«Петька и Василий Иванович» – квест-легенда. Босс «Буки» даже отвечал на звонки фанатов и помогал с прохождением
История культового российского квеста.
Жанр приключенческих игр в России и странах СНГ особенный – не зря же у нас он получил особое название «квест». А серия игр «Петька и Василий Иванович» – его флагман. И если об игре не знаете вы, то, скорее всего, знает ваш старший брат или отец.
Но в нулевых серия превратилась из самого значимого проекта для российской игровой индустрии 90-х в конвейерный продукт от обанкротившейся студии. Ведь вся ее культовость держится на одной игре.
«Петька» начался со споров о лучшем разработчике квестов
Авторы «Петька и Василий Иванович спасают галактику» – студия S.K.I.F. Ее основали программист Вячеслав Письменный и художник Олег Захаров, а аббревиатура расшифровывается как «Славина компьютерная игровая фирма». Парни любили игровую индустрию и хотели туда с самого начала 90-х. В 1995 году они выпускали бесплатный цифровой журнал SBG Magazine с новостями об играх, обзорами западной игровой прессы и мнением по играм тех лет.
В 1996 году на страницах журнала авторы объявили о разработке собственной игры. Но, по словам Олега Захарова, разработка «Петьки» для него началась еще со школьной скамьи. «Пока все рисовали на партах, я рисовал комиксы. Про Петьку и Василия Ивановича, конечно. Это были скетчи для будущего проекта, хоть я и не знал какого – игра или что-то другое».
Идея реализовать скетчи пришла, когда Олег и Вячеслав спорили о понятии «идеальный квест». Вячеслав вспоминает: «Рассуждали о том, кто делает лучшие квесты: Lucas Arts, Sierra, Microprose, Virgin или кто-то совсем другой? И тут возникла шальная мысль – а что, если этот «кто-то совсем другой» — мы?»
Так идея перешла к реализации, но были вопросы: на какую аудиторию ориентироваться, делать комедию или ужасы, 2D или 3D-графику? «Решили делать на русском, на интересную для наших тему. У нас в западные квесты тогда не играли – выходили они на английском, а языком тогда мало кто владел, поэтому нужно что-то самобытное», – объяснял Вячеслав.
По словам главного художника игры, Олега Захарова, вся графика нарисована вручную. «Анимацию персонажей я рисовал на бумажных стикерах. Трудоемко, тяжело – прямо на оконном стекле накладывал два листа друг на друга и переводил карандашом. А рисовать получалось только днем – солнце заходило и через окно уже не получалось рисовать. Потом уже анимировали на программе в компьютере».
Сотрудничество с «Букой» помогло дойти до релиза, но игру пришлось урезать
Издателем игры выступила «Бука». Александр Михайлов, сооснователь и генеральный директор компании, вспоминал, что «Петька» сразу ему понравился: «Проектов такого рода еще не было – настолько близких русской душе. Взяться за игру хотелось всем, но она была слишком огромная».
Умер сооснователь «Буки». Он популяризировал лицензию в России дешевыми «Героями 3»
Разработчики с помощью издателей выбирали, какие идеи оставить для потенциального сиквела – реализовать все никак не получалось. «Сейчас можно выпускать игры эпизодами. Тогда таких тем не было – нужно было заканчивать проект и выпускать целиком», – вспоминает Михайлов.
Александр к тому времени стал продюсером игры и помогал разработчикам успеть к дедлайну. «Был у ребят в команде программист Артем. Он молодец, остался в команде до последнего, другие ушли во время разработки. Но была у него вредная привычка – Артем мог уйти из офиса и прийти через 3-4 дня. К концу разработки мне приходилось сидеть с ним ночами, чтобы он не уходил. Я проходил игру раз за разом в поисках багов, а Артем их исправлял».
