Вторая часть интервью босса Spirit с Яной Медведевой. 40% окупаемости для клуба – уже хорошо, игроки в СНГ – инфантильны

И запоздало про бандлы.

В первой части интервью мы поговорили с CEO Team Spirit о начале его карьеры в киберпорте, отношениях с игроками и принципах построения состава в Dota 2.

Босс Spirit дал первое интервью за 5 лет: вспомнил в деталях уход Рамзеса в 2016-м, дружил с Айсбергом даже после кика

Во второй части беседы мы обсудили главные проблемы киберспортменов в СНГ, почему небольшим организациям сложно окупить свои расходы, что там с бандлами команд на DPC и как рейтинг HLTV может помешать молодым игрокам.

По кому из игроков скучаешь и по-человечески, и профессионально?

– Я избавился от таких вещей, как скучать по-человечески. Если я по кому-то скучаю, то я могу просто написать – у нас эпоха онлайна. 

Профессионально – я жалею, что мы не раскрылись в составе с Артемом. Особенно если говорить про команду с европейцами. Это был определенный переходный этап, когда мы очень много поменяли в своем подходе в работе с командой. Тот состав был собран с большими перспективами, мы тогда тоже заняли два вторых места. Но я был абсолютно уверен, что у того состава был довольно большой потенциал, как и у нашей работы с Артемом.

Загружаю...

И то, как мы раскрыли Рому в рамках нашего клуба, было не очень удачным процессом. Не могу себя корить за это в большой мере, потому что я был совсем зеленым, и ошибки, которые я допустил, были связаны с этим. Но я уверен, что с ним можно было гораздо большего добиться.

Я по прежнему верю в Мишу как в игрока. И мне кажется, что он обладает всем набором качеств, необходимых, чтоб добиваться больших успехов. Не считая нескольких недостатков, которые полностью ему мешают.

Каких?

– Если говорить про какие-то конкретные вещи, то он склонен иногда искать простые пути. Он романтик по своей натуре и ему может казаться, что все должно происходить само по себе. «Если у нас есть потенциал, то мы в любом случае его раскроем, если будем просто хорошо делать свою работу». К сожалению, это не так. 

И в реальности я уверен, что даже очень успешные команды проходят огромное количество кризисов и проблем. Их нужно преодолевать, работая над собой и работая над своим коллективом – никак иначе. Само собой ничего не происходит.

Наверное, это такой инфантилизм.

– Инфантильность – это самый главный бич вообще киберспорта в нашем регионе. У меня был не такой большой, но опыт работы с европейцами. И можно говорить, что главная разница между командами из Европы и СНГ – это именно инфантилизм. Это большой спектр свойств, и разным игрокам в СНГ разные пункты свойственны, но он есть у каждого. Это и отсутствие профессионализма и серьезного отношения к работе, и избегание ответственности, вплоть до банальных проблем с соблюдением режима, с пониманием важности тренировочного процесса, соблюдения иерархии в рамках коллектива и так далее. Очень много пунктов.

Загружаю...

Европейская Дота невероятно слаба. Впервые за 5 лет за регион страшно

Мы сейчас говорим о Доте или с каэсерами то же самое?

– CS намного более профессиональная дисциплина, я думаю, практически в любом регионе. Так сложилось, это какие-то культурные традиции о том, что еще с 00-х и с начала 10-х в CS:GO всегда было больше клубов, больше профессиональных команд, которые прививали профессиональную этику этим игрокам.

В CS:GO зачастую игроки гораздо больше думают о зарплатах, чем о призовых – и это очень важный пункт. Тогда у тебя немножко меняется цель – тебе нужен общий успех. А чтобы иметь общий успех, тебе нужна стабильность. А чтобы была стабильность, нужна регулярная работа. Тебе нужно поддерживать уровень дисциплины, один и тот же состав.

Плюс сама по себе игра крайне требовательная к заменам. В Доте еще 2-3 года назад ты мог на один матч заменить одного игрока на другого и практически ничего не потерять, если они играют на одинаковом уровне и на схожих героях. В CS:GO меняя одного игрока, ты превращаешься в микс, который не имеет нужного уровня коммуникации, взаимодействия и так далее.

