Игры про биатлон когда-то были популярны: были даже лицензии Олимпиады. Новый проект уже 2 года разрабатывают русские
История биатлона в видеоиграх.
В спортивных симуляторах сейчас нет места лишним – есть футбол, хоккей, баскетбол и популярные в США бейсбол и американский футбол. Но так было не всегда! Раньше в индустрии находилось место многим видам спорта, даже лыжам и биатлону.
Поначалу биатлон был частью игр о зимней Олимпиаде. Но уже после первой официальной игры от него отказались
Начало истории биатлона в видеоиграх похоже на ситуацию с фигурным катанием – изначально существовали лишь игры о зимней Олимпиаде, где биатлон был одной из опций. Впервые его реализовали в 1985 году на консоли Commodore 64. В сборнике Winter Games помимо биатлона были прыжки с трамплина, санки, фигурное катание, коньки, бобслей и горные лыжи, но к Олимпиаде эта игра отношения не имеет.
Разработчики не смогли получить лицензию МОК, поэтому в названии нет ни года, ни столицы Олимпиады, вот только геймерам этого и не надо было. Игровые СМИ нахваливали игру, а тираж превысил 250 тысяч копий.
Геймплейно биатлон реализован очень просто: езда на лыжах – ритмичное нажатие двух кнопок (право и лево), а стрельба – также две кнопки, выстрел и перезарядка, прицел двигался автоматически по вертикальной линии сверху вниз. Других атлетов нет, соревноваться приходилось на лучшее время.
Успех подтолкнул конкурентов – в 1988 году появилась Winter Olympiad 88 (она же Winter Challenge: World Class Competition), первая игра по зимним Олимпийским играм, но все еще без официальной лицензии МОК. Конечно, канадский город Калгари, столицу Олимпиады 88, никто здесь не воссоздавал и имена спортсменов не использовали, зато на главном экране был забавный канадец!
А вот официальных данных о продажах игры нет, поэтому узнать, насколько помогло в продвижении слово «Олимпиада», невозможно. Игра выходила на множестве платформ: от консолей Atari и Commodore до персональных компьютеров на DOS, в том числе и от Apple. Биатлон в Winter Olympiad 88 реализован абсолютно так же, как и в Winter Games, никаких новых идей разработчики не показали – все то же нажатие кнопок в такт, чтобы двигаться, ну а в стрельбе что-то поменять было сложно.
Последней игрой о биатлоне на долгие годы стала Winter Olympics: Lillehammer ‘94. Это первая официальная игра по зимней Олимпиаде – вы могли видеть ее на Sega Mega Drive.
В ней впервые изменили механику биатлона – вместо нажатия в такт кнопок «назад» и «вперед» нужно было нажать одну кнопку в такт движущейся полосе над головой спортсмена. Здесь же впервые появились противники, чтобы игрок не чувствовал себя одиноко. Других функций они не выполняют – с соперниками никак нельзя взаимодействовать, они тут для мебели.
Лицензированные игры по зимним Олимпиадам продолжали выходить, но вот биатлон из них пропал. Поэтому было неожиданностью, когда его попытались возродить отдельной игрой.
В нулевых зародилась серия игр про биатлон. Годами переходила из рук в руки, издавала даже Ubisoft
Золотая эпоха игр о биатлоне – нулевые. В это время вышло более десяти игр – в основном это серии RTL Biathlon от немецкой студии 49 games и лицензированный биатлон от Ubisoft – игры просто назывались Biathlon с указанием года.
Биатлон пришел к Ubisoft в 2003 году, до этого два года серией занималась студия Infogrames Inc. (ныне – Atari UK), а вместе с крупным издателем появились лицензированные атлеты. Тут тоже можно создать и развивать персонажа, только вместо опыта спортсмен тратит деньги. В тренировках надо реально участвовать, то есть отдельно прокатится одному, чтобы вкачать слалом, или пострелять без соперников, чтобы меньше трясло прицел – поначалу радует, но скоро превращается в рутину.
Зато на обложке серии всегда красовались медалисты Олимпиад и чемпионатов мира – в 2004 году даже была надпись «одобрено Франком Люком». За двукратного Олимпийского чемпиона можно поиграть, да и вообще все участники соответствовали текущим участникам чемпионата мира.
Помимо спортсменов использовали реально существующие трассы – австрийский Хохфильцен, Поклюка из Словении, шведский Эстерсунд и другие. О фотореалистичности говорить не приходится, но в целом трассы получились узнаваемые и с разной сложностью – игрокам того времени особенно запомнился воссозданный длинный подъем в Хохфильцене прямо перед финишем.
Вот только процесс получился не таким интересным, как у более поздних игр. Выглядело все слишком примитивно – даже в такт не нужно нажимать. В течении получаса (в среднем именно столько уходит на один забег) нужно следить за пульсом спортсмена, чтобы он не вышел за границы. Иначе вы плететесь пешком, а на стрельбище и вовсе забудете о попаданиях. Серия продержалась пять лет, прежде чем закрыться в 2006 году.
