У Саб-Зиро из Mortal Kombat есть отдельная игра. Она ужасная, но кат-сцены для тех времен – 🔥🔥🔥

За сюжет и заставки отвечал основатель серии.

Саб-Зиро – культовый персонаж Mortal Kombat, ставший лицом файтинга наравне со Скорпионом.

Таинственный образ ниндзя в маске со сверхъестественной способностью замораживать противников полюбился игрокам, но в сюжете о нем говорилось немного. Чтобы исправить это, в 1996 авторы занялись игрой с Саб-Зиро в главной роли.

После выхода Mortal Kombat 3 основатели серии MK разделились – Эд Бун (отвечавший за программирование) с частью команды приступил к разработке MK 4, а Джон Тобиас (художник и дизайнер) решил поэкспериментировать и создать beat’em up с боевой системой файтинга (beat ‘em up – жанр игр, где игрок перемещается по уровням и бьет всех врагов на экране. Если в файтинге герой дерется 1 на 1 арене, то в битемапе персонаж сражается одновременно с несколькими врагами на сменяющихся локациях и даже боссы уровней окружены рядовыми противниками). Вместо банальных двух ударов и прыжка, которые мы видели в Streets of Rage, Double Dragon и другой классике жанра, нас ждали битвы с использованием комбо, супер-приемов и добиваний от Саб-Зиро.

Загружаю...

Игру назвали Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero.

Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero – самая масштабная игра для Midway 90-х

MKM: Sub-Zero была крайне важна для разработчиков. Студия Midway Games впервые выбрала основной платформой не аркадный автомат, а домашнюю консоль PlayStation (позже разработчики решат портировать игру и на Nintendo 64). Решение смелое, учитывая, что на PS1 тогда не было ни одной игры серии, да и сам MK воспринимали больше как файтинг, а не сюжетный боевик.

Подача истории для разработчиков была крайне важна, нужны были хорошие кат-сцены. Для их съемок пригласили актеров – в основном тех, кто участвовал в записи движения персонажей MK 3. 

Загружаю...

Визуальной стороне игры отдавался приоритет – среди авторов указано пять художников и два программиста. Остальные – персонал, отвечающий за съемки кат-сцен, благодаря которым и раскрывалась история.

Сюжет – каноничный приквел ко всей серии. Он связан одновременно с MK 1 и MK 4

Джон Тобиас обожал читать письма фанатов, которые просили рассказать больше деталей о мире Mortal Kombat. Ему очень нравилась идея раскрытия характеров персонажей через спин-оффы – так он мог бы раскрыть лор игры и добавить фундамент для будущих продолжений MK. Именно это он и реализовал в MKM: Sub-Zero – история содержала подробности о Mortal Kombat 4, которая вышла только через две недели после релиза приключений Саб-Зиро.

Если вы играли в четвертый MK и пропустили MKM: Sub-Zero, то 100% задавались вопросами в духе «Кто такой этот Шиннок? Что это за Куан Чи? Фуджин – это вообще что такое?» В файтинге все это обыгрывалось очень обрывисто – лишь несколько 3D-роликов рассказывали кусочки огромной истории, которая переплетается с более масштабным сюжетом игры Тобиаса. В MKM мы узнаем про них гораздо больше.

Загружаю...

Сценарий MKM: Sub-Zero рассказывает о Саб-Зиро – ассасине из китайской организации Лин Куэй. Темный колдун по имени Куан Чи обращается к главе клана за помощью – ему нужно найти в шаолиньском храме некую карту. Саб-Зиро идет на задание, где сталкивается со Скорпионом – японским ниндзя, которого Куан Чи послал на аналогичную миссию. Саб-Зиро убивает Скорпиона и забирает карту, но ему кажется, что колдун решил подставить его.

Именно в MKM: Sub-Zero началась знаменитая вражда Саб-Зиро и Скорпиона. До встречи с Саб-Зиро Скорпион не имел сверхъестественных сил. Но когда они встречаются в Аду, Ханзо Хасаши (настоящее имя Скорпиона) перестает быть человеком – теперь он мстительный дух, способный плеваться из черепа огнем и выстреливать из руки гарпуном. 

Глава Лин Куэй объясняет Саб-Зиро важность работы с Куан Чи, после чего ниндзя отправляется на выполнение нового задания – ему нужно достать для Куан Чи мистический амулет, который охраняют боги. Один из них – персонаж MK 4 Фуджин, владыка ветра. Нам нужно победить его и еще троих богов (которые в серии больше не появляются и называются просто «бог земли», «бог воды» и «бог огня»), чтобы колдун в итоге получил амулет, с которым он вернет к жизни Шиннока – древнего бога, что некогда пытался захватить Земное царство.

Загружаю...

Давным-давно защитник Земли, бог Рейден, одолел Шиннока и отправил его в ад, где он бессилен без своего амулета. Это случилось еще множество веков назад – задолго до первого турнира «Смертельная битва», который устроил Шан Цзун.

После того, как Куан Чи забирает амулет, перед Саб-Зиро появляется Рейден и говорит о том, какую ошибку совершил ассасин. Чтобы исправить содеянное, Саб-Зиро отправляется в преисподнюю.

Место это шокирует – если в первой половине игры боссами были боги стихий, что выглядело органично, то тут главарями выступают какие-то роботы-трансформеры и наездники на динозаврах. 

Загружаю...

Помимо странных существ, мы впервые встречаем Братство Теней – религиозный культ, поклоняющийся Шинноку. В MKM: Sub-Zero оно представлено девушками Кией, Джатакой и Сариной.

