Игры про биатлон когда-то были популярны: были даже лицензии Олимпиады. Новый проект уже 2 года разрабатывают русские

История биатлона в видеоиграх.

В спортивных симуляторах сейчас нет места лишним – есть футбол, хоккей, баскетбол и популярные в США бейсбол и американский футбол. Но так было не всегда! Раньше в индустрии находилось место многим видам спорта, даже лыжам и биатлону. 

Поначалу биатлон был частью игр о зимней Олимпиаде. Но уже после первой официальной игры от него отказались

Начало истории биатлона в видеоиграх похоже на ситуацию с фигурным катанием – изначально существовали лишь игры о зимней Олимпиаде, где биатлон был одной из опций. Впервые его реализовали в 1985 году на консоли Commodore 64. В сборнике Winter Games помимо биатлона были прыжки с трамплина, санки, фигурное катание, коньки, бобслей и горные лыжи, но к Олимпиаде эта игра отношения не имеет. 

Загружаю...

Разработчики не смогли получить лицензию МОК, поэтому в названии нет ни года, ни столицы Олимпиады, вот только геймерам этого и не надо было. Игровые СМИ нахваливали игру, а тираж превысил 250 тысяч копий.

Геймплейно биатлон реализован очень просто: езда на лыжах – ритмичное нажатие двух кнопок (право и лево), а стрельба – также две кнопки, выстрел и перезарядка, прицел двигался автоматически по вертикальной линии сверху вниз. Других атлетов нет, соревноваться приходилось на лучшее время.

Успех подтолкнул конкурентов – в 1988 году появилась Winter Olympiad 88 (она же Winter Challenge: World Class Competition), первая игра по зимним Олимпийским играм, но все еще без официальной лицензии МОК. Конечно, канадский город Калгари, столицу Олимпиады 88, никто здесь не воссоздавал и имена спортсменов не использовали, зато на главном экране был забавный канадец!

Загружаю...

А вот официальных данных о продажах игры нет, поэтому узнать, насколько помогло в продвижении слово «Олимпиада», невозможно. Игра выходила на множестве платформ: от консолей Atari и Commodore до персональных компьютеров на DOS, в том числе и от Apple. Биатлон в Winter Olympiad 88 реализован абсолютно так же, как и в Winter Games, никаких новых идей разработчики не показали – все то же нажатие кнопок в такт, чтобы двигаться, ну а в стрельбе что-то поменять было сложно.

Последней игрой о биатлоне на долгие годы стала Winter Olympics: Lillehammer ‘94. Это первая официальная игра по зимней Олимпиаде – вы могли видеть ее на Sega Mega Drive. 

В ней впервые изменили механику биатлона – вместо нажатия в такт кнопок «назад» и «вперед» нужно было нажать одну кнопку в такт движущейся полосе над головой спортсмена. Здесь же впервые появились противники, чтобы игрок не чувствовал себя одиноко. Других функций они не выполняют – с соперниками никак нельзя взаимодействовать, они тут для мебели.

Загружаю...

Лицензированные игры по зимним Олимпиадам продолжали выходить, но вот биатлон из них пропал. Поэтому было неожиданностью, когда его попытались возродить отдельной игрой.

В нулевых зародилась серия игр про биатлон. Годами переходила из рук в руки, издавала даже Ubisoft

Золотая эпоха игр о биатлоне – нулевые. В это время вышло более десяти игр – в основном это серии RTL Biathlon от немецкой студии 49 games и лицензированный биатлон от Ubisoft – игры просто назывались Biathlon с указанием года.

Биатлон пришел к Ubisoft в 2003 году, до этого два года серией занималась студия Infogrames Inc. (ныне – Atari UK), а вместе с крупным издателем появились лицензированные атлеты. Тут тоже можно создать и развивать персонажа, только вместо опыта спортсмен тратит деньги. В тренировках надо реально участвовать, то есть отдельно прокатится одному, чтобы вкачать слалом, или пострелять без соперников, чтобы меньше трясло прицел – поначалу радует, но скоро превращается в рутину.

Загружаю...

Зато на обложке серии всегда красовались медалисты Олимпиад и чемпионатов мира – в 2004 году даже была надпись «одобрено Франком Люком». За двукратного Олимпийского чемпиона  можно поиграть, да и вообще все участники соответствовали текущим участникам чемпионата мира.

Помимо спортсменов использовали реально существующие трассы – австрийский Хохфильцен, Поклюка из Словении, шведский Эстерсунд и другие. О фотореалистичности говорить не приходится, но в целом трассы получились узнаваемые и с разной сложностью – игрокам того времени особенно запомнился воссозданный длинный подъем в Хохфильцене прямо перед финишем.

Вот только процесс получился не таким интересным, как у более поздних игр. Выглядело все слишком примитивно – даже в такт не нужно нажимать. В течении получаса (в среднем именно столько уходит на один забег) нужно следить за пульсом спортсмена, чтобы он не вышел за границы. Иначе вы плететесь пешком, а на стрельбище и вовсе забудете о попаданиях. Серия продержалась пять лет, прежде чем закрыться в 2006 году.

Загружаю...

