Думаете, невозможно за карьеру стать топовым игроком, тренером и боссом клуба? Грув доказал, что это не так
Игорь Ларионов вспоминает насыщенную карьеру Константина Пикинера.
Sports.ru: текст был написан в августе 2021 года. Сегодня Groove покинул пост спортивного директора Gambit, который занимал более 6 лет. Он останется тренером состава.
Подпишись на наш телеграм про киберспорт. Все новости и инсайды там!
* * *
В большом спорте бывшие профессиональные игроки часто занимают руководящие должности в крупных клубах после завершения карьеры. Кто-то становится спортивным директором в бывшей команде, кто-то занимает роль тренера, а кто-то сам практически с нуля создает или развивает команду. Как правило, полученный ими опыт игрока здорово помогает в руководстве.
В киберспорте есть человек, который объединил все эти три должности. В 2013 году он взял на себя развитие новой организации, которая станет чемпионом на крупнейших турнирах сразу в нескольких дисциплинах, участвовал в формировании чемпионских составов, а в 2020 году еще и стал тренером состава по CS:GO, когда команда оказалась в непростой ситуации.
Речь о боссе Gambit Константине «Groove» Пикинере – одном из самых успешных и узнаваемых руководителей в СНГ-киберспорте. Его история – идеальный пример того, что в любом деле можно добиться успеха, если долго и усердно трудиться.
Ax1le из Gambit – новая суперзвезда CS. Списывается с девушкой во время матчей, инвестирует в кейсы, совмещает топ-1 мира с учебой
Начинал еще с CS 1.6, играл в Virtus.pro, тренировал Зевса с Эдвардом
До 18 лет Groove вообще не играл в компьютерные игры. В современном киберспорте, где на профессиональный уровень часто выходят даже 13-летние игроки, это звучит дико. Лишь в 2002 году Пикинер впервые сыграл в Counter-Strike, после чего осознал, что в играх его интересует именно соревнование и конкуренция с другими игроками.
Первой командой Грува была Emax, с которой он поучаствовал в нескольких локальных турнирах в России и Казахстане. Не добившись серьезных успехов там, Константин поучаствовал в создании звездного состава Virtus.pro, который собрался в конце 2003 года, практически сразу после основания организации. В ту команду с Грувом вошли LeX, Sally, F_1N и Flatra (чуть позже его заменит Snoop) – состав не только сразу же выиграл три чемпионата в СНГ, но и занял 3-е место на мейджоре ESWC 2004, а через год победил в финале ACON5.
Несмотря на неплохие командные результаты, Groove уже в 2006 году завершил карьеру и стал тренером Virtus.pro. Для него решение возглавить состав далось достаточно просто – во всех своих прошлых командах Грув был капитаном, а также сам выстраивал планы на предстоящие матчи.
Как натренировать зажим в CS:GO: теория и карты для отработки
Эта роль идеально подходила для него, поскольку уже в 2002 году Константин подмечал недочеты в командах из СНГ, связанные, в основном, с коммуникацией. Его постоянно напрягало, что игроки давали общую информацию: «Я решил, что мы не будем говорить «на дуге» [на Inferno]. У нас будут 7 разных позиций только на одной дуге». Так Пикинер стал одним из первых тренеров в киберспорте в принципе – в CS 1.6 этой роли на то время не было почти ни у кого.
Под руководством Грува Virtus.pro провела продуктивные 4 года в CS 1.6. Команда стабильно выступала в регионе и побеждала на международных соревнованиях, таких как Intel Challenge Cup 2007. За время тренерства Пикинера в VP он поработал с Зевсом, Эдвардом и Кейном, которые позже стали легендами Counter-Strike в СНГ. С некоторыми из этих игроков он еще пересечется в дальнейшем.
