ЛГБТ-героиню Mass Effect 2 сделали гетеро из-за консерваторов. Погорский рад, что BioWare исправилась

Как поменялись игровые компании и мир за десятилетие.

Великой ролевой игре Mass Effect 2 26 января 2021-го исполнилось 11 лет. За это время фанаты перепроходили ее (и всю трилогию) бесчисленное количество раз, многие впервые открыли для себя серию. И значительная часть заметила, что в Mass Effect 2 что-то не так: в нем почему-то толком нет однополых отношений.

Только в начале 2021-го издание The Gamer узнало о неприятной закулисной истории, которая к этому привела – игру подвергли самоцензуре. Сценарист Брайан Киндреган, работавший над линиями Джек, Самары и Грюнта, рассказал, что в игре был как минимум один пансексуальный персонаж: «Я пытался разметить любовную линию с Джек [...] Она была пансексуальной на протяжении практически всего времени разработки».

Загружаю...

Пансексуальность – это романтическое и сексуальное влечение к людям вне зависимости от их гендерной и сексуальной идентификации. Грубо говоря, если бисексуала интересуют только женщины и мужчины, то пансексуал интересуется ими, а также агендерами, гендерквирами, андрогинами, трансгендерами и так далее. Тема, между прочим, практически не раскрыта в мейнстримовых видеоиграх.

Актриса Кортни Тейлор, озвучившая биотика с темным прошлым и взрывным характером, тоже изначально была уверена, что играла именно пансексуалку. «Я и не сомневалась, что она пансексуальна. Не знаю, предположила ли я это, или она что-то такое сказала, что потом вырезали. Поэтому я удивилась, что с ней нельзя завязать роман, играя за женщину [...] Конечно, сообщество сразу добавило такую опцию модами».

Действительно, Джек – бунтарка, которой плевать на какие-либо нормы, стереотипы и общество в целом – производит впечатление той, чья (труднодостижимая) любовь не знает границ.

Джек сделали гетеросексуальной из-за скандала, раздутого Fox News

Киндреган не согласился с решением изменить сексуальность героини, но понял, почему это произошло. По его словам, «это не было приказом какого-то гомофобного человека из верхушки студии». Под конец разработки команде сказали сосредоточиться на «традиционном векторе» отношений, поскольку руководство хотело избежать повторения скандала 2007 года.

Тогда первый Mass Effect оказался в эпицентре бури, поднятой СМИ. Космоопера BioWare устроила сексуальную революцию в видеоиграх: раньше не было крупных релизов, в которых показывались настолько откровенные и реалистичные постельные сцены, будто прямиком из кино. Секс возмутил общественность не меньше, чем жестокость двумя десятилетиями ранее, когда из-за Mortal Kombat индустрия чуть не подверглась тотальной цензуре.

Загружаю...

Подобным образом в 2007-м решил хайпануть канал Fox News. В печально известном сюжете, названном, разумеется, SEXBOX? (Mass Effect изначально был эксклюзивом Xbox 360) обозначили проблему: «В игре откровенно показаны голые тела. Представьте себе!» Якобы несмотря на возрастной рейтинг 18+ в видеоигры все равно играют сплошь подростки, а еще по мнению приглашенной экспертки, женщины в игре низведены до объектов сексуального желания, мужчина в ней «выбирает, со сколькими ему переспать». К счастью, Fox News пригласил в эфир и человека, который в играх разбирается – ведущего Джеффа Кили, – который немного уравновесил мракобесие сюжета.

Ведь постельная сцена в Mass Effect одна на все прохождение, она не порнографична, а для ее получения с персонажем нужно построить какие-никакие отношения. К тому же игру можно завершить вообще без секса!

Загружаю...

Удивительно, но за 6 с половиной минут Fox News – консервативный канал, практически американский эквивалент нашего «Первого» – не добрался до мякотки. Ведь Mass Effect виновен не только в наличии секса, но и в том, что там возможна однополая романтическая линия между Шепардом-женщиной и ученой-инопланетянкой Лиарой. Вообще-то представители расы Лиары – азари – рождаются одного пола, так что этот роман лесбийский только потому, что Лиара предпочитает обращение «она» (и потому, что люди любят вешать ярлыки). Но, разумеется, дровишек от Fox хватило, чтобы разжечь пламя негодования цивильной общественности.