Как раз в это время началась серия RTL Biathlon. Издательством игр занималась студия RTL Playtainment – подразделение крупнейшего немецкого спортивного канала RTL. До этого они уже работали со студией 49Games над RTL Ski Jumping 2007, но решили переключится на биатлон, который в Германии нулевых был очень популярен.

Авторы не тратились на лицензированных спортсменов (разве что для обложек) – вместо этого разработчики сосредоточились на проработке режима карьеры, где можно создать своего биатлониста и дойти с низов до мирового чемпионства.

Помимо внешности атлета, игрок распределял характеристики: скорость, технику, выносливость и силу. Вот только игра не объясняла, за что они отвечают, так что руководствоваться приходилось собственным чутьем. Повысить навыки можно перед каждым заездом, поэтому к финалу в любом случае все характеристики будут в районе сотни.

Чуть проще с перками, которые даются с повышением уровня. У них говорящие названия в духе «восстановление энергии», так что понять их действие легко.

Загружаю...

Но даже RTL Biathlon недолго продержалась – в 2008 году вышла последняя часть серии. RTL ушла на пике – последняя часть любима фанатами и даже сейчас выглядит неплохо. 

В ней реализовали несколько дивизионов (от местных чемпионатов до мирового), фанаты отмечали схожесть трасс с реальными, а любители поиграть с друзьями могли посоревноваться на разделенном экране. Но увы, этого оказалось мало, и издатель отказался от серии. Больше отдельные игры о биатлоне не выходили.

Биатлон вернулся в играх про Соника и Марио. В 2014 аркада от Nintendo стала официальной игрой по сочинской Олимпиаде

И снова биатлон пропал из игр на десятилетие. Да, пару раз он мелькал в качестве подвида в сериях игр Winter Sports от тех же немцев из 49 games, да в Mario & Sonic at the Olympic Winter Games от Nintendo

Загружаю...

Интерес к биатлону в играх угасал – он единожды появился в Torino 2006, но уже в Vancouver 2010 его опять убрали, зато реализовали несколько видов слалома. Так продолжалось до Олимпиады в Сочи и аркады про Соника и Марио – в ней можно погонять на лыжах в Сочи за любимых героев детства, да еще и игровой процесс сделан необычно – езда симулируется контроллером Wii U с датчиком движений, а стрелять надо с геймпада-планшета на отдельном экране.

Кстати, хоть в серии Mario & Sonic нельзя поиграть за любимых спортсменов, она официально лицензирована МОК.

В России все еще мечтают об идеальной игре про биатлон. Ее уже три года разрабатывают энтузиасты

На сегодня игры про биатлон не вымерли разве что на мобилках – тут есть аркадные симуляторы и биатлон-менеджеры, где вам показывают только результаты спортсмена.

Загружаю...

Пара игр есть в Steam – современная версия для VR со средними оценками и недо-биатлон, где лыжи заменены на снегоход. 

Но биатлонного симулятора, который по качеству не уступал хотя бы уровню FIFA десятилетней давности, среди них нет.

Самый популярный проект среди существующих – русскоязычная игра NGL Biathlon. Ее с 2018 года разрабатывает любительская студия Nordic Games Lab. Поначалу проект делался на чистом энтузиазме, но сейчас у игры есть небольшое сообщество, поддерживающее авторов финансово.

Игра распространяется бесплатно, поддержка сугубо добровольная. Судя по группе авторов в VK, NGL Biathlon делается поклонниками этого вида спорта – авторы тут и делятся информацией об игре, и обсуждают прошедшие и текущие события из биатлона, а в комментариях игроки просят новые механики. Некоторые даже хотят от инди-студии реалистичную симуляцию стрельбы с поправкой на ветер.

Загружаю...

Спортсменов в NGL Biathlon используют настоящих – к реальности пытаются приблизить и характеристики, и форму. В игре реализованы современные спортсмены, поэтому увидеть гонку советских чемпионов Сергея Чепикова и Александра Тихонова не получится, а вот сделать симуляцию чемпионата мира-2020/21 можно. Правда, реальные спортсмены – скорее инициатива авторов игры, а не договоренность с атлетами.

Проект все еще выглядит сыро визуально, но это альфа-версия, и уже сейчас реализована куча фишек – множество чемпионатов, не уступающих по количеству серии RTL, кастомизация персонажа (форма и лыжи), одновременное участие 42 спортсменов и даже летний биатлон. 

При этом разработчики прислушиваются к сообществу – отказались от идеи стрельбы без перезарядки и по многочисленным просьбам увеличили количество одновременных участников в гонке с 21 до 42.

В дальнейшем авторы обещают полноценный режим карьеры и онлайн, но уже виден прогресс за два года – первый трейлер игры выглядит собранным на коленке, а последний билд хотя бы внешне приближен к уровню биатлонных симуляторов конца нулевых. Кто знает – может, нашим парням и впрямь удастся сделать лучшую игру про биатлон?

Загружаю...

* * *

«Камень я не дам». Как ящер из российской ролевой игры стал культовым мемом

Главный эротический квест создал школьный учитель, а разнесли по миру пираты. Leisure Suit Larry сгубили мошенники и время

Youtube-канал Паши Печенкина

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Games Herald