Как сделать онлайн-турниры чище, на примере игр от Valve
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В последние дни активно ведется обсуждение, которое началось как подозрения на читерство одной из команд на СНГ РМР по CS:GO, а по итогу вылилось в вскрытие различные 322 схем в регионе. Начну с обсуждения турнира и потом, постепенно, буду раскрывать свой взгляд на те или иные вещи.
Про организацию последнего РМР
После стрима HLTV с B1ad3'ом стала очень обидно за регион и организацию, которая когда-то делала крутые турниры "Эпицентр". Да, команда продакшена сменилась, но зачем она угробила все заслуги предыдущей, для меня остается загадкой. Как сказал Блейд: "Кажется, они специально делали самый худший турнир" (вольный перевод), печально. На стриме были упомянуты множество проблем с турниром, поэтому давайте пробежимся по пунктам:
Отсутствие античита
Вообще отсутствие античита, на мой взгляд, не является критичным. Дело в том, что ни один античит ни в одной игре не обеспечивает 100% защиты.
Нулевая задержка в GoTV
Нужен ли GoTV без задержки в онлайне? На мой взгляд - нужен, т.к. это "глаз" ТО на происходящее в real-time режиме. Но GOTV должно быть 2, либо валвам сделать "проксирование" с определенной задержкой. Т.е. без пароля получаешь задержку в N минут, а по паролю админов получаешь 0, причем размер пароля сделать до 100 символов, чтобы генерировать его на нормальных сервисах. Можно добавлять различные пары пароль:задержка, чтобы контролировать доступ и сделать его гибче. Так же валв должны (возможно уже это реализовано) видеть информацию о том, кто коннектиться на GoTV, чтобы постфактум отлавливать возможные утечки.
Пароль в GoTV
Вообще забавная ситуация, которую поднял игрок команды ForZe: пароль от GoTV был такой же, как и от сервера, поэтому их менеджер смог зайти и, в теории, мог смотреть игру в "лайфе". Это однозначно полный провал организаторов, а раз упомянутые в той записи "китайцы" уже были на GoTV, то, вероятно, кто-то где-то подслил пароль, либо пароль был qwerty ...
Записи TeamSpeak
Многие делают акцент на этом, ведь это и правда косяк, но не такой глобальный, имхо. Если в их голосовом чате сидел админ, то мне сложно представить что-то типа: "они на лонге стоят, пока не идут, не кидай флешку" xD. Да, тут уже вопросы к добросовестности и адекватности админа, но мы еще обсудим это.
Одна вебка
И вот этот момент - фэйл, который, почему-то, допускают практически все организаторы, хотя онлайн-турниры идут не первый год. Вебка в лицо и вебка сзади над плечом, чтобы видно было экран и лицо игрока - обязательные требования, т.к. мы сразу же закроем вопрос, как минимум, по античиту. Это копеечные траты и даже необязательно пускать трансляцию с компа, чтобы "мой фпс не проседал".
Ситуацию с организацией матча за 5 место и бо5 вместо бо3 в финале опущу, т.к. это вообще поплава ТО.
Про утечку данных
Вишенкой на торте стало обвинение команды Akuma и здесь я не буду разбираться в конкретной ситуации (мое мнение можно проследить по истории комментариев), а взгляну на ситуацию в общем.
Появилась вероятность, что во время онлайн-турниров некоторым игрокам присылают данные о ходе игры с минимальной задержкой. Это никак не отследить без помощи провайдеров, поэтому доказать такое со стороны ТО практически нереально. Причем можно даже не ставить телефон/планшет/второй экран, ведь у вас может быть шестой игрок, который сидит с радаром, где есть местоположение всех игроков в real-time, и он может во втором голосовом чате координировать вас. При этом никаких движений глазами, никаких звуков в ТС - это не палится вообще никак, кроме как множеством нелогичных действий по самой игре, но и это нельзя считать доказательством.
Но ведь такие данные надо откуда-то получать? По сути здесь несколько вариантов утечек:
ТО и их персонал
Собственно сам организатор или его сотрудники могут этим заниматься. Сам ТО может просто делать турниры для условного отмывания денег, а сотрудники просто для сторонней "халтуры", поэтому добросовестные ТО должны держать весь продакшн в одном месте. Если кто из ваших сотрудников на удаленке, то у вас проблемы.
Агрегатор данных
Такие компании (например GRID) занимаются аккумуляцией, обработкой и распространением данных. Обычно именно они получают GOTV от ТО, работают с ним (а может и ничего не делают, зависит от нужных клиенту данных) и продают их. Проблема в том, что по большому счету конкретно GOTV им и не нужна, а нужны лишь часть данных, но когда другого выбора нет, то берут что есть.
Обычно их клиентами становятся букмекеры, но их задача - продать, поэтому возникают ситуации, описанные на одном из стримов Leniniw, когда левые компании покупают доступ к данным, после чего используют их в своих мошеннических схемах.
Букмекеры
Последние ребята, у которых тоже может возникнуть утечка данных. Конечно все зависит от того, какие данные они получат от агрегатора или ТО (иногда работают напрямую), но если там есть данные по местоположению, то проблема здесь. Вообще зачем букам информация о местоположении? Они же не получают данные с футбольного матча в какой точке поля каждый игрок, так что и тут им надо урезать данные.
Кстати, позабавили слова Wolf'а о том, что лишь объединившись букмекеры смогут искоренить эту гниль из киберспорта, хотя по факту букмекеры не заинтересованы в объединении, т.к. каждый занимается этим в своих интересах, причем не всегда легальных, да и конкуренция буков - это то, из-за чего киберспорт растет.
Гейб, настало твое время
Итак, все фигуры на поле. Мы знаем косяки ТО, которые нельзя допускать, мы знаем некоторые схемы, как можно мухлевать, а так же потенциальные источники информации, которая в этом может помочь.
И тут в игру вступает VALVE. Вообще эта компания - нереально ленивая. Они сделали игру, сделали простые инструменты и сказали: "играйте". Ну вот все и играют так, как им кажется правильным.
Не хватает более качественного и продуманного инструментария. Тем же обновления к GOTV, которые я озвучивал выше, нужно оформить в отдельное ПО для ТО. В нем можно сделать:
- задержки на GOTV для разных ключей, либо отдельные GOTV для стафа и зрителей;
- выбор данных для отдачи в агрегаторы и букам: счет, килфид, экономика, закупка, хп и т.д., но никак не местоположения! Им это попросту не надо!
- сбор статистики и данных по коннектам.
Аналогичный инструментарий сделать и для DOTA, т.к. с тех же стримов уже понятно, что такая же схема работает и там. Команда из открытых квалификаций с помощью кого-то из стафа, кто в доле, проходит на инт и побеждает его два года подряд занимает последние места, но уже имеет неплохие призовые на всех. Звучит дико? Да, но не невероятно.
Пока VALVE хотя бы минимально не начнут раскачивать не только игру, но и инструментарий для турниров к ней, то людей, которые верят в честность тех или иных команд, будет становиться все меньше. Это касается не только СНГ сцены, поверьте, в других частях света это так же процветает. И да, это касается и разработчиков других онлайн-игр, которые хотят развивать киберспорт.
Спасибо всем, кто дочитал до конца, это было сугубо мое "имхо".
p.s. невозможно прицепить картинку, по 2-3 ошибки, какой же у вас плохой инструментарий для написания статьи (особенно создавать свой отдельный блог xD)