В 90-х в шутеры играли «трактористы». Нет, это не сельские парни, а хейтеры мышек

Олды стреляли без мышек.

Знаете ли вы, как связаны трактористы и видеоигры? Нет, речь не о Farming Simulator, а о шутерах от первого лица. Сейчас консервативные ПК-игроки не могут понять, как консольщики умудряются стрелять с геймпада, но 20 лет назад в компьютерных клубах можно было встретить необычных геймеров, использовавших в шутерах только клавиатуру и полностью игнорировавших мышь. Их и назвали «трактористами».

Изначально разработчики не знали, как использовать мышь, и выдумывали дичь. Проще было играть с клавиатуры

Привычная нам мышь когда-то была всем в новинку. Когда на ПК под Windows впервые ввели ее поддержку, Microsoft пытался помочь пользователям освоиться с новым устройством с помощью игр. Так, например, появился всем известный пасьянс «Косынка» и другие встроенные в ОС развлечения.

Легендарная «Косынка» из Windows – стажер сделал пасьянс бесплатно, а теперь игра в зале славы

Неудивительно, что разработчики игр использовали устройство с осторожностью. В начале 90-х многие игры не поддерживали мышку вовсе, в том числе и шутеры. В 1992 году обзор мышью популяризировала ролевая игра Ultima Underworld: The Stygian Abyss, но реализовано все было специфично. Речь не о полноценном обзоре мышкой, а о кликах по краям экрана, чтобы повернуть камеру.  

Загружаю...

В шутерах дела с мышью были не лучше. Родоначальники жанра, Doom и Wolfenstein, не просто так проходились на клаве трактористами. Разработчики пытались повесить на это адское устройство ходьбу вместе с обзором и стрельбой. 

Мышь отвечала за обзор по горизонтальной оси и стрельбу, а если двигать ею вверх-вниз, то персонаж двигался вперед-назад. А в «Вульфе» с зажатой ПКМ еще можно было стрейфиться (двигаться боком, как приставным шагом), но легче от этого не становилось. Даже руководство к Doom Collectors Edition, вышедшей в 2001 году, прямым текстом писало: «Если мышка не работает в игре, забейте и играйте с клавиатуры. Это ностальгический опыт – так играли на релизе».

Да и управление с клавиатуры в то время в шутерах еще не устоялось. Каждый разработчик предлагал свое: вместо привычного нам WASD предлагались комбинации A Shift Z X, ASDX, ESDF, AZQE и т.д. Так что игрокам оставалось адаптироваться.

Загружаю...

Как играли «трактористы»?

Руки «тракториста» были свободны от мыши, так что помещались на разные части клавиатуры. Обычно правая лежала на стрелках рядом с NumPad’ом (если он был на клавиатуре), а левая лежала на левом углу клавы, рядом с Alt, Ctrl и Shift. Ходьба, как вы уже поняли, была на стрелках, как и поворот камеры влево-вправо.

Для стрейфа дополнительно зажимали кнопку слева (чаще всего Alt), а Ctrl отвечал за стрельбу. Вертикальный обзор каждый подстраивал под себя: кто-то использовал NumPad, а если его не было, то приходилось изгаляться либо на PageUp, PageDown, либо правыми Ctrl и Shift. Находились исключительные шутеры, которые воспринимали левый и правый Ctrl (а также Shift и Alt) как одну кнопку, но это скорее исключение.

«Трактористы» против «мышатников» – главная борьба геймеров из 90-х. Ее окончил Quake

К интернет-войнам консольщиков и ПК-бояр или фанатов Xbox и фанов PlayStation мы давно привыкли, но какие противостояния были до них? Правильно, «трактористов» и «мышатников» (так пренебрежительно называли игроков, использовавших мышь в шутерах)!

Загружаю...

Вот только интернет тогда не был распространен, поэтому война шла в реале: в классах информатики, на компьютерных курсах и в игровых клубах. Чаще всего играли в Doom 1-2, Descent и прочие шутеры, выходившие до 1996 года, где мышь все еще реализовывалась ограниченно, да и «трактористы» за годы гейминга уже приноровились к управлению.

Почему именно до 1996-го? В этот год, после двухлетнего молчания, id Software выпустила Quake.

Quake стал первым популярным шутером с вертикальным обзором мышью,. Именно «популярным», так как адекватное управление мышью реализовывала Bungie в Marathon (1994) и Bethesda в Terminator: Future Shock (1995), но даже на Западе игры остались нишевыми. А вот «Кваку» знают все, ведь это игра от отцов жанра, авторов Doom и Wolfenstein 3D!

