Я поиграл в лучший спортивный симулятор ЕА. И влюбился в американский футбол
Гонзо-обзор от Никиты Петухова.
Пару лет назад я задолжал Кириллу Новокщенову рецензию на очередную серию симулятора NHL, до сих пор чувствую себя виноватым. Поэтому когда Кирилл вышел в общий чат Sports.ru с хомутом для жертвы под Madden 22, я легко принял этот удар на себя. Американский футбол!
Американский футбол я знаю только по фильму с Алдой
Сработало тут не только чувство вины. Этим летом сложная цепочка прокрастинации вывела меня на очаровательный фильм «Бумажный лев», ровесник моих родителей (поэтому как-то не получается назвать это кино старым) с неповторимым Аланом Алдой в главной роли. Это совершенно реальная история Джорджа Плимптона, журналиста и писателя, который в Америке прославился эффектными погружениями в среду профессионального спорта. То есть он, журналистики ради, натурально тренировался и выходил на поле «Янки-стэдиума» (бейсбол), выстоял три раунда против Шугар Рэя Робинсона (бокс), играл в воротах «Бостон Брюинз» в предсезонном матче (хоккей) – и обо всем этом писал или книгу, или большую статью в журнал, или сначала второе, потом первое.
Ну и в 1963-м Джордж честно прошел предсезонку с командой НФЛ «Детройт Лайонс» и даже получил какие-то объедки игрового времени в конце первой контрольной игры, когда с результатом все было ясно. В 1963-м Плимптон выпустил об этом книгу, а в 1968-м книга стала фильмом, в котором кроме Алды снялись реальные игроки «Детройта» – Алекс Каррас, Джо Смит и так далее (ну, все знают эти имена).
Фильм простой как ложка йогурта, но очень-очень красивый, как сказали бы в 2008-м – стилеобразующий; посмотрите хотя бы на эти шорты.
Или на прикид Алана Алды (справа). В таком бы летом-2021 по Парку Горького гулять.
И, разумеется, дух шестидесятых.
Но если говорить глобально, то «Бумажный лев» – скорее не кино, а фонтан вечной любви к конкретному виду спорта, американскому футболу. К каждому удару мяча об землю, каждому ярду поля и к каждой загогулине на тренерском планшете (а в американском футболе прям приходится порисовать – но об этом ниже).
Не то чтобы от этого кино ни за что не отвязаться, но стало любопытно – откуда это все и почему?
Любопытно стало вот где-то настолько, чтобы взять на себя рецензию новой серии симулятора от EA Sports об американском футболе. Повторю, подумал я, затею Плимптона с погружением в амфут в чуть менее энергозатратном режиме. Знал бы Джордж, что через 50 лет погонять мяч со здоровяками можно будет грея задницу в домашнем кресле!
Если вы еще не поняли: я в амфуте полный ноль – ноль настолько, что меня даже раздражает сокращение «амфут», об него натурально ломается язык; разве просто американский футбол плохо звучит? Кроме «Бумажного льва» я видел только некоторые перерывы Супербоула; вот кстати мой топ-3:
3 место. 2016 год – Coldplay, Бруно Марс и Бейонсе
2 место. 2018 год – Джастин Тимберлейк
1 место. 2014 год – Red Hot Chily Peppers (номер в шоу Бруно Марса)
Последнее место. 2019 год – Maroon 5. Ненавижу.
Где-то в 2010-м у приятеля в гостях включал Madden, ничего не понял и выключил, и о правилах имею самое общее представление – даже сейчас, после разборки с игрой. Еще читал пару текстов Олега Соболева в блоге «Овальный мяч» – довольно блистательном, кстати, всем советую. А, у приятеля в гостях включал наверное не Madden, а MLB. Постоянно их путаю.
Поэтому игру я тестил совсем не как опытный геймер или персональный фанат Тома Брэди, а как форточку в новый для меня вид спорта – мне кажется, с новичками любой спортивный симулятор должен обходиться именно так. Открывать новую вселенную, показывать героев, и уводить за руку в дивный мир.
