Обзор Little Nightmares 2. Депрессивный платформер о детях, сражающихся со взрослыми в мире без надежды

Стас Погорский рассказывает о новинке.

Не каждой игре нужен внятный сюжет с диалогами, предысторией героев и конкретной целью. Хоррор-платформер Little Nightmares 2 – из их числа. Здесь все строится на недосказанности и символизме, а историю разработчики доверяют расшифровать и додумать игроку. По ходу прохождения возникнут десятки вопросов без явных ответов – настолько, что придется гадать, происходит ли все это на самом деле или в чьем-то воспаленном уме. Для таких произведений это норма, в этой загадочности заключается часть удовольствия от знакомства с ними.

В мире серии Little Nightmares не осталось ничего хорошего и светлого – а может, никогда и не было. В окружении узнаются современные городские пейзажи, но все они мрачные, разрушенные, полузаброшенные и сгнившие: погнутые жилые дома, пустующие детские площадки и квартиры с висельниками. Все взрослые – какие-то монстры, только усиливающие отвращение едва различимыми человеческими чертами. И только главные герои обеих игр немного напоминают «нормальных людей», хотя на самом деле и они не делают ничего положительного, а просто пытаются выжить.

Загружаю...

Вместо Шестой главная роль в Little Nightmares 2 досталась Моно – мальчику в плаще и с бумажным пакетом на голове. Он просыпается посреди леса и вскоре спасает героиню первой части из заточения – дальше они будут путешествовать и бороться за жизнь вместе. Уже только из-за этого сиквел ощущается иначе: гнетущая атмосфера первой части выстраивалась на чувстве полного одиночества. В этот раз с самого начала есть какая-никакая надежда: непонятно, куда пара идет, но они хотя бы вместе. И все равно Tarsier Studios не даст почувствовать себя комфортно – в этот раз студия делает больно по-другому.

Повествование в Little Nightmares 2 все еще бессловесное, но в этот раз мир показан полнее. В истории Шестой казалось, что кошмары происходят только на гигантском корабле, с которого можно и нужно сбежать. Сиквел эту теорию перечеркивает: герои путешествуют по совершенно разным местам от лесов до городских кварталов – и чем дальше, тем хуже и злее выглядит окружение. О здешнем мироустройстве лучше не задумываться, считая происходящее лишь бессвязной чередой, собственно, кошмаров. Тем не менее авторы убедительно склеивают отдельные ужасы в нечто связное и целостное: вот так люди-твари живут, здесь их дети учатся, в городе даже есть госпиталь и магазины электроники.

Загружаю...

Главы посвящены отдельным локациям, в которых есть какой-нибудь локальный главный антагонист. В школе-интернате наибольшую угрозу для героев представляет учительница – типичная седоволосая Марья Ивановна с метровой линейкой в руках для дисциплинирования учеников. Только эта дама еще умеет бесконечно удлинять свою шею, из-за чего от нее сложно убежать и спрятаться.

Пока в очередной раз пытаешься прокрасться мимо, следишь за ее бытом в разных частях школы: то урок проведет, то реквизиты для биологии подготовит. Так к образу монстров, которых не может быть, добавляется человечность, о которой никто не просил. Получается если не жутко, то как минимум очень неуютно – так обычно бывает, когда авторы хорроров частично заземляют произведение, не уходя в полный гротеск. Потому что если бы Моно и Шестую преследовали не чудовища с искаженными, но все-таки человеческими лицами, а какие-то фэнтезийные черти, история выглядела бы как мрачная сказка. А так получилась депрессивная и единообразная история, не разваливающаяся на отдельные карикатурные образы.

Загружаю...

То есть вселенная Little Nightmares, конечно, все равно похожа на бесконечный и многогранный кошмар, никак не оправдывающий свою беспросветно темную природу. Но его обитатели хотя бы выглядят похоже друг на друга, а еще их объединяет непреодолимое желание растерзать и сожрать главных героев. Умышленная поверхностность повествования идет игре на пользу, хоть иногда и хочется получить чуть больше контекста – например, когда крошишь десятки фарфоровых черепов детей-извергов, нападающих подобно зомби.

Главное, что нужно знать о Little Nightmares 2 тем, кто решит поиграть в нее без знакомства с оригиналом (идея хорошая – истории самостоятельны) – это в первую очередь созерцательный опыт. Номинально это классический платформер с множеством несложных головоломок (найти способ дотянуться до дверной ручки, отыскать элемент питания для лифта), но по ощущениям скорее симулятор ходьбы. Куда интереснее рассматривать очередное до ужаса искаженное место и додумывать контекст происходящего, чем в очередной раз карабкаться по шкафу к вентиляционной шахте и перепрыгивать пропасти.

Как и в первой части, упор сделан на арт-дизайн: до мелочей продуманный, динамичный (в пределах общей мрачной палитры), изобретательный и по-неприятному живой. И снова это вредит геймплею: загадки решаются быстро, а вот застрять, потому что важный интерактивный объект неотличим от окружения, можно надолго. Или не сразу сообразить, какой маневр требуется совершить при очередном побеге от какой-нибудь гадости – подобных секций в Little Nightmares 2 неожиданно много, в каждой малейшая ошибка приводит к смерти.

Загружаю...

Управление разработчики так и не доработали: в паре напряженных моментов приходится либо менять хват геймпада, либо нажимать какую-нибудь кнопку носом. Сильнее раздражает только новая боевая система: иногда Моно берет молоток, которым нужно бить по целям в строго определенный момент, будто это невидимое QTE.

Все это, безусловно, портит впечатление, но в масштабе всей игры оказывается не таким уж значительным. Little Nightmares вот-вот станет культовым хоррором, который утешит даже некоторых фанатов Silent Hill – хотя из-за мультяшной стилизации игра пугает куда меньше, чем могла бы. Tarsier Studios придумала интересную и совершенно отвратительную вселенную, о героях которой хочется строить теории и рассматривать каждый уголок локаций. И если в следующей части этим можно будет наслаждаться, не ворча на грубоватый гейм- и левел-дизайн, будет совсем замечательно.

Платформы: PC, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series, Nintendo Switch.

Загружаю...

«Позвоните Кузе» – главная замена приставкам в 90-х. Шоу знали во всем мире, оно породило мегафраншизу

Поговорили с авторами «русской The Division» The Day Before. Она уже играбельна, попробовать можно будет в 2021-м