Кажется, разработчики не верили, что управление мышкой взлетит, так как по умолчанию обзор мышью отключен. Либо удерживайте кнопку на клавиатуре, чтобы целиться мышью (по умолчанию это была /), либо прописывайте команду в консоли. Вот только узнать о ней в то время было проблематично – многие мучились с дополнительной кнопкой.

Загружаю...

Quake показал ахиллесову пяту «трактористов» – прицеливание по вертикальной оси. В Doom и Wolfenstein 3D достаточно было вертеть камерой влево-вправо, а в Quake мышь давала настоящее преимущество, так что приходилось переучиваться всем, даже опытным игрокам на клаве.

Самый успешный «тракторист» – Деннис Фонг. Он даже получил «феррари» Джона Кармака

В США массовое принятие мыши произошло в 1997 году, и связано оно также с Quake. Только представьте себе – юноша по имени Деннис Фонг выиграл личную Ferrari 328 GTS Джона Кармака!

Деннис долгие годы был заядлым «трактористом», играл в любимую Doom и игнорировал мышь. Когда вышел Quake, он проникся его мультиплеером, вот только никак не мог выиграть у брата, Лайла. Между ними еще с первого Doom было классическое противостояние «тракториста» и «мышатника» – Деннис уверенно выигрывал, но в Quake ничего не получалось. Стоило ему начать использовать мышку, как он перестал проигрывать брату, а затем начал выступать на соревнованиях штата по Quake, где стабильно занимал первые места.

Так он добрался до Red Annihilation Quake 1 Tournament, это что-то в духе чемпионата США по Quake. Проводился он с участием id Software, а на кону стояла машина самого Джона Кармака. Фонг восхитил всех скоростью движения настолько, что нашлись игроки и зрители, не верившие в честность Денниса. На форумах после турнира писали, что «он двигается слишком быстро», а его повороты на 180 градусов «невозможны с обычной клавиатурой и мышью, он точно использовал какое-то специальное устройство»!

Загружаю...

Но Кармак знал, кому отдает свою «феррари» – чемпионат проходил по правилам и с судьями, а записи финала сохранились на YouTube. Помните, что в то время еще не устоялось привычное нам управление с WASD? Так вот, Деннис назвал одной из причин своей победы используемую раскладку клавиатуры. Поэтому в Quake II Кармак добавил привычное нам управление.

Деннис Фонг (в машине) и Джон Кармак

Деннис же обрел популярность – о нем писали десятки СМИ (в том числе Washington Post и Rolling Stone), его называли «королем геймеров» и «Майклом Джорданом от мира видеоигр». Фонг закончил киберспортивную карьеру в 1997 году, решив сфокусироваться на бизнесе – на выигранные деньги он основал собственную компанию GX Media, занимавшуюся нишевыми игровыми медиа в США. 

Загружаю...

«Тракторизм» сейчас мертв – современные шутеры, даже если косят под ретро, такое управление не поддерживают

С годами у игроков в PvP сложилось понимание, что мышь дает неоспоримое преимущество. Консерваторы, не одобряющие подобное управление, все еще оставались, но с каждым годом их становилось все меньше. «Трактористы» пытались сопротивляться «мышатникам», и кто-то до сих пор пишет, как нагибал «трактором» в Quake или даже в мультиплеер Half-Life. Но объективно же «трактором» можно было проходить разве что одиночные игры.

Разве что японцы из Capcom в 2007 заставили всех любителей Resident Evil на ПК на время стать «трактористами». Порт четвертой части почему-то вышел без поддержки мыши. Для кого-то это стало камнем преткновения, а кто-то вернул себе девяностые и без проблем отстреливал медленных зомби на клаве.

В современных шутерах «трактором» уже не поиграть. В Doom Eternal невозможно назначить клавиши для обзора вместо мыши, и даже инди-стрелялки, заигрывающие с ностальгией, такой возможности вам не дадут. Project Warlock или Strafe хоть и выглядят как игры из 90-х, но тех же ощущений «трактористам» не подарят.

Загружаю...

Правда, необычный аналог «трактористов» среди современных игроков все же присутствует: геймеры проходят Dark Souls на пианино, танцевальных ковриках, барабанах и даже бананах!

Вот только игроки в шутеры в 90-е пытались адаптировать неудобное управление для комфортной игры, а современные любители хардкора делают обратное, отказываясь от удобств в пользу экзотики. Классический «тракторизм» вымер – естественный отбор выбрал «мышатников».

* * *

«Камень я не дам». Как ящер из российской ролевой игры стал культовым мемом

Главный эротический квест создал школьный учитель, а разнесли по миру пираты. Leisure Suit Larry сгубили мошенники и время

Youtube-канал Паши Печенкина

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Games Herald