Забавный момент – во время своих посиделок Олег и Вячеслав в шутку думали о том, чтобы в озвучке поучаствовали актеры из «Союзмультфильма». Так и получилось – голосом Василия Ивановича стал народный артист России Александр Пожаров, более известный под псевдонимом Шура Каретный. Он уже поработал в играх: Пожаров в одиночку озвучил всех персонажей в квесте «Братья Пилоты», хотя к мультфильму «Следствие ведут Колобки» отношения не имеет. Шефа и его коллегу озвучили Леонид Броневой и Алексей Птицын.
«Еще до начала работы над игрой мы думали – кто же будет озвучивать? Надо было найти студию какую-нибудь, желательно, чтобы с мультиками работала, все же стилистика игры ближе к мультипликации. Ну и кто-то предположил – почему бы не «Союзмультфильм»? Тогда мы думали, зачем мы им нужны?» – вспоминал Письменный.
Игра шикарно продавалась, несмотря на кризис. Залог успеха – картинка, персонажи и экономичные упаковки для дисков
Карикатурный стиль и герои анекдотов понравились всем, но к такому выбору пришли не сразу. «Одним вечером мы рассуждали – а о чем делать игру? Боевик или ужастик? Боевики вроде надоели, а ужастик делать – самим страшно. Нужно было что-то мощное, гремучая смесь! Решили сделать фарс, комедию. За этим разговором кто-то начал анекдот – «Бегут как-то Петька и Василь Иваныч от белых…». На том и решили», – вспоминал Письменный.
Персонажи делались на основе анекдотов. Исторической достоверности в игре нет, но авторы этого и не обещали, о чем на телевидении говорил Олег Захаров: «Когда вышла игра, меня приглашали на какую-то программу на Первом канале и спросили – а книжку читали Фурманова? Без зазрения совести признался – не читал, ведь персонажи не оттуда, персонажи выдуманные. Основанные на анекдотах, но в альтернативной истории».
А вот выдержать визуальный стиль было сложнее. Олег настаивал на карикатурах – такой стиль лучше всего «оживлял» героев анекдотов: «Хотелось сделать карикатурно, но детально проработано. Ориентировался на Walt Disney – не меньше. Поначалу помогали знакомые – студенты из зеленоградского колледжа. Они потом отказались и ушли. Потом уже переехали в Москву, делали игру там, ну и дали объявление. Приходили ребята, заканчивающие институт и дипломированные специалисты – я тогда отсортировал где-то 50 художников. Не то было качество исполнения, не та стилистика», – рассказывал Захаров.
«Петька и Василий Иванович спасают галактику» стала народной игрой. Продажи за три месяца после релиза превысили 100 тысяч копий, а ведь вышла она в разгар экономического кризиса 1998 года! Играли все – от работяг до госслужащих.
«У нас как-то после релиза сотрудника на таможне проверяли. Он на вопросы там отвечал, сказал, что работает в «Буке», и его таможенник спрашивает: «По поводу «Петьки и Василия Ивановича» – я там около реки не могу на другой берег перебраться, что там делать надо?» А я тогда как техподдержка работал – народ звонил, спрашивал как куда пройти. Сотрудники иногда проходили мимо, а я там по телефону говорю кому-то: «Ну вы там весла сломайте, а потом сожгите», – рассказывает Александр Михайлов.
«Звонили люди и говорили: «Вы что такое сделали? Останавливается производство – люди играют в игру!» – вспоминал Олег Захаров.
Успех игры Захаров объясняет визуальными приемами. «В графике заложены определенные цвета, воздействующие на мозг человека. Позитивные оранжевые, желтые оттенки, светло-зеленые – они воздействуют на зрение таким образом, что глаза отдыхают, им приятно».
А вот Александр Михайлов считал, что на успех повлияло решение о выпуске игры на экономичных носителях. «Игра стала первым проектом, выпущенным по системе «джевелов» (экономичная пластиковая упаковка для диска – Sports.ru). Игровой рынок, конечно, был пиратский, но пиратам просто невыгодно было что-то делать – ценник «джевела» минимально отличался от пиратских копий. Так что «Петька» в том числе повлиял и на отрасль – с него начался большой рост компьютерных игр в нашей стране».