Все это приводит к тому, что игроки в CS:GO гораздо более зрелые и профессиональные, и я в этом мнении уверен на 100%. Но и там есть проблемы, которые свойственны региону.

Когда я первый раз поговорил с Patsi, я словил диссонанс. Для своих 16 лет, будучи обычным школьником из Москвы из обычной семьи, действительно обладает поразительными навыками коммуникации, пониманием того, что ему нужно делать, целеустремленностью и профессионализмом, который ему никто особо не прививал намеренно.

Загружаю...

И он пришел в CS:GO, чтобы добиваться карьерных целей и успехов. Он пришел не для того, чтобы выиграть очередной матч или выиграть очередной турнир, заработать денег. Он пришел, чтобы выстроить карьеру. И выиграть матч – это способ выстроить карьеру, а заработать денег – это следствие. Соответственно, у него определенный подход ко всем этим процессам очень здорово настроен.

И молодое поколение каэсеров – это действительно новый тип людей по сравнению с тем, что я видел раньше. Это крайне позитивное влияние. И я надеюсь, что в Доте мы получим схожий результат.

2 года назад Бит объяснял, почему он должен попасть в молодежку NAVI. Теперь он выиграл первый турнир в основе

Мне кажется, в CS:GO в том числе большую роль сыграл рейтинг HLTV, потому что ребята видят эту лестницу развития. И очень много турниров, которые имеют структуру лиг, где ты переходишь из нижнего дивизиона в более высокий, ты видишь, как ты развиваешься. А Доте твой путь развития – это поехать на TI и выиграть.

– Да, ты права. На самом деле, рейтинг HLTV – это офигенный инструмент, который позволяет тебе провести какой-то уровень самоидентификации: «мое место сейчас здесь, я хочу сюда, для этого мне нужно столько-то выиграть». 

В Доте появляются определенные аналоги. Современная DPC-система ведет к большей структурированности процесса. 

Но у HLTV есть и свои недостатки. Когда подписываешь молодого игрока в академию, с ним работаешь, для него матч на HLTV – это огромный уровень стресса. Огромное количество игроков очень неплохо играют какие-то трай-ауты, неплохо потом играют праки и даже турниры, которых нет на HLTV. Появляется матч на HLTV – и все. У тебя руки трясутся, ты понимаешь, что там будут цифры. Ты начинаешь набивать свою статистику, потому что на нее будут все смотреть, и ты должен очень сильно постараться. А когда ты молод, неопытен и очень хочешь постараться, ты выходишь с матча 0-5.

Загружаю...

Очень важно правильно этот инструмент использовать. Важно понимать, что рейтинг HLTV – это не самоцель. Это просто способ себя оценить, понять, куда ты хочешь двигаться. Но ты не должен выстраивать все своим действия только для того, чтобы получить цифры получше.

Ты упомянул систему DPC. Мы так ждали этих лиг, мечтали о них и все говорили, что это именно то, чего не хватает организациям, чтобы закрепиться в Доте. И вы вернулись к старту сезона. Оправдались ожидания?

– Ожиданий не было. Мы не первый год работаем с Valve. Мы знаем, что выстраивать какие-то ожидания бессмысленно, потому что с большой вероятностью разочаруешься. 

Скажу так: мое отношение к DPC сугубо положительное. То, что это произошло, в итоге всем нам сыграет в плюс. И даже текущая система прямо сейчас не так плохо себя показывает. В ней огромное количество недостатков, и складывается ощущение, что есть определенный фактор недоработки. Люди, которые это разрабатывали, может, были заняты другими проектами или просто недооценили важность каких-то элементов, но она просто недоделана. Не посчитана арифметика рейтинга, не продумана система распределения призовых. Выглядит так, как будто они накидали шаблон, как это примерно должно быть, а дальше до редактирования шаблона дело не дошло.

И именно рейтинг DPC позволяет нам использовать метод, который мы выбрали для подбора нашего текущего состава, и думать о том, что мы собираем этот состав как проект минимум на два года. Мы были готовы к тому, что у нас будут первые неудачи. Мы были готовы к тому, что нам нужно будет 1-2 или большее количество замен. Мы были готовы к тому, что Айрат не окажется настолько хорошим тренером, каким он оказался. 