«Мы регулярно пересекались с Грувом на Asus Cup, – вспоминает комментатор WePlay Страйк, – В те бородатые времена комьюнити было достаточно сплоченным, мы многому научились у их состава. У него был свой неповторимый стиль, который он прививал тиммейтам. Чем он мне запомнился? Даже не знаю, наверное, своим спокойствием и рассудительностью, он всегда умел трезво оценить ситуацию и принять правильное решение».
Valve чуть не уничтожила CS:Source одним обновлением. Из-за динамических цен на оружие Desert Eagle стоил $7000, а игроки роняли сервера «Глоками» по $1
В конце карьеры игрока Groove также работал редактором в русскоязычном журнале «Cybersport» (его издавала компания Gameland, которая также публиковала журнал «Страна игр»), где выходили материалы о многопользовательских играх, успехах команд в различных дисциплинах и полезных тактиках. Редакция ориентировалась на профессиональных игроков и продвинутых любителей киберспорта, но свою аудиторию журнал так и не нашел, из-за чего закрылся уже через 7 номеров.
Параллельно с тренерством Константин учился в Финансово-юридической академии, после чего решил пойти на работу по специальности. «Мне хватило года работы, чтобы понять, что мое призвание – это киберспорт», – вспоминал позже Groove. В 2009 году он помогал сразу двум командам: был менеджером в Virtus.pro и тренером в K23, за которую тогда выступал Adren – еще один игрок, который позже пересечется с Грувом в CS:GO.
Уже в то время Константин Пикинер стал узнаваем не только в киберспорте, но и за его пределами. В 2009 году режиссер Павел Санаев снял фильм «На игре», в котором рассказывалось про оказавшихся под влиянием загадочной игры киберспортсменов. Грув был консультантом картины – помогал съемочной команде правильно отразить жизнь киберспортсменов. Пикинер даже исполнил одну из второстепенных ролей в фильме, сыграв ведущего на турнире.
Как бы выглядела Суперлига в CS? Astralis бы отказалась, Gambit не взяли, а Valve поддержала бы движ
Следующие несколько лет Groove провел в роли тренера K23 (которая позже переименовалась в United) и Meet Your Makers. Также до 2010 года Константин был одним из организаторов турниров Arbalet Cup, которые спонсировались известным бизнесменом Муратом «Arbalet» Жумашевичем (он же ранее поддерживал United и сыграл важную роль в создании NAVI). Карьера Грува в качестве тренера продолжилась в Moscow Five, но в этот раз он уже был для команды не просто тактическим помощником. Теперь ему предстояло стать настоящим боссом для мультигейминговой организации.
Успешно руководил организациями, вывел Gambit в топ СНГ-киберспорта
В Moscow Five Грув исполнял невероятное количество разноплановых ролей. Помимо позиции CEO, он занимал пост главного редактора на официальном сайте команды, тренировал два состава по Counter-Strike (мужской и женский), а также выполнял обязанности менеджера состава по League of Legends. В современном киберспорте невозможно представить себе такое, но на стыке десятилетий в индустрии все еще было мало по-настоящему опытных профессионалов. Groove был как раз одним из таких – причем в абсолютно разных сферах.
Если в Counter-Strike успех Moscow Five был умеренным (3-е место на WCG 2011 и IEM VI Global Challenge Kiev), то состав по LoL действительно отжигал. После побед на IEM Season 6 World Championship и EU Regional Finals Season 2 пришло и хорошее выступление на ЧМ – 3-4 место в 2012 году.
Чем глобально отличаются игроки в CS:GO и Dota 2? Отвечает босс Gambit
Организация могла бы развиваться и дальше, но летом 2012 года владельца Moscow Five Дмитрия Смилянца задержали за кибермошенничество в крупных размерах. Команда осталась без финансирования и распалась. Казалось, что эта неудача может разрушить карьеру Грува.
Но уже в начале 2013 года бывший состав Moscow Five по League of Legends перешел в новообразованную британскую организацию Gambit, а сам Groove присоединился к ней в качестве менеджера команды. В этом амплуа Пикинер проработал ровно 3 года – в январе 2016-го он стал полноправным боссом в Gambit.
