«Злые расы» в играх – расистское клише, от которого давно пора избавиться

Колонка Погорского.

Весной 2021-го в соцсетях призывали бойкотировать Genshin Impact: одной из основных причин скандала стало семейство человекоподобных монстров хиличурлы. В их дизайне и поведении игроки увидели сходство с реально существующими коренными народами. Более того, в видеотуре по студии MiHoYo видно, как разработчики использовали танцы настоящих аборигенов в качестве референса для анимации хиличурлов.

 

Сами хиличурлы в Genshin Impact представлены однобоко: согласно сюжету они достаточно разумны для разведения скота и использования инструментов, но все равно сделаны исключительно враждебными монстрами для фарма. При этом у игры бедная репрезентация персонажей разной этнической принадлежности: есть всего пара играбельных персонажей с чуть более темным оттенком кожи, но один описывается как «экзотический», у другого «злой» характер. В целом складывается довольно расистский нарратив.

Загружаю...

Дополнение: в оригинальном тексте я упомянул скандал с хиличурлами, но не описал важный дополнительный контекст. В игре есть цепочка квестов и ивент, посвященные попыткам установить мирный контакт с этими загадочными существами и узнать настоящую причину их видимой агрессии. В статье хиличурлы упоминаются как пример «биологических злодеев», в образе которых сложно увидеть что-то кроме оскорбительной культурной апроприации. 

Впрочем, этим грешен не только Genshin Impact. Например, одна из самых лениво сделанных вещей в посредственной Mass Effect: Andromeda – новая раса кеттов. Антропоморфные, полностью разумные и даже высокоразвитые существа представлены в ролевой игре исключительно в качестве злых злодеев, которых обязательно нужно убивать.

Подобные «сюжетные приемы» проблематичны сразу на нескольких уровнях.

Во-первых, это сам расизм. Даже если черты и повадки злой расы в игре не списаны с внешности или культурных обычаев реальной этнической группы, это подкрепляет расистское мышление. Игра, в которой единственная верная реакция на появление орка (без дополнительной оценки ситуации) – достать меч и броситься в атаку – плохая.  Дискриминационное мышление, конечно, не сформируется исключительно по вине игр, равно как прохождение шутеров не превратит геймеров в убийц, но это все же лишнее одобрение нездоровых стереотипов.

Загружаю...

Во-вторых, однозначно и бессмысленно злые расы рушат погружение в игровой мир. Сейчас даже разработчики мобильных автобаттлеров прописывают минимальный сюжет и контекст происходящего, ведь благодаря этому у игрока усиливается эмоциональное вовлечение в процесс. Только какой в этом толк, если вы встречаете целую расу разумных существ, которые нападают на героев без какой-либо причины? Это выглядит в равной степени глупо и оскорбительно. Особенно если говорить о более масштабных проектах, где можно не только участвовать в сражениях, но еще и исследовать мир.

(Орки во вселенной Warcraft – пример того, как стоит прописывать расу)

Справедливости ради отмечу, что примеров явного расизма в создании игровых миров сейчас уже не так много. Разработчики стараются показывать разногласия представителей одной расы и вида, вводят союзных персонажей-перебежчиков из фракции врага и так далее. Вот за такими историями наблюдать интересно, поскольку они работают по правдоподобной логике, а не держатся исключительно на условностях и грубых допущениях.

Решить описанную проблему, к слову, довольно просто – достаточно добавить недостающий контекст. Например, если орки в игре исключительно злые и кровожадные, то в повествовании стоит делать упор не на то, что они орки, а на их принадлежность к конкретному клану, объявившему людей своими кровными врагами. Чуть сложнее, но лучше уравновесить врагов определенного разумного вида положительным персонажем того же народа и сделать так, чтобы о его существовании было реально узнать из самой игры без дополнительных усилий.

Загружаю...

Даже объяснение уровня «вот эти монстры – буквально физическое воплощение зла или нечисть» лучше, чем ничего. Ход не самый интересный, но, например, для объяснения враждебности демонов в DOOM вполне сгодится.

* * *

Непреднамеренный расизм в играх – сложная тема, а эта колонка лишь отражает конкретно мое мнение и те мысли, которые возникли у меня за последние пару лет. Если вы считаете мою точку зрения в корне неправильной – пишите об этом в комментариях, чтобы все обсудить. 

Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского

Хайпите «секретный Silent Hill» Кодзимы? Сейчас перестанете – это провальная идея, от которой пострадают все

Экстремалы повторили прыжок веры из Assassin’s Creed в реале. Спойлер: все живы