В «Героях 2» были настоящие оперы. В текстах – отсылки к Ницше и Библии
Музыка в Героях 3 играет особую роль. Популярность такой в общем-то прикладной вещи в видеоиграх, как саундтрек, в Heroes III достигла таких вершин, что Ubisoft выпустила OST всех «Героев» отдельным диском в 2008 году, а симфонические оркестры с успехом ездят по миру даже спустя 20 лет после выхода игры.
Но по-настоящему прорывной, при всём великолепии саундтрека из Heroes III, стала музыка 2-й части. В ней для музыкальных тем замков использовалась настоящая опера. Про эту безумную для видеоигр идею я и расскажу.
Кто написал саундтрек «Героев»?
Пол Ромеро, будущий композитор всей геройской серии, рос в прямом смысле вундеркиндом. Он уже в 13 лет сочинил первое музыкальное произведение на пианино. Вскоре после этого его фортепианный концерт исполнил целый Национальный симфонический оркестр под руководством нашего легендарного соотечественника Мстислава Ростроповича.
Со временем Пол Ромеро стал внедрять классику в игры: например, стал автором музыки для MMORPG EverQuest. Но больше всего он запомнился именно как композитор «Героев».
Музыку в Heroes II Ромеро написал в соавторстве с Робом Кингом: тот известен по саундтрекам к мультфильмам, играм и трейлерам фильмов – например, «Легенда о Корре», Need For Speed: Most Wanted и «Хранителей» Зака Снайдера.
Опера в видеоигре? Как они вообще до этого додумались?
Итак, эти двое как-то вечером пошли на «Богему» Джакомо Пуччини – популярную оперу, сюжет которой построен вокруг вечных тем дружбы, веселья, любви и смерти. После этого их осенило: а что, если оперных певцов добавить в видеоигру, над которой они в данный момент трудились, Heroes II? Ведь такого никто раньше не делал! С этой замечательной мыслью они пришли к Джону ван Канегему, главному человеку в New World Computing, который значит для Heroes I–IV, не меньше, чем Тодд Говард для серии TES. Ромеро и Кинг получили отказ.
После долгих уговоров музыкантам все же удалось уломать несговорчивого босса, но с одним условием. На случай, если геймеры не примут непростой для обывателя музыкальный жанр, в меню настроек вторых «Героев» добавили функции отключения опер в замках.
Работа закипела. Но если с написанием музыки у Пола Ромеро и Роба Кинга проблем никогда не возникало, то с операми появился другой вопрос: кто-то же должен исполнять вокальные партии для игры? При том, что нанять знаменитых оперных исполнителей не позволит бюджет.
Так кто в итоге исполнял партии?
На помощь пришли связи Ромеро. Он обучал игре на пианино сыновей Ховарда Казанджяна, друга Джорджа Лукаса и, помимо всего прочего, исполнительного продюсера двух легендарных фильмов: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая». У его детей была кузина, 16-летняя Карин Машегейн. Или на наш манер Мушегян, так как она, как и её дядя, были армянского происхождения. Она и Пол выступали на одном семейном концерте по случаю юбилея знаменитого дядюшки Карин, где музыкант заметил ее талант и пригласить в проект.
Как победить задрота в «Героях», когда сам – новичок? Вы знаете ответ
Впоследствии Машегейн построила успешную карьеру певицы – она выступает в оперных театрах в родных США по всему миру. А геройщики, не заставшие 2-ю часть, наверняка запомнили ее лирическое сопрано по темам из фракций Природы и Хаоса в «Героях 4» и в Ордене Порядка в пятой части. Последний совместный проект Ромеро, Кинга и Машегейн – работа над саундтреком Heroes VII.
С мужским вокалом вышло еще проще. Пол просто пригласил своего друга, Гранта Янгблада, одного из лучших баритонов США. По счастливой случайности вместе с оперной труппой он был проездом в Лос-Анджелесе, где базировалась New World Computing. Поэтому Грант смог выкроить немного времени и принять участие в создании саундтрека к Heroes II.
Для пения композиторы выбрали немецкий язык: именно он показался им наиболее подходящим по мелодике.
Вообще, Пол и Роб любят брать разные языки для саундтреков к играм. Кроме немецкого и латыни, которая использовалась во многих играх (например, в «Героях» 4-7, серии Disciples и даже в Super Smash Bros) они положили на музыку тексты на фарси и ацтекском – для игры MMORPG Rift.
В текстах арий – отсылки к Ницше и Библии
Начнём с «хороших»: Маги (в «Героях 3» стали Башней), Волшебницы (Оплот или Бастион) и Рыцари (Замок). Первые – единственный класс, оставшийся без оперы. То ли недосмотр создателей игры, то ли тонкая отсылка, что Маги сами по себе нейтральны и присоединились к Роланду только на время войны.
В замке же Волшебниц Карин Машегейн поёт буквально следующее:
«Die Toren sprechen in ihrem Herzen: Es ist kein Gott»
Наверно, даже не зная немецкого, можно догадаться что последних два слова, «Kein Gott», означают «нет Бога». Но, конечно, волшебницы, не отвергают Всевышнего, они же хорошие, это делают «Die Toren» – безумцы. То есть те, кто выступил на стороне Арчибальда, и сам брат Роланда в первую очередь. А Один из его сподвижников, Этрик буквально назван игрой Безумным, Ethric the Mad. К слову, этот товарищ стал первым личом и основателем Некрополиса как фракции. Сандро, заваривший кашу в 3-части, – его ученик.
