Легендарная «Косынка» из Windows – стажер сделал пасьянс бесплатно, а теперь игра в зале славы

От карточного гадания до зала славы видеоигр.

Все, кто знаком с ПК, слышали о пасьянсе «Косынка» – игре, в которой мы раскладываем карты по масти в порядке возрастания, от туза до короля. До популярности браузерных и мобильных игр, «Косынка» была главным развлечением офисных служащих. Но знаете ли вы, зачем и кто ее создал, и как она впервые появилась в операционной системе Windows?

Microsoft выпустила ОС с поддержкой мышки. «Косынка» обучала основным функциям

22 мая 1990 года Microsoft выпустила новое поколение операционных систем – Windows 3.0. Это первая ОС, в которой использовалась мышь, так что разработчики хотели подготовить пользователей.

Загружаю...

Операционка предлагала пройти обучение при первом запуске, но помимо этого в Win 3 предустановлены две игры – Microsoft Solitaire и Reversi (она же Отелло), которые, по заверениям компании, помогли бы пользователям привыкнуть к мыши.

До Windows 3.0 большинство действий пользователей ОС от Microsoft происходили с помощью командной строки, так что мышь и впрямь была непривычна. Контекстное меню, перетягивание ярлыков, да и просто клики осваивать в играх куда интереснее – перетягивание карт в «Косынке» как раз напоминает перетаскивание иконок мышкой.

В 2015 году Microsoft заявила, что «Солитер» (который в оригинале называется FreeCell – а «solitaire» в Америке и Канаде и значит «пасьянс») и «Червы» тоже создавались с обучающими целями. «Червы» стали первой встроенной игрой, в которой использовался мультиплеер – это демонстрация возможностей нового сетевого подключения, которое разработала Microsoft. Неизвестно, что планировали создатели «сапера» и «червов», но вот сам разработчик «Косынки» обучением пользователей не интересовался.

Загружаю...

Создатель «Косынки» не хотел, чтобы пользователи скучали

«Косынку» создал Уэс Черри, стажер Microsoft в 1988 году. Он считал, что для компьютеров слишком мало игр. Черри не планировал никого обучать – он сам только начал работать, поэтому «Косынку» создал от скуки, чтобы пользователи весело проводили время за ПК. «Косынка» и впрямь обучает пользователя основным функциям мыши, но вышло это случайно.

По его словам