Вот, например, от сериала EA Sports про хоккей в этом смысле спорное ощущение. Он скорее эксплуатирует внимание лояльной к хоккею аудитории, работают для людей, которые знают, кто такой Кори Перри – и требует чисто технического задротства. Новичков туда стараются привлечь какими-то цветными фантиками, перестановкой кнопок и перекрашиваением обоев. То есть она не обволакивает случайных прохожих, и не развивает понимание хоккея, каких-то его основ. А требует выпиливать чисто технический скилл – финты, броски, отборы и всего такого. В нее даже вдвоем не поиграть, потому что один из игроков должен быть «сверху», а это дико неудобно.
Если честно, раньше я часто ловил себя на мысли, что примерно то же самое гораздо интереснее делать с гитарой – и в итоге бросил NHL как раз ради гитары.
Мне сложно сравнить Madden 22 с игрой предыдущих поколений, мне в целом по барабану мнение сообщества, которое ставит игре 0,6/10. Мне было интересно, что произойдет с моим начальным интересом к американскому футболу, когда я запущу его виртуальную версию.
Для меня Madden 22 – это безусловно про любовь, которая в простоте. Посмотрите на заставку: это не нарезка красивой графики с голами, финтами и силовыми приемами. Они просто вывезли Патрик Махоумса и Тома Брэйди в чисто поле под солнце и сняли несколько хороших планов; на этом все – а смотрится дороже, чем любые упражнения специалистов по графике в любом эпизоде NHL.
Шапка Роджерса и сложные схемы
Еще до того, как я вообще что-то запустил, я уже увидел лица главных героев всех команд NFL. Мне предложили выбрать любимую команду, и в Madden их подают через звезд (в NHL, например, ты просто выбираешь названия и эмблемы). Я выбрал Аарона Роджерса из «Грин-Бэй Пэкерс» – у него прикольная шапка.
Первый запуск игры. Воспроизведение Супербоула-2021. Я, разумеется, на стороне Тома Брэди – единственного известного мне американского футболиста (если не считать Лэндона Донована, ха-ха). Будь, что будет. Наитие приди. И подскажи мне, как в это играть. Не может же быть настолько сложно, чтобы я совсем ничего не понял.
Madden встретила меня наглухо заколоченным забором: еще не было стартового вбрасывания, а меня уже завалили тактикой – и от нее, в отличие от FIFA или NHL, было никуда не деться. Тебе просто говорят: чувак, выбирай схему, по которой мы сейчас играем, без этого мы не начнем. И выбор был не из двух, не из трех и даже не из пяти схем. Мне кажется, их там десятки, сотни, а может и больше.
Я наугад щелкнул в какую-то плашку – в полном непонимании, что будет происходить дальше. Ее тут же воспроизвели на поле – и в этот момент игра вообще перестает выглядеть игрой. Это шахматы? Таблица умножения? Что происходит?
К счастью, Madden предлагает несколько уровней сопротивления: профессионал, новичок, полный ноль и подходящий мне, самый нижний, «привет, меня зовут Никита Петухов, и я вообще впервые заступил в мир американского футбола». В общем, на четвертой минуте, после серии потерь и отскоков, в результате почти случайной пальбы по всем кнопкам и при неоценимой помощи подсказок, случился мой первый ТД. Тачдаун. Ура.
Дальше я разбирался в игре через стандартные процедуры – завел своего персонажа, начал карьеру (прикольно, что в Madden можно играть карьеру онлайн – не понял, как это работает, но в ее же рамках мне пока не до этого, поверьте) и заметил, что разработчики сделали очень многое для того, чтобы новичок не сорвался, не психанул и не убежал из игры.
Вот пример: когда начинаешь карьеру, первым делом играешь предсезонные матчи – и их можно играть не целиком, а по частям, включаясь только на важные отрезки в защите или в нападении.
