PlayStation обещала двигать индустрию вперед, а на деле испугалась и переобулась. Погорский диссит компанию

Начинать поколение с ложных обещаний – не дело.

В мае 2020-го президент и CEO (замечу, нынешний) Sony Interactive Entertainment Джим Райан заявил:

«Мы всегда говорили, что верим в поколения [консолей]. Мы верим, что если вы ввязались в создание нектген-консоли, то она должна иметь возможности и преимущества, которые не были доступны предыдущему поколению. И так, согласно нашему видению, люди должны делать игры, способные извлечь максимум из этих возможностей».

В марте того же года ведущий системный архитектор PlayStation Марк Церни провел часовую лекцию, подробно объясняя простую мысль: игры, созданные для PS5, просто не были возможны на железе PS4.

Загружаю...

Даже в ноябре предыдущего года Райан рассказывал, что «главная задача» PlayStation касательно некстгена – обеспечить переход с PlayStation 4 на PlayStation 5 «с невиданными ранее скоростью и размахом».

Прошло полтора года. PS5 запущена и действительно продается быстрее, чем суперуспешная PS4, даже несмотря на глобальный кризис производства из-за нехватки полупроводников. У консоли четыре эксклюзивные игры: платформер-технодемка, ремейк, рогалик и еще один платформер. Будущее выглядит безоблачным... ровно до того момента, пока в официальном блоге PlayStation не выходит размытый пост с важной новостью: сиквел God of War и Gran Turismo 7 – будущие флагманские игры PS5 – выйдут на PS4. Эта информация появилась спустя неделю после презентации Horizon Forbidden West – другой ожидаемой большой игры, которой рекламировали PS5, только чтобы позже объявить ее кроссгеном.

Да, Sony никогда не говорила прямым текстом, что эксклюзивные игры, анонсированные на волне хайпа PS5, не выйдут на PS4. И все равно я чувствую себя обманутым. Sony – не один и не два человека, а целая компания – переобулась на лету.

Загружаю...

Меня злит, что я прекрасно понимаю действия PlayStation с точки зрения бизнеса: в мире продано больше 115 млн PS4 и «всего» 8-10 млн PS5, поставки новой консоли идут черепашьими темпами из-за обстоятельств, которые еще два года назад невозможно было предугадать. Тем не менее, никто не тянул за язык представителей компании, когда они – целый год – выстраивали нарратив вокруг того, что железо PS5 просто невозможно сравнивать с PS4. Понимаю, COVID-19 в какой-то степени вмешался в планы, но неужели вы изначально собирались бросить 100 млн потенциальных покупателей для своих будущих игр? Если нет, то об этом и не стоило зарекаться изначально.

Тот самый «концепт поколений», который так вербально поддерживала Sony еще в прошлом году, отсылает к принципиальному отличию консолей от игровых компьютеров. ПК всегда работали по принципу «обновил железо, получил определенный ожидаемый прирост к производительности и качеству картинки». Консоли же предлагают нечто более уникальное, какой-то новый опыт, не ограничивающийся сравнением характеристик и счетчиков FPS: Xbox сделал онлайн-гейминг нормой, Wii показала принципиально новый способ управлять персонажами и так далее. Всегда должен быть вау-эффект при знакомстве с новым устройством, какие-то дополнительные эмоции, оправдывающие покупку и, соответственно, готовность вложиться в только что вышедшую платформу.

В PS5 киллер-фичи тоже есть. Во-первых, новая архитектура ввода-вывода данных позволяет ускорять геймплей и в то же время увеличивать его масштаб до каких-то немыслимых уровней – пока лучше всего это заметно по технодемке Unreal Engine 5, которую запустили как раз на PS5.

Загружаю...

Во-вторых, особенности DualSense: адаптивные курки и объемная вибрация. На словах они звучат похоже на бесполезные гиммики, но даже в уже вышедшей Returnal эти функции органично вписываются в геймплей и дополняют его – после таких игр возвращаться к DualShock 4 больше не хочется.

Только Returnal, как и еще 3 больших эксклюзива PS5 (ну как больших – один из них это предустановленная технодемка Astro’s Playroom) с умом используют особенности платформы, потому что создавались специально для нее. Поэтому планка ожиданий для продолжений Horizon, God of War и Gran Turismo теперь в любом случае занижена: раз эти игры выйдут на PS4, значит, в них нет ничего такого, что было бы возможно только на PS5.

Такой подход и отказ от собственных обещаний возмущают даже меня – человека, который бы в любом случае взял PS5 при первой возможности из-за работы. Даже не представляю, что чувствуют люди, купившие консоль по завышенной цене с рук или выложившие все до последней копейки, чтобы урвать ее на старте продаж. Им обещали, что взамен будет круто, а круто, как оказалось, будет и владельцам PS4.

Загружаю...

Не думаю, что эта ситуация как-то повредит продажам PS5 – консоль будет успешна во многом по инерции после крайне удачного поколения PS4. А вот с выходом PS6, вероятно, покупатели уже не побегут предзаказывать консоли с таким же рвением – я бы точно не стал.

Забавно, что куда более честной и правильной оказалась маркетинговая стратегия Microsoft, на фоне которой Sony, что иронично, пыталась выглядеть круче и увереннее. Босс Xbox Фил Спенсер с самого начала говорил об Xbox Series X и S как о «новых членах семьи Xbox», а не как о принципиально новых платформах. Он подчеркивал, что как минимум в первые 2 года Xbox Game Studios не будут выпускать игры, эксклюзивные для Xbox Series.

Игроки высмеивали Xbox за отсутствие эксклюзивов и превращение консолей в компьютеры закрытой архитектурой. В итоге PlayStation делает то же самое, пытаясь выглядеть при этом благороднее. Не получается.

Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского

Все игры Sony – от третьего лица. Погорский понял, в чем секрет

Расписание E3 2021 и других игровых презентаций лета 2021 года