Вся строчка из оперы взята из 13 псалма в Библии, которая повторяется в 52-ом. Полностью фраза в Синадальном переводе звучит так:
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»
Перейдем к Рыцарям.
Как вы догадались, они тоже цитируют Библию, только в этот раз уже 113 псалом. Волшебное сопрано Карин выводит:
«Sie haben Mauler und reden nicht, Sie haben Augen, und sehen nicht, Sie haben Ohren und horen nicht, sie haben Nasen und richen nicht, sie haben Hande und fuhlen nicht, Fusse und gehen nicht, Sie haben Halse und reden nicht»
В синодальном переводе стих звучит так: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею».
Сильнейший в лейте город «Героев 3» – Замок. Но почему он так часто проигрывает?
В оригинале это осуждение идолов, которых язычники делали своими руками из дерева или камня, а потом поклонялись им. Конечно, ни в «Героях 2», ни в Might & Magic 6, которая продолжает сюжет стратегии, мы не видим, чтобы кто-нибудь из плохишей поклонялся им. Но в христианском богословии идолы – это не только тотемные столбы индейцев, каменные изваяния и прочее в этом роде. Это еще все, на что человек полагается больше всего и готов ради получения этого на любые жертвы. Таким идолом для чернокнижников и некромантов стало знание, а для варваров – грубая сила.
Прежде чем перейдём к злодеям, отмечу, что если за «добрых» поет Карин, то партии в замках плохишей исполняет Грант. Возможно, это специальный прием, чтобы еще более усилить разницу между двумя фракциями. В экстремальном металле такой прием называется «Красавица и чудовище», в котором красивое чистое женское пение контрастирует с мужским гроулом.
Итак, за плохую сторону «играют» Варвары (Цитадель), Чернокнижники (Темница) и Некроманты (ну, это понятно).
Строки, которые поются в замке Варваров, очень подходят для этой расы (почему – объясним чуть позже):
«Oder gehst du jetzt selber
auf den Wegen
auf den Wegen
Oder gehst du jetzt auf den Wegen der Diebe, du Freund der Bosen?»
Что переводится как:
«Или теперь ты сам идешь
по пути
по пути
Или теперь ты сам идешь по пути воров, ты, друг злых?»
Этот текст, как и фразы, которые поются у остальных злых фракций, из романа Ницше «Так говорит Заратустра». Фрагмент взят из отрывка, где Заратустра бережно несет «маленькую истину» о женщинах. Он настолько внимательно несет ее, что один человек заподозрил главного героя в совершенной краже и аккуратной после этого переноске наворованного. Поэтому недоверчивый прохожий спрашивает у Заратустры:
«Или теперь ты сам идешь по пути воров, ты, друг злых?»
А тот в ответ начинает излагать полученное им откровение о женщинах. Которое можно сократить до такой цитаты:
«Счастье мужчины называется: «Я хочу». Счастье женщины называется: «Он хочет».
Этот сексисткий подход, основанный на праве грубой силы, идеально подходит варварам, которые настолько невежественны, что почему-то строят циклопам пирамиды вместо пещер.
В замке Чернокнижников также цитируется «Так говорит Заратустра» Ницше:
«Willst du heute dein Feuer in die Taler tragen?
Furchtest du nicht
Furchtest du nicht
Furchtest du nicht des Brandstifters Strafen?»
Перевод:
«Неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины?
Неужели не боишься
Неужели не боишься
Неужели не боишься ты кары поджигателю?»
В контексте сюжета Heroes II эти строки более чем понятны. Чернокнижемк Арчибальд разжег войну с братом, добиваясь освободившегося престола. А у Ницше под огнём подразумевается знание, которое Заратустра получил после десятилетий, проведенных в уединении в размышлениях и медитациях. Что тоже актуально для этой фракции.
Остались Некроманты:
«Deine wilden, wilden Hunde wollen in die Freiheit;
sie bellen vor Lust in ihrem Keller,
wenn dein Geist alle Gefangnisse zu losen trachtet.
Sie bellen vor Lust…»
Перевод:
«Твои дикие псы хотят на свободу;
они лают от радости в своем погребе,
пока твой дух стремится отворить все темницы.
Они лают от радости…»
Возможно, прямой смысл здесь – готовность некромантов, чья деятельность была под запретом, идти до конца в битве за свободу самореализации в тёмной магии. У Ницше же дикие псы – это искушения, которые усиливаются, когда ты начинаешь идти правильным путем духовного самосовершенствования. Для некромантов таким искушением являлась их живая плоть, которую они отбросили, чтобы продолжить поиск тайного знания уже в виде нежити.
* * *
Если в операх хороших ребят звучат строки из Библии, то в замках фракций, последовавших за Арчибальдом, используются фразы из Ницше. Его самая известная цитата – «Бог умер». А сам роман «Так говорит Заратустра» задумывался философом как антибиблия, которая поможет читателям сбросить ярмо христианства и Всевышнего, а вместо этого принять новую мораль сверхчеловека.
Таким решением Пол Ромеро и Роб Кинг ещё сильнее подчеркнули глубокие противоречия между идеологиями двух сторон.
Легчайший тест по «Героям 3». Ты справишься с ним, даже если открывал игру в прошлом веке