По неизвестным причинам Сарина решает помочь Саб-Зиро победить Куан Чи, но в итоге умирает от восставшего Шиннока. Саб-Зиро снимает с бога амулет и убегает в портал Рейдена. Он исправил ошибку, но его гнетут посмертные слова Куан Чи о том, что душа ассасина охвачена злом и он обречен.

Игра заканчивается тем, что ассасин возвращается в Лин Куэй, где его ждет новое задание. Снова нужно помочь колдуну Шан Цзуну – теперь Саб-Зиро должен выступить на турнире «Смертельная битва». Так история MKM: Sub-Zero подводит нас к началу знаменитой серии файтингов.

За созданием заставок авторы забыли о геймплее. Итог – низкие оценки критиков

Красивая идея сделать мощную сюжетную игру по MK закончилась неудачей – средняя оценка игры едва превышала пять баллов из десяти. Официальных данных о продажах нет, но по одним оценкам прессы вполне можно понять: это провал. Основной проблемой критики называли техническую реализацию проекта. 

Загружаю...

Неудивительно, ведь игру создали 7 человек, среди которых 5 отвечали за дизайн и художественное оформление. И не сказать, чтобы графически MKM: Sub-Zero получилась выдающаяся, ведь локации выглядят слабее, чем в том же MK 3 – вот там-то места битв запоминались.

Но блеклый визуал – просто мелочь по сравнению с кривизной платформенной части геймплея. Если с боевкой у авторов получилось неплохо, то вот бегать и прыгать (а это большая часть игры) было больно. Некоторые игры сложны потому, что в их геймплей равномерно вплетен челлендж, а некоторые – из-за того, что сделаны криво. В MKM: Sub-Zero дело не в челлендже.

Загружаю...

Некоторые прыжки приходилось делать наугад – камера не показывала, что ждет впереди, из-за чего жизни стремительно кончались. А еще в управлении был бесячий момент – персонаж не поворачивался к врагу автоматически, как в большинстве beat’em up-ов. Поворот делался отдельной кнопкой на геймпаде. Привыкнуть можно, но это дополнительное неудобство.

То же самое можно сказать о ролевой системе в игре. Да, Саб-Зиро получал опыт за победу над врагами, изучал приемы и поднимал всякие предметы вроде зелья лечения и маны. И это очень странно, ведь Саб-Зиро – состоявшийся персонаж с запоминающимися приемами, а тут приходится ждать получения уровня, чтобы наконец научиться замораживать противника, делать ледяную лужу, подкат и т.д. 

Чувствуется, что разработчикам не хватило опыта в жанре, и они реализовывали желаемые идеи без учета того, как это смотрится в игре. Кто знает, что случилось бы, если Тобиас набрал больше специалистов для разработки MKM: Sub-Zero? Возможно, мы бы увидели полноценную серию спин-оффов по культовым героям серии.

Пираты сделали порт на Sega Mega Drive. Разработчики – неизвестные энтузиасты, но игра получилась куда хуже оригинала

Популярность серии Mortal Kombat на консолях Sega и Nintendo оказалась так велика, что пираты сделали порт Mortal Kombat Mythologies. 

Загружаю...

Официально игра не выходила ни на Sega Genesis (Mega Drive), ни на Super Nintendo, но неизвестные энтузиасты выпустили MKM: Sub-Zero на обеих платформах под названием MK 5 – Mortal Combat Sub-Zero. Да, пиратов не смутило слово «Combat», хотя сами же в названии использовали аббревиатуру MK.

Игра получила только худшее из оригинала – никаких кат-сцен в этой версии нет (все же речь идет о железе 16-битной консоли), зато кривой платформинг ощущается еще хуже – управление стало совсем деревянным. Персонажей из оригинала разработчики порта воссоздать не смогли – вместо этого использовали модельки и анимации из MK 3. Так что вместо истории об амулете Шиннока и богах стихий мы получаем драки с Соней Блейд, Кано, Лю Кангом, Синдел и другими.

Загружаю...

Сюжет из пиратки понять невозможно: нет ни заставок, ни какого-то текста, да и заканчивается все абсолютно внезапно – понять, что перед нами финал, невозможно. Мы просто деремся с Синдел, которая не отличается особой сложностью, и видим сообщение «Спасибо, что поиграли».

Но солянка получилась знатная: модельку Саб-Зиро взяли из MK 2, других бойцов -- из MK 3, движок непонятно откуда, но явно не из серии Mortal Kombat – это чувствуется по управлению персонажем. Музыка вообще из других игр с SMD – The King of Fighters и Mulan. А ведь те из нас, кто в те годы играли только на «Сеге», видели такой MK 5 и не знали, что это кривой порт игры с новой консоли.

* * * * *

От полного провала Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero спасло только стремление Джона Тобиаса сделать сюжетный продукт по вселенной MK. Скорее всего, сказалась любовь Джона к визуальной составляющей игр, и он все свое внимание уделил работе с актерами и заставкам – не зря он занимается созданием комиксов и графическим дизайном.

Загружаю...

Возможно, в 2021 году видео из игры кажутся смешными и трешовыми, но в 1997-м они впечатляли не хуже полноценного кино. Кто знает, возможно, Тобиасу стоило снять любительскую короткометражку, а не делать сомнительный beat’em up?

Тест: вспомни всех персонажей Ultimate Mortal Kombat 3 за 5 минут

Дебютный трейлер Mortal Kombat 2021 – пушка! Все герои детства на месте

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Games Herald