Как раз в это время началась серия RTL Biathlon. Издательством игр занималась студия RTL Playtainment – подразделение крупнейшего немецкого спортивного канала RTL. До этого они уже работали со студией 49Games над RTL Ski Jumping 2007, но решили переключится на биатлон, который в Германии нулевых был очень популярен.
Авторы не тратились на лицензированных спортсменов (разве что для обложек) – вместо этого разработчики сосредоточились на проработке режима карьеры, где можно создать своего биатлониста и дойти с низов до мирового чемпионства.
Помимо внешности атлета, игрок распределял характеристики: скорость, технику, выносливость и силу. Вот только игра не объясняла, за что они отвечают, так что руководствоваться приходилось собственным чутьем. Повысить навыки можно перед каждым заездом, поэтому к финалу в любом случае все характеристики будут в районе сотни.
Чуть проще с перками, которые даются с повышением уровня. У них говорящие названия в духе «восстановление энергии», так что понять их действие легко.
Но даже RTL Biathlon недолго продержалась – в 2008 году вышла последняя часть серии. RTL ушла на пике – последняя часть любима фанатами и даже сейчас выглядит неплохо.
В ней реализовали несколько дивизионов (от местных чемпионатов до мирового), фанаты отмечали схожесть трасс с реальными, а любители поиграть с друзьями могли посоревноваться на разделенном экране. Но увы, этого оказалось мало, и издатель отказался от серии. Больше отдельные игры о биатлоне не выходили.
Биатлон вернулся в играх про Соника и Марио. В 2014 аркада от Nintendo стала официальной игрой по сочинской Олимпиаде
И снова биатлон пропал из игр на десятилетие. Да, пару раз он мелькал в качестве подвида в сериях игр Winter Sports от тех же немцев из 49 games, да в Mario & Sonic at the Olympic Winter Games от Nintendo.
Интерес к биатлону в играх угасал – он единожды появился в Torino 2006, но уже в Vancouver 2010 его опять убрали, зато реализовали несколько видов слалома. Так продолжалось до Олимпиады в Сочи и аркады про Соника и Марио – в ней можно погонять на лыжах в Сочи за любимых героев детства, да еще и игровой процесс сделан необычно – езда симулируется контроллером Wii U с датчиком движений, а стрелять надо с геймпада-планшета на отдельном экране.
Кстати, хоть в серии Mario & Sonic нельзя поиграть за любимых спортсменов, она официально лицензирована МОК.
В России все еще мечтают об идеальной игре про биатлон. Ее уже три года разрабатывают энтузиасты
На сегодня игры про биатлон не вымерли разве что на мобилках – тут есть аркадные симуляторы и биатлон-менеджеры, где вам показывают только результаты спортсмена.
Пара игр есть в Steam – современная версия для VR со средними оценками и недо-биатлон, где лыжи заменены на снегоход.
Но биатлонного симулятора, который по качеству не уступал хотя бы уровню FIFA десятилетней давности, среди них нет.
Самый популярный проект среди существующих – русскоязычная игра NGL Biathlon. Ее с 2018 года разрабатывает любительская студия Nordic Games Lab. Поначалу проект делался на чистом энтузиазме, но сейчас у игры есть небольшое сообщество, поддерживающее авторов финансово.
Игра распространяется бесплатно, поддержка сугубо добровольная. Судя по группе авторов в VK, NGL Biathlon делается поклонниками этого вида спорта – авторы тут и делятся информацией об игре, и обсуждают прошедшие и текущие события из биатлона, а в комментариях игроки просят новые механики. Некоторые даже хотят от инди-студии реалистичную симуляцию стрельбы с поправкой на ветер.
Спортсменов в NGL Biathlon используют настоящих – к реальности пытаются приблизить и характеристики, и форму. В игре реализованы современные спортсмены, поэтому увидеть гонку советских чемпионов Сергея Чепикова и Александра Тихонова не получится, а вот сделать симуляцию чемпионата мира-2020/21 можно. Правда, реальные спортсмены – скорее инициатива авторов игры, а не договоренность с атлетами.
Проект все еще выглядит сыро визуально, но это альфа-версия, и уже сейчас реализована куча фишек – множество чемпионатов, не уступающих по количеству серии RTL, кастомизация персонажа (форма и лыжи), одновременное участие 42 спортсменов и даже летний биатлон.
При этом разработчики прислушиваются к сообществу – отказались от идеи стрельбы без перезарядки и по многочисленным просьбам увеличили количество одновременных участников в гонке с 21 до 42.
В дальнейшем авторы обещают полноценный режим карьеры и онлайн, но уже виден прогресс за два года – первый трейлер игры выглядит собранным на коленке, а последний билд хотя бы внешне приближен к уровню биатлонных симуляторов конца нулевых. Кто знает – может, нашим парням и впрямь удастся сделать лучшую игру про биатлон?
* * *
«Камень я не дам». Как ящер из российской ролевой игры стал культовым мемом