История серии Assassin’s Creed: как пиратская Black Flag променяла стелс на морские бои

Четвертая часть масштабного экскурса от Стаса Погорского.

Assassin’s Creed – одна из крупнейших современных серий видеоигр и главный бренд Ubisoft: за 13 лет компания выпустила уже 12 частей (не считая спин-оффов), а общие продажи перевалили за 155 миллионов копий. Среди игровых франшиз «Ассасин» – одна из немногих, способных прожить так же долго, как и Call of Duty. То есть вечность.

Sports.ru продолжает рассказывать историю великой серии.

Все части истории серии Assassin’s Creed

С Assassin’s Creed IV: Black Flag серия стала по-настоящему бесконечной

После Assassin’s Creed 3, завершившей трилогию Дезмонда Майлса, Ubisoft и не думала о перерыве. Еще в том же 2012 году компания создала новую команду для работы над следующей частью серии – ее возглавил гейм-директор Ашраф Исмаил. Он успеет поработать еще и над Origins и Valhalla, но в 2020-м его уволят из-за секс-скандала.

Загружаю...

Assassin’s Creed IV: Black Flag создали за абсурдно короткий срок – меньше двух лет. Задача была сложной не только из-за масштаба, не уступающего Assassin’s Creed 3 (над ней работали на год дольше), но и из-за новых консолей: Black Flag стала первой игрой серии, разработанной не только для ПК, PS3 и Xbox 360, но и для PS4 и Xbox One.

Даже ресурсов Ubisoft едва хватало для таких амбиций. Дебютный показ игры на E3 2013, например, получился позорным: демо-версия (по идее, идеально вылизанная) несколько раз зависла и совсем сломалась в кульминационной сцене – презентацию пришлось срочно завершить на глазах у сотен тысяч зрителей.

Между тем успех Assassin’s Creed IV: Black Flag был критически важен: от «четверки» требовалось показать, что «Ассасин» способен цеплять и без Дезмонда. В новой части обошлись без определенного главного героя в настоящем: им стал безымянный персонаж без имени, гендера и внешности, универсальный аватар самого игрока. Его или ее невозможно рассмотреть: секции вне «Анимуса» показаны от первого лица.

Загружаю...

По сюжету корпорация «Абстерго» превратила свои исследования во что-то вроде общедоступных VR-игр. Конечно, корпораты-тамплиеры вышли на рынок интерактивных развлечений не только ради прибыли, но и для поиска новых артефактов древней расы Ису. Об этом можно узнать не только ближе к финалу кампании, но и при исследовании нескольких этажей офиса: герой может взламывать компьютеры и копаться в секретных файлах и переписках сотрудников.

Протагонистом внутри «Анимуса» оказался Эдвард Кенуэй, отец Хэйтема и дед Коннора из третьей части. На других героев серии он не похож: Эдвард в первую очередь пират. Его связь с ассасинами скорее косвенная, потому и сюжет куда менее серьезный и привычный. Вместо следования законам Братства и войны с тамплиерами – охота за славой и сокровищами и совершенно личные мотивы.

Эдвард привлекал своим типажом «простого парня», а пиратский сеттинг освежил порядком наскучивший мотив «ассасины против тамплиеров», но история почти не продвинула сюжетную линию серии. Black Flag можно было бы смело пропустить, если бы не одна ключевая фишка геймплея.

Морской геймплей – крупнейшая инновация со времен первой части

Технически мореплавание появилось еще в Assassin’s Creed 3, но только команда Исмаила сделала эту механику основной, а корабль «Галка» – таким же важным действующим лицом, как и Эдварда.

Загружаю...

Суть та же: на корабле придется перемещаться между участками суши, а во время путешествия можно сражаться с другими суднами или охотиться на китов. Либо штурмовать форты, разрушая вражеские пушки и стены, а затем атакуя и локацию на суше. Или просто плавать в удовольствие, слушая десятки шанти. Занятие медитативное: в Black Flag удивительно красивая вода, что только подчеркивают волны неспокойного моря, то и дело поднимающие и опускающие корабль.

И понятно, почему над визуалом так постарались – он довольно успешно маскирует серьезные проблемы мира игры.

Тех, кто собирается проходить Black Flag поверхностно – основной сюжет и немного второстепенных занятий, – игра обманывает масштабом Карибского бассейна. Карта, конечно, визуально гигантская – будто целый континент в сравнении с несколькими городами в предыдущих частях. Но есть несколько очень важных оговорок.

Во-первых, значительная часть территории – буквально вода, красивая, но пустая. Во время плавания можно наткнуться на случайные корабли или даже легендарные судна-боссы, нырять за сокровищами и выполнять однотипные контракты, но это довольно скромное наполнение для таких просторов.

Во-вторых, в Black Flag всего 3 полноценных города – Гавана, Нассау и Кингстон XVIII века. Места далеко не самые живописные и интересные для паркура, трудно различимые между собой, а их суммарная площадь меньше Рима из Assassin’s Creed: Brotherhood.

Загружаю...

В-третьих, многочисленные острова, вроде бы уравновешивающие пустые водные просторы, доступны для изучения только частично. Чаще всего можно пришвартоваться лишь у отдельных берегов, а сама локация хоть и выглядит открытой, но представляет собой коридор – из точку А в точку Б можно попасть только одним путем. После сбора нескольких коллекционных предметов возвращаться в такие места бессмысленно.