Загружаю...

И тут были скорее не ожидания, а надежда, что даже если первый DPC-сезон будет не очень удачным, Valve все равно это дело продолжит. Так что само наличие лиг – это круто. А то, в каком они сейчас состоянии – тут есть над чем работать.

«Дотеры будто гладиаторы на арене, а зрителям нужна лишь кровь». Огненный текст от тренера Secret про несправедливость DPC-системы

С минусами и проблемами понятно. Но есть «вопрос из зала». А что случилось с фанатскими наборами?

– Изначально, когда мы про это узнали, мы все были в воодушевлении. Это то, о чем неоднократно говорил Женя из NAVI, и то, ради чего в эту дисциплину вообще стоит приходить. Когда появляется доступ к монетизации своей аудитории напрямую – это очень большой потенциал, чтобы этот состав по крайней мере выходил в меньший минус, чем он выходит обычно.

С нами связались, нам выдали ТЗ на изготовление этих фанбоксов и очень сильно подгоняли. Говорили: «давайте быстрее, мы ничего не успеваем, почему вы ничего не загрузили». Не только нас, а в целом все клубы. Изначально по первичным дедлайнам нам дали 10 дней на то, чтобы изготовить всю графику, звуковые элементы и так далее. Само собой, это очень маленький срок для того, чтобы сделать все качественно. 

Нужно понимать, что эти бандлы создают определенный рынок конкуренции. Каждый клуб будет заинтересован в том, чтобы именно его фанбокс покупали. Само собой, твоя спортивная успешность тоже будет на это влиять, но учитывая, что это косметика, ее визуальная составляющая очень важна. Важно, чтобы людям понравилось, даже если они не являются фанатами твоего клуба.

Загружаю...

Мы, как и многие другие клубы, приложили большое количество усилий, наняли каких-то художников, профессиональных актеров озвучки и что-то еще и смогли уложиться в чуть больший срок, чем 10 дней. В нашем случае это 2 недели. Мы загрузили все файлы. Мы еще видели коммуникацию, что какие-то клубы свои файлы дозагружали. 

И вот где-то начиная с середины марта коммуникация полностью приостановилась. На все наши вопросы по этому поводу ответов нет. Понимания о том, в чем конкретно проблема, нет. И будет ли это в принципе, тоже непонятно.

Отвечая на вопрос: все паршиво.

Puppey и Iceberg ноют из-за формата DPC-лиги. Но это же бред!

Чаще всего о финансовой стороне мы говорим с руководителями крупных клубах, которые гордятся тем, что вышли в 0. Team Spirit – это немного другой уровень. Есть ли у вас какой-то уровень финансовых достижений, за который вы можете себя похвалить?

– Если говорить про гордость, то в 2020 году мы достигли 40% окупаемости. И для клуба нашего формата, учитывая наши расходы и то, что мы не просто пытаемся брать составы, которые заведомо отбиваются в ноль за счет издателя или молодых игроков, это хороший результат. И это первый год, когда нам удалось его добиться.

В СНГ действительно не самая простая ситуация. У большого количества региональных представительств брендов просто нет бюджета для того, чтобы платить за размещение или рекламу. Киберспорт – это в первую очередь диджитал-реклама. Это какие-то истории, упоминания на футболках, в колл-аутах – это не продуктовые продажи. А партнеры в СНГ зачастую спрашивают: «вот мы заплатим вам Х денег, на какую сумму из этих денег мы продадим товаров?». 

Загружаю...

Отношение к ситуации меняется, приходят новые работники и молодые специалисты, которые имеют более богатый опыт взаимоотношений с европейскими офисами, более актуальное образование и понимание. Они понимают, что даже в нашем регионе выстраивание своего бренда, репутации, узнаваемость за счет инфлюенсеров – это тоже важно. И это напрямую влияет на продажи, просто не сразу. На это потребуется время.

