только он. За последние годы Remedy для меня превратилась из «известной финской студии с парой примечательных игр» в одного из любимейших разработчиков. Ее прекрасный Control и несколько неуклюжий Quantum Break зацепили меня особой манерой повествования научно-фантастических сюжетов на грани с мистикой, а еще визуальным стилем и постановкой. Стоило узнать, что Alan Wake все-таки разворачивается в той же вселенной, как я решил, что время для прохождения наконец пришло.
С перспективы 2021 года игра воспринимается, предполагаю, уже не так, как 11 лет назад.
Во-первых, по изначальной задумке Alan Wake должен быть одной большой загадкой: в первые пару часов игра только нагоняет интригу и не дает каких-либо объяснений происходящей чертовщине. Знаменитый писатель Алан Уэйк вместе с женой Элис приезжают в городок Брайт Фоллс, чтобы развеяться и найти вдохновение для новой книги. Чуть погодя начинается кошмар: Элис то ли тонет, то ли исчезает с неизвестным похитителем, а Алан оказывается в совершенно другой части города и не может вспомнить, что произошло после того, как он услышал испуганный крик жены. Постепенно головоломка, конечно, складывается, а к финалу игра отвечает на большинство вопросов, но до тех пор осознать природу происходящего сложно.
Точнее, такой эффект сценарий произвел бы на того, кто не проходил Control. В более поздней игры студии развернуто описано, что в этой вселенной (практически идентичной нашему миру) подобные аномалии – в целом в порядке вещей. Озеро Колдрон у Брайт Фоллс каталогизировано как одно из многочисленных мест силы – артефактов, способны делать вещи, которые сложно объяснить обычной логикой. Вот и озеро – не просто водоем, а некая живая и разумная сущность, меняющая реальность при условии наличия «оператора» – писателя, который эту самую реальность будет определять.
Получается, в контексте вселенной Remedy здесь происходят относительно тривиальные вещи – страх перед неизвестным из-за этого мгновенно исчезает. Хотя следить за развитием событий все равно интересно, в чем большая заслуга сценария Сэма Лейка. Просто удивительно, что мне – человеку, который недавно испытывал ужас от любых хорроров – не было даже чуточку страшно в игре, большая часть которой разворачивается в темном лесу, полном кровожадных монстров.
Во-вторых, даже улучшенной графике с трудом удается замаскировать истинный возраст игры – не говоря уже о том, что ремастер не выглядит потрясающе, скорее просто симпатично. Здесь не очень хорошо состарился геймдизайн: все локации кишкообразные, по окружению и интерактивным объектам легко предугадать, что произойдет через минуту. Наверное, сильнее всего относительную олдовость, как ни странно, выдают крайне небрежные переходы от геймплея к кат-сценам и обратно: их разделяет черный экран, после чего персонаж оказывается не в том месте, где стоял до начала сценки. Вновь задумываешься, насколько сильно подход Naughty Dog с бесшовным переходом от геймплея к роликам (или заскриптованным сценам) усилил кинематографичность игр в целом. Да, еще в Alan Wake довольно много QTE: они используются для толкания объектов и включения десятков генераторов. Так сейчас уже почти не делают.
Больше всего меня смешил (что не очень хорошо для хоррора или триллера), пожалуй, самый нелепый вид коллекционных предметов на моей памяти. По сюжету Алан Уэйк обожает кофе – это, разумеется, отсылка к Дейлу Куперу из сериала «Твин Пикс», которым Remedy сильно вдохновлялась, – поэтому по всем локациям разбросаны термосы с кофе. Их здесь можно собрать аж 100 штук – некоторые стоят в логичных местах, остальные валяются в совершенно случайных укромных уголках. По какой-то причине обнаружение таких объектов на каких-нибудь валунах посреди дикой местности казалось мне даже страннее, чем неодушевленные вещи, ожившие из-за вселившихся в них привидений.
Впрочем, я могу разве что вот так, по-доброму, высмеять Alan Wake за отдельные архаизмы, потому что в остальном игра оказалась удивительно классной и интересной. Сперва настораживает, что здесь очень много перестрелок: не проходит и 5 минут, чтобы на Алана не напал десяток-другой одержимых тьмой людей с разнообразным холодным оружием. Если верить финальной статистике, за прохождение я уничтожил примерно 500 монстров – не считая нескольких орд теневых ворон. Фишка в том, что мне так и не надоело этим заниматься.
Remedy довольно успешно чередует игровые ситуации, чтобы сражения предлагали больше, чем повторение алгоритма «посветил фонариком, застрелил». Здесь несколько разных пушек, включая супермощную ракетницу, гаджеты вроде фаеров и светошумовых гранат, иногда под руку попадаются мощные прожекторы, которые можно направлять на врагов, словно стационарную турель. Есть в Alan Wake и потрясающий энкор в духе Лабиринта Пепельницы из Control, где нужно зрелищно раскладывать толпы одержимых под трек Poets of the Fall на фоне. В общем, это вполне себе аттракцион, просто зловещий и в целом серьезный.
Особенно приятно было отследить в Alan Wake Remastered многие штрихи, которые позже стали частью ДНК Remedy. Тут и разбивка кампании на эпизоды (сделано намного лучше, чем в Quantum Break), и «Поэты» в саундтреке, и заигрывание с роликами с живыми актерами, вписанными в геймплей, и еще несколько занятных мелочей.
* * *
Единственное, что в Alan Wake Remastered несколько расстраивает – это, собственно, сам ремастер. Даже без ностальгических чувств к оригиналу понимаешь, что можно и нужно было сделать лучше. Геймплей здесь в 60 FPS (с ощутимыми просадками на новых консолях), а катсцены – в 30 FPS. Новая моделька Алана больше похожа на сыгравшего его Илкку Вилли, но многие анимации плохо состыкуются с переделанным лицом. К тому же игра не поддерживает HDR и местами кошмарно выглядит на новых OLED-телевизорах, потому что в темных сценах остались слишком скудные и резкие переходы полутонов на полэкрана.
Даже несмотря на это, пройти Alan Wake в 2021-м – все-таки отличная идея, особенно если вам понравился Control или Quantum Break. Да и в будущем, похоже, студия все-таки выпустить полноценный сиквел – к нему можно подготовиться заранее.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Обзор Far Cry 6. Все проекты Ubisoft – в одной игре
Выходит новое переиздание Skyrim. Что в нем будет? Стоит ли покупать?