Удивила очень объемная система подготовки команды – можно регулировать и прописывать недельный план чуть ли не для каждого игрока. Надеюсь, я когда-нибудь до этого дойду, но пока мне было важно разобраться в каком порядке нажимать долбаные кнопки на джойстике, чтобы на поле происходило что-то хоть более-менее осмысленное.
Карьера и игровые режимы в этом не особо помогали – да, я понял, что игроку над которым висит треугольник, пас нужно отдавать нажимая на кнопку с треугольником; победы не приходили. И что, например, делать в обороне, сама игра подсказывает слабовато.
Что мне понравилось: на дистанции в несколько игровых дней Madden выглядит как полноценное развлечение, которое не придется допиливать еще несколько серий. В NHL регулярно происходит какая-то дичь с шайбой, клюшками, шлемами и частями тела игроков – не знаю, может, хоккеистов подводит эта сложная механика взаимодействий с клюшкой, коньками и льдом, а американскому футболу на пользу то, что технически тут все довольно просто.
Madden влюбил меня в футбол. Это настоящая игра интеллекта
Тут я остро почувствовал нехватку самых базовых знаний об американском футболе, которые сами американцы впитывают из повседневности. Ну знаете, той простой информации, которую мы с вами получаем о хоккее или о футболе (соккере, ха-ха), когда играем во дворе – или видим, как играют во дворе, когда смотрим телевизор, когда общаемся с друзьями. У меня таких знаний нет, поэтому за ними нужно охотиться как за какой-нибудь дисциплиной в универе.
Для таких как я в игре есть раздел, буквально, «Что делать, если я впервые открыл Madden?» – я же говорю, игра активно работает на новичка. Забавное ощущение: будто специально обученные титры учат тебя ходить. Осторожно перебирая ногами, я словил магический момент Осознания.
Попробую объяснить. Американский футбол строится на том, что один статичный игрок кидает мяч бегущему. Идеальный вариант – бегущему вперед; при этом движение вперед – самая очевидная штука для защиты. А что если мы с партнером договоримся: на такой-то отметке ты поворачиваешь на 90 градусов? Защитник просто не может этого знать – чего мы и добиваемся. А так как мяч – не шайба, да и летит гораздо медленнее, то выбрасывать мяч мне нужно задолго до того, как мой партнер повернет. Вообще-то еще до того, как он начнет поворачивать. И по факту я брошу в сторону, будто бы даже не ему.
Но в нужный момент мой партнер повернет – и поймает мяч. И мы пройдем сразу несколько ярдов.
(на гифке следите за #33)
Вау, как круто! Это со стороны кажется: одна группа здоровяков рвется с мячом в очковую зону, а ей противостоит другая. Все так, но если это делать хаотично, то просто потеряешь мяч.
На самом же деле можно договориться о похожих траекториях движений игроков, чтобы запутать соперника и чтобы шансов продвинуться вперед было больше. Если защита достаточно умна, а у тебя мало комбинаций, то тебя раскусят и тебе крышка. Поэтому комбинаций должно быть много, и все они должны быть в оперативной памяти – не у одного игрока, а у всех. Возможных траекторий – бесконечное количество, какие-то из них лучше подходят одним игрокам, какие-то – другим. Зная своих игроков, ты лучше понимаешь, какие комбинации им подходят; не зная комбинаций, ты просто будешь тыкаться на поле, как котенок в темноте – чем я и занимался все это время.
Я уже почти влюблен в американский футбол. Мне нравится, что это скорее игра интеллекта, чем скилла. Madden – не как NHL или FIFA, где нужно наяривать на технику, финты и исполнение, а тактика по сути ничего не значит. В Madden надо учить комбинации, оттачивать их, смотреть, что твоим игрокам подходит лучше всего.
Блистательный вид спорта, блистательная игра, спасибо; а ведь это я еще за изучение защиты не брался.
Обзор Deathloop. Петля времени, в которой можно творить безумие и ни о чем не переживать