И несмотря на то, что выстроить окупаемый бизнес в СНГ-киберспорте сложно, огромное количество людей имеет желание это сделать. Сложно представить себе ситуацию, чтобы какая-то команда, которая имеет шансы выйти на мейджор в Доте, играла бы без клуба. Ты мне можешь сказать, что у нас были FTM, но мне достоверно известно, что они сами отказывались от большинства предложений. Плюс ко всему там были некоторые репутационные моменты, из-за которых некоторые клубы не хотели работать с FTM.

Все это создает очень большой уровень конкуренции за то очень небольшое количество партнеров, которые в этом киберспорте есть. Безусловно, прямо сейчас у NAVI и VP достаточное количество партнеров, чтобы говорить об окупаемости и прибыли на следующий год. Но даже эти гранды СНГ-сцены, которые считаются грандами в плане своей охватности и по своей аудитории, даже у них нет особого выбора, с кем им работать, а с кем нет. Само собой, они делают этот выбор время от времени, они само собой от кого-то отказываются, но даже для них ассортимент предложений не такой богатый, каким он предстает в Европе и в Америке. Про Китай даже не буду говорить: там сложнее не заработать, чем заработать.

Клубы вроде Team Spirit и схожие с нами по масштабу действительно должны прийти к партнеру и объяснить, почему этот самый партнер должен заплатить сильно меньше денег за сильно меньшую аудиторию вместо того, чтобы пойти к NAVI или VP. Партнеров, которые заинтересованы в меньшем масштабе в киберспорте, в СНГ в принципе практически нет. Мы все конкурируем примерно за один и тот же пул потенциальных компаний и брендов.

Загружаю...

Если говорить про наш клуб и наши успехи за последние периоды времени, то работа с такими брендами как Red Bull и Nike – это большой шаг вперед для нас. Это невероятный финансовый успех, потому что в любом случае наши расходы сильно больше, чем все доходы, которые мы получаем. Но это шаг вперед, и я думаю, что он приведет к тому, что мы выйдем на тот самый уровень, когда мы будем отбиваться в 0.

Босс NAVI и Яна Медведева – что советовал Valve, почему составы в CS будут по 10 игроков, какие клубы кроме NAVI зарабатывают на киберспорте

В топовых клубах всегда на содержание состава по CS:GO денег уходит больше, чем на другие дисциплины. Как эта ситуация складывается у вас?

– Исходя из того, что я знаю, даже самые топовые команды в нашем регионе в Доте и в CS:GO получали примерно одинаковые деньги. При этом довольно сложно сравнивать команды среднего уровня в Доте и CS:GO из-за того, насколько отличается экосистема в этих дисциплинах.

Team Spirit тратят больше на CS:GO или на Dota 2? И в каких рамках эти цифры?

Загружаю...

– Конечно, CS:GO. Думаю, в нашем случае незатруднительно провести аналогию, какой из наших составов более успешен прямо сейчас. Плюс ко всему ребята уже довольно долго представляют наш клуб, и практически в каждом клубе есть повышение зарплаты за банальную выслугу лет. 

Я могу сказать тебе так: суммарно на весь клуб сумма расходов – это больше, чем 2 миллиона долларов в год.

Это не только команды, это все, что входит в состав клуба?

– Да, это вообще все.

И окупить из этого выходит 40%?

– Около того. И исходя из того, что я знаю – это достаточно удачный исход.

NAVI на следующий год планируют выйти в плюс. Ты на следующий год каким и где видишь Team Spirit?

– 2021 год в Team Spirit заложен скорее на масштабирование. Мы гораздо больше будем вкладывать в развитие своего бренда в первую очередь – это то, чего мы не делали раньше. На протяжении всего времени существования этого клуба наша основная категория расходов была именно содержание команд, зарплаты, буткемпы, трансферы. С 2021 года мы начинаем куда более активно прокачивать брендовую и медиа составляющую. Поэтому в рамках этого года мы ставим себе такую же планку.

***

WePlay Esports с Яной Медведевой: как продать файтинги гламурным девушкам, и сколько стоит стадион в Лос-Анджелесе

«Пытаюсь найти себе место. Не хочу делать то, что не нравится». Алоха прокрутил всю свою карьеру для Яны Медведевой

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Тян не могут в Доту