Mass Effect 2 – ЛГБТ-катастрофа

Спустя 3 года после инцидента с Fox News издатель EA, купивший BioWare, все еще боялся, что следующую игру студии могут снова выставить в негативном свете или даже запретить. Так появился Mass Effect 2 – самая высокооцененная часть серии, в которой BioWare подвела свою ЛГБТ-аудиторию, пропустив любовные линии через сито гетеронормативности.

В 2010-м, когда вышла игра, студия была паровозом прогрессивности в индустрии: в Mass Effect был один (условно) однополый и при этом межвидовый роман, а в Dragon Age: Origins 2009 года вписали аж двух бисексуальных сопартийцев. Каким же разочарованием на их фоне оказался Mass Effect 2, где из 9 романтически-сексуальных опций было всего 3 однополых. Даже не романов, а скорее интрижек.

Загружаю...

Первая – с членом экипажа Келли Чемберс, которая может станцевать для игрока стриптиз. Вторая – с азари Самарой, способной проникнуться симпатией к Шепард (или Шепарду), но отказывающейся развивать отношения из-за обета целомудрия. Третья – с азари Моринт, которая – спойлер – убьет протагониста прямо во время соития. Хуже всего, что любая из этих связей не считается за отношения самой игрой – за них вы не получите достижение «Романтик».

За десятилетие мир заметно изменился

Mass Effect 2 стала переломным моментом, после которого EA все активнее занималась репрезентацией и поддержкой ЛГБТ-сообщества. Ведь в начале 2010-х США начали путь к легализации однополых браков, а компании с комфортными условиями работы для сотрудников, относящихся к ЛГБТКИА+. EA не один раз получила подобные награды, сейчас издатель ежегодно участвует в прайдах – гей-парадах.

Поэтому уже в Mass Effect 3 игроки снова стали свободнее в выборе виртуального партнера: в игре есть 1 гей, 1 лесбиянка и аж 4 бисексуальных персонажа. Тренд продолжился в Dragon Age: Inquisition и Mass Effect: Andromeda – скорее всего, и в следующих частях обеих серий с этим все будет в порядке.

В свете всплывшей истории с «нормализацией» ориентации Джек BioWare даже заявила о намерении восстановить изначальную сексуальность героини в «будущих медиа по игре». Хотелось бы верить, что и в грядущем ремастере трилогии Mass Effect: Legendary Edition появится возможность романсить Джек, играя за Шепарда-женщину.

Загружаю...

* * *

Благодаря BioWare индустрия постепенно отходит от консервативного подхода к виртуальным романам – пусть процесс и не идет настолько быстро, насколько мог бы. ЛГБТ-герои сейчас встречаются в среднебюджетных играх вроде Life is Strange, а игроки возмущаются недостаточной репрезентацией в других ролевых играх вроде третьего «Ведьмака».

Разработчики последнего, к слову, отказались от выбора между «мужчиной» и «женщиной» в редакторе персонажа Cyberpunk 2077, показывая убеждение «есть только 2 гендера» безнадежно устаревшим. Даже в недавнем ремейке Demon’s Souls, лишенном романтических линий и постельных сцен, маскулинные и фемининные шаблоны протагониста называются просто «Тело А» и «Тело Б». Решение неидеальное и не слишком изящное, но работающее в качестве переходного этапа.

Видеоиграм еще предстоит проделать большой путь, прежде чем гомофобы, сексисты и прочие расисты окончательно останутся в презираемом меньшинстве. Тем не менее такие истории, как с неслучившейся пансексуальностью Джек в Mass Effect 2, показывают, что мы уже движемся в этом направлении, причем довольно быстро – и это воодушевляет.

Игры раньше были сложнее? Это миф – они просто были неудобными

Во что поиграть на PS5 в первую очередь