Оценки и продажи превысили ожидания издателя, так что требовался сиквел.
«Петька и Василий Иванович 2: Судный день» собрали из вырезанного контента. Авторы ушли, франшиза осталась у «Буки»
Продолжение вышло в сентябре 1999 года – всего через 10 месяцев после релиза первой части, хотя разработка оригинала (не считая концептов главного художника) заняла около двух лет. Дело в том, что для создания сиквела использовали вырезанные материалы из первого «Петьки» – даже постер игры уже был нарисован Олегом задолго до выхода «Судного дня».
Но игроки все также покупали и хвалили игру. Ругали разве что продолжительность – сиквел получился в 2 раза короче.
Суммарные продажи двух частей превысили 250 тысяч копий. То ли «Буке» этого было мало, то ли произошел какой-то конфликт, но от дальнейшей работы со S.K.I.F. решили отказаться. Из названия убрали Василия Ивановича, а делала следующие игры воронежская студия «Сатурн-плюс».
Из ручной работы в конвейер
Атмосфера третьего «Петьки» ушла от советской тематики в современный мир, а действие из России полностью перешло в США. Добавили рекламу. Ненавязчивую, вроде даже в тему, но как факт – прямо внутри игры рекламировалось радио «Европа плюс».
Нарисованная от руки графика Олега Захарова сменилась жутковатыми персонажами и мыльными задниками.
Цифры продаж издатель перестал публиковать после второй части, но серию поставили на поток, а значит прибыль была. «Сатурн-плюс» стала личным квестоделом для «Буки» – с 2001 года студия делала от 2 до 5 игр в год, среди которых было 6 частей приключений красноармейцев.
Начиная с четвертой части оценки прессы начали падать – средний балл новых частей не поднимался выше 5-6. К шестой части игра перешла в 3D. Для некоторых фанатов это стало последней каплей, но кто-то игры определенно покупал – ведь в 3D вышло еще три части.
В рецензиях отмечали, что после ухода из 2D у авторов могло бы получиться что-то самобытное. «При должном усердии разработчики — если бы отказались от ПиВИЧ-тематики и отважились на что-то свое, оригинальное — могли бы добиться многого. Пока у них получилась слабая, но уже амбициозная попытка выпустить осовремененную адвенчуру для массового потребителя», – писал автор ag.ru про шестую часть.
Но тандем «Сатурн-Бука» продолжал выдавливать все из агонизирующей серии «Петьки» и никого не слушал. Сначала Петька и Василий Иванович оказывались в мире «Ночного Дозора», потом – на яхте с моделями Playboy, затем – в древнем Риме, ну а закончились приключения в Москве будущего. При этом игровые СМИ ругали каждую новую часть, чаще всего за слабую историю и специфический юмор.
Девятую часть журнал «Страна Игр» назвал «халтурно собранной псевдоигрой в традициях «русского квеста», но с тем же успехом эта фраза применима к 6, 7 или 8 части – друг от друга они отличаются только сеттингом.
Перезагрузка серии оказалась показательной. Закончилась там, где стоило остановить серию
В 2016 году «Бука» вспомнила о «Петьке» – вышло переиздание первых двух частей игры. Что характерно, судьба дальнейших переизданий зависела от продаж предыдущих.
В итоге ностальгии хватило на 3 части, после чего выпуск переизданий закончился в 2017 году.
Но самое интересное здесь – продвижение переизданий «Букой». Издатель выпустил небольшой ролик с историей серии, но упоминается в ролике только первая часть и ее перезапуск, хотя «культовой» называют всю серию.
Перезагрузка получилась ироничной – после релиза четвертой части некоторые игровые журналы писали, что «возможно, стоило остановиться на трилогии» – прямо как с оригиналом. Судя по всему, продажи ремейка третьей части не устроили «Буку» – больше переизданий мы не увидим.
В GTA было радио для наших. Там играли «Кино», Серега и «Ранетки»