После назначения Грува спортивным директором организация росла с каждым месяцем. Одним из первых решений Константина во главе Gambit было подписание состава по CS:GO, ведь до этого клуб никогда не выступал в этой дисциплине. В организацию перешел состав HS.GG, за которую выступали Hooch, Dosia, Waylander, Mou и Adren, который уже был знаком с Грувом по игре за K23.
Тащим на Мираже в соло: две мощнейшие тактики под ключевые позиции
Пикинер выбрал опытный состав и не прогадал. Gambit сенсационно отобралась на мейджор MLG Columbus, где неплохо выступила на групповом этапе, а уже через несколько месяцев команда добралась до плей-офф ESL One Cologne 2016, получив статус «легенд». Для Грува было особенно важно, что его организация так успешно показывает себя в Counter-Strike – родной для него дисциплине.
После турнира в Кельне Gambit поднялась на 11-е место в рейтинге HLTV, но боссу этого было недостаточно – он хотел построить команду, способную бороться за трофеи. Когда NAVI провалились на мейджоре и кикнули Зевса, Groove не упустил возможности вновь поработать с игроком. В напарники к капитану взяли Кейна – еще одного старого знакомого Грува из Virtus.pro. Перед ветеранами CS стояла непростая задача – сделать состав Gambit чемпионским.
В 2017 году на PGL Major Krakow у Gambit под руководством Зевса получилось не только выйти в плей-офф мейджора, но и сотворить чудо – выиграть турнир. В напряженном финале с Immortals команда принесла первую для СНГ победу на мейджоре (если не считать чемпионство Virtus.pro на EMS Katowice 2014, ведь у российской организации на тот момент был польский состав). Это достижение до сих пор остается самым значимым за всю историю CS:GO в нашем регионе.
«Конечно, это был настоящий прорыв для региона, – считает Strike. – Gambit выступала в роли темной лошадки, она не была фаворитом. Никто не мог представить, что ребятам по силам дойти до финала и выиграть его. Это было незабываемо. Пятерка наших парней – Адрен, Дося, Зевс, Хоббит и Моу – вписали свои имена в историю».
Похожие эмоции испытывал и Petr1k: «Это было нечто невероятное: экстаз, восторг, самые невероятные эмоции. Один из самых невероятных моментов лично для меня за всю историю CS. Плюс я еще и работал в аналитике на этом мейджоре».
Кто же тогда мог предположить, что даже это не станет пиковой точкой Грува в Gambit?
Путь Gambit в CS:GO от Youngsters до топ-1 HLTV в цитатах босса и тренера
Помимо CS:GO у организации появилось множество составов в различных дисциплинах. Gambit подписывала крепкие команды по Dota 2, которые на достойном уровне выступали на международных турнирах, а также не боялась заходить в сложные для СНГ-зрителя игры по типу Valorant и Fortnite. В январе 2018 года организацию за 220 миллионов рублей купил сотовый оператор МТС – сделка до сих пор остается крупнейшей в СНГ-киберспорте. Gambit стала настоящим гигантом, способным конкурировать в любой дисциплине и сражаться с другими клубами за лучших игроков мира. И в этом была огромная заслуга Грува.
Камбэкнул на пост тренера и сделал из молодежки лучшую команду мира
Когда у состава Gambit по CS:GO начался серьезный спад в конце 2018 года, организация наверняка могла позволить себе выкупить несколько скилловых и медийных игроков, но Groove поступил иначе. С помощью Блэйда и бывшего тиммейта по Virtus.pro Фина он собрал команду из молодых талантов, у которых не было ни опыта, ни известности, но зато было огромное желание работать. А с такими игроками Groove всегда умел добиваться успеха.
