Швеция доминировала на заре CS:GO. Сейчас сцена мертва, а на домашнем мейджоре – всего 1 команда

Все очень плохо.

Швеция – колыбель киберспорта в CS:GO. Там проходили первые крупные турниры, а игроки оттуда выигрывали на всех турнирах после релиза игры.

Игроки NIP первыми получили доступ к новой версии игры, благодаря чему доминировали первые месяцы. Вскоре подключилась Fnatic. Две команды забирали почти все турниры, а на первых 6 мейджорах трижды встречались в финале, еще трижды до финала доходила одна из команд.

Первый мейджор по CS также прошел в Швеции – тогда никто не знал о больших аренах для киберспорта, так что ивент проходил в концертном холле, изначально предназначенном для сельскохозяйственных выставок.

Загружаю...

Ситуация на про-сцене менялась: появлялось все больше и больше талантливых команд, но Швеция все еще держала планку топовой киберспортивной страны. NIP и Fnatic хоть и не попадали в финалы мейджора, отлично выступали на турнирах. «Ниндзи» выходили в плей-офф всех мейджоров до Коламбуса, после чего еще играли в Лондоне, Катовице и Берлине. Фнатик же проходила в плей-офф вплоть до мейджора в Лондоне. 

Шведы тащили с помощью команд-доноров – доставали из них молодежь

На заре про-сцены у Швеции было много команд уровнем ниже. Лучшие игроки из них переходили в NIP и Fnatic, почти всегда усиливая их. GODSENT, Red Reserve, x6tence, Chaos, Epsilon и многие другие регулярно появлялись и распадались. Они не добивались больших успехов, зато служили отличным инкубатором для двух грандов, которым удавалось совмещать баланс между молодыми стрелками и опытными профессионалами.

Шведы выстроили экосистему, которая функционировала изолированно от остального мира: молодые игроки не уезжали в другие страны, а попадали в лучшие команды региона. 

В итоге все привело к тому, что залогом успеха тир-1 команд был надежный фундамент уровнем ниже. Он начал разрушаться в последние годы, а сейчас его и вовсе нет: кроме NIP и Fnatic есть еще пара команд, в которых нет молодежи, способной усилить тир-1 команды. Есть еще несколько команд, игроки в которых слишком слабые для игры на топовом уровне.

Загружаю...

Fnatic и NIP понимают эту проблему, а потому вкладывают очень много сил в академии, но от них пока нет результатов. NIP вытаскивали из академии ztr и LNZ, но от обоих пока нет серьезного импакта на тир-1 сцене. В академии Фнатик же всего 2 шведа, ее собрали всего 2 месяца назад, а играет она только в лиге академий от WePlay – то есть игровую практику игроки почти не получают. 

Теперь шведы играют в интернациональных командах. И это проблема

Я не случайно делаю акцент на многонациональности состава академии Fnatic: раньше шведы всегда играли только с соотечественниками, общались на родном языке. Одной из проблем текущего состава основной команды может быть приглашение британцев и переход на английский язык. 

Для сравнения, схожую проблему решали в G2, когда в клуб пришли игроки из Сербии и Боснии. Французы вынужденно перешли на общение на английском:

«Мой английский все еще не слишком хорош для выступления на тир-1 уровне. Я стараюсь улучшать знания, читаю книги, смотрю разные шоу по телевизору. Организация предоставила мне учителя, но такой подход к обучению не работает для меня, потому что кажется, будто я снова вернулся в школу. В коллективе я стараюсь говорить как можно больше и, само собой, общаться по ходу матчей. Конечно, иногда huNter-, NiKo и nexa говорят на сербском, но в основном мы разговариваем на английском. Менеджер нашей команды строго следит за этим», – вспоминал Джекс.

Основа Fnatic и вовсе перестала быть шведской. После провала на последнем РМР в команду взяли Смую, который стал третьим британцем в команде. Команда, 7 лет игравшая только под шведским флагом, стала интернациональной.

Загружаю...

С языковой проблемой боролись и NAVI, когда во второй раз позвали Гардиана. Как вы помните, вышло так себе – клуб вернулся в топ с заменой Гардиана на Перфекто.

Как вы понимаете, команда чувствует себя комфортнее, когда игроки понимают все по ходу матча. Когда же в клатчах несколько игроков переходят на другой язык, то они отделяют себя от остальной команды, которая не сможет помочь советом.

А судя по многонациональной Fnatic Rising понятно, что в будущем в основе будет еще меньше шведов, а команда станет европейской солянкой, также как и FaZe. Сложно сказать, выгодно ли изменение Фнатик, но оно определенно ударит по шведской сцене, где останется всего одна тир-1 команда.

NIP также начала звать игроков-легионеров, первым стал Девайс. Он усилил команду, но решафл показал, что команда также не может найти нового игрока внутри своей страны. 

Если команда неудачно сыграет на мейджоре, то ей потребуется менять LNZ, а талантливой молодежи в Швеции сейчас нет. NIP придется искать замену в Европе.

В результате количество шведов за 7 лет мейджоров сократилось более, чем в 5 раз: с 21 в 2013 до 4 в 2021. Единственное в шведском киберспорте, что за годы не деградировало, а развивалось – уровень арены. Матчи будут играться на крутой Avicii Arena с вместительностью в 15 тысяч человек, правда толпе придется болеть лишь за одну родную команду.

Загружаю...

Лучшие посты по CS:GO – у нас