Чтобы понять, почему в игре столько попыток срезать углы, достаточно еще раз вспомнить срок разработки: какие-то 22 месяца для проекта AAA-класса.

Сами морские сражения, понятное дело, очень аркадные. Чтобы побеждать в большинстве стычек достаточно пригибаться во время вражеского огня и палить по врагу в ответ, иногда прибегая к тарану. Ради дополнительных ресурсов или починки «Галки» подбитые судна можно брать на абордаж – процесс зрелищный, но очень монотонный и долгий.

Разнообразие вносит богатая система улучшений: при наличии нужных ресурсов и определенной денежной суммы можно многократно обновить практически каждую часть корабля. Большинство апгрейдов увеличивают характеристики, но есть и «косметика»: например, можно выбрать, какая статуя украсит нос «Галки» и какого узора будут ее паруса.

Загружаю...

Впрочем, такой глубины механики для Assassin’s Creed было достаточно – в фишку Black Flag прямо-таки влюбились. Настолько, что Ubisoft решила развить идею морских сражений в отдельной большой игре Skull & Bones. Она, правда, застряла в производственном аду и вряд ли выйдет даже в ближайшие пару лет, но показанный в 2018-м геймплей выглядел очень дорого:

«Ассасин» ушел от стелса к экшену

По Black Flag заметно, что геймплейный фундамент серии, заложенный в 2007-м, уже заметно устарел – разработчики начали поиск нового направления. Механически игра осталось такой же, как и Assassin’s Creed, а вот дизайн миссий и глобальных задач в целом сильно изменился.

Разработчикам будто бы надоело делать из «Ассасина» какую-никакую стелс-игру. В «Черном флаге» скрытые убийства стали практически экзотическим трюком, а обязательные действия «из тени» свели к слежке за целями. Примерно в трети сюжетных миссий Эдвард кого-то подслушивает, лениво перебегая из куста в куст и прыгая с крыши на крышу.

Загружаю...

Сражаться пират предпочитает в открытую, чтобы было побольше шума и зрелищ. Можно и мечом врагов порубить, и из пушки пострелять – арсенал заточен под побоища, а действовать скрытно здесь не только мало интересно, но иногда и практически невозможно.

Самая проработанная часть игры – улучшения. О возможностях редизайна и апгрейда корабля мы уже упомянули, но и сам герой способен значительно принарядиться: носить с собой больше патронов, выдерживать и наносить больше урона и так далее. Возможности сделать из Кенуэя практически суперсолдатом ограничены, по большей части, все теми же ресурсами.

Вот и получается, что главная побочная активность в Assassin’s Creed IV: Black Flag – это фарм всего подряд. Утомительный, монотонный, но при этом необязательный.

Black Flag получился успешным – игроки и критики снова поверили в серию

Даже несмотря на разработку в спешке, игре удалось добиться главного: доказать, что Assassin’s Creed еще не исчерпала себя и способна на что-то кроме повторения одного и того же в разных декорациях. Примерно так можно обобщить повсеместную похвалу Black Flag в прессе: средний балл игры на Metacritic составил от 83 до 88 баллов из 100 в зависимости от платформы.

Коммерчески пиратское переосмысление «Ассасина» показало себя не хуже: стартовало слабее захайпленной «тройки», но дошло до 11 млн проданных копий через год. В 2020-м Ubisoft упомянула, что всего игру купили более 15 млн раз – снова огромная цифра.

Загружаю...

Assassin’s Creed: Rogue — непопулярный спин-офф, в котором ассасины показаны злодеями

Перед тем как серия окончательно трансформировалось во что-то новое и некстгеновое, для стареньких PS3 и Xbox 360 вышел неожиданный спин-офф. Его подзаголовок у нас перевели как «Изгой», и это действительно изгой среди всех больших «Ассасинов».

Эту игру делала уже набравшаяся опыта небольшая Ubisoft Sofia. Хотя на этот раз студии доверили проект для домашних консолей, а не портативок, Rogue во всем отдавала дешевизной – это бедно выглядящая копирка Black Flag практически во всем. Те же движок, карта, механики и мореплавание. Разве что появились айсберги, которые нужно таранить кораблем – то есть ничего, что действительно меняло бы геймплей.

Впервые прошел Assassin’s Creed: Rogue. В ней у ассасинов беды с башкой

Единственное, чем «Изгой» по-настоящему запомнился, так это основой сюжета. Впервые всю игру посвятили тамплиеру, Шэю Патрику Кормаку, отрекшемуся от пути ассасина. И Братство, которое ранее рисовали практически воинами добра и света, сценаристы игры раскритиковали – за дело. Ведь оказывается, ассасины в своих методах и поступках отличаются от злодеев-тамплиеров не так уж сильно. Мысль довольно очевидная и поверхностная, но по меркам Assassin’s Creed – глубокая.

Загружаю...

* * *

Assassin’s Creed IV: Black Flag и Rogue стали последними частями серии с классическим геймплеем. Дальше «Ассасина» ждал первый масштабный перезапуск, принесший столько же проблем, сколько и пользы. О нем поговорим в следующей части.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Обзор Little Nightmares 2. Депрессивный платформер о детях, сражающихся со взрослыми в мире без надежды

«Позвоните Кузе» – главная замена приставкам в 90-х. Шоу знали во всем мире, оно породило мегафраншизу