В июле 2019 года молодежный состав Gambit с приставкой Youngsters занимал 86-е место в рейтинге HLTV и даже в пределах региона не воспринимался другими командами как серьезный соперник. Янгстеры постоянно болтались между тир-2 и тир-3, но так и не могли закрепиться на топ-сцене CS:GO. Ситуацию изменил трансфер Хоббита, который поначалу выглядел странно – в команду возвращается немолодой игрок, который не показывал ничего выдающегося уже пару сезонов. Но босс Gambit решился на трансфер.
Petr1k считает подписание Хоббита одним из важнейших решений Грува: «Тогда команде было непросто. Ребята не знали, кого исключать из состава, да и вообще хотели играть вшестером, как я понимаю. Хоббит до прихода в Gambit Youngsters тоже был в тени, сменил несколько команд. Он там хорошо выступал, но это были команды, скажем так, не уровня Gambit, с которой он выигрывал мейджор. Тогда он сделал несколько шагов назад, но с возвращением в Gambit продвинулся вперед и стал одним из лучших игроков планеты. Причем он превзошел самого себя времен победы на краковском мейджоре. Сейчас это значительно более стабильный, жесткий игрок. Он – сильнейшая версия самого себя. Грув, безусловно, приложил к этому руку как самим процессом переговоров, так и идеей подписать конкретно Абая».
В 2020 году ростер попал в топ-30, но осенью 2020-го произошла неприятная ситуация – F_1N получил бан за использование тренерского бага. Все варианты с приглашением других специалистов состав сразу же отмел, на время дисквалификации Фина тренером стал Грув.
Cloud9 пыталась изменить киберспорт, но провалилась. Ее идеи слишком круты для современной индустрии
У Константина очень давно не было тренерского опыта, что в условиях постоянно меняющейся меты – приговор. Казалось, что молодежный состав ждет застой, но Groove совершил еще одно чудо и вывел парней на высочайший уровень. Уже через пару месяцев молодежка стала основным составом Gambit, а в начале 2021 года выиграла крупнейший турнир зимы IEM Katowice. 12 апреля состав с еще недавно никому неизвестными игроками поднялся на первую строчку рейтинга HLTV (и продержался там 14 недель). Раньше в СНГ это получалось лишь у NAVI.
Такого подъема в CS:GO еще не было ни разу. Профессиональный подход Грува оправдался на все 100 процентов.
* * *
Константин Пикинер – нетипичный киберспортивный босс. Он не делает громких заявлений как Оцелот из G2, о нем не говорит все СНГ-сообщество, как о Евгении Золотареве или Сергее Гламазде. Да что там, у него даже нет собственного аккаунта в твиттере.
За 20 лет работы в киберспорте Groove зарекомендовал себя как настоящий профессионал. Он не отвлекается на околокиберспортивную мишуру, предпочитая качественно выполнять работу и всегда смотреть на несколько шагов вперед. Пикинер сумел дать региону первый в его истории мейджор в CS:GO, когда все ждали победы от NAVI. Он доказал, что можно сделать лучший в мире состав из ноунеймов, не выкидывая сотни тысяч долларов на трансферы. Он вывел в топ организацию, о которой 5 лет назад за пределами LoL-сообщества вообще не слышали.
Он – пример практически идеального босса в киберспорте. А получить такую репутацию в индустрии очень сложно.
Лучшие посты по CS:GO – у нас
-
Топ-10 лучших каэсеров 2020 года по версии Sports.ru
-
Вы знали, что миллионы играли в CS 1.6 на PlayStation?
- В СНГ впервые три топ-снайпера. Разобрались, в чем они хороши
-
Главный читер в профессиональном CS:GO: он играл в полуфинале мейджора и уничтожал Пашу Бицепса, а потом потерял все
-
nomHume, как писали Bot tak в компьютерных клубах? Эта романтика до сих пор с нами
-
Хоббит: туда и обратно. Стать звездой, потерять почти все и вернуться в топ
-
Мы шаг за шагом разобрали игру NAVI с Битом на Inferno: постоянная агрессия, дикие подсадки, никакого дефолта
-
Воксик – топ-снайпер с самой большой сенсой на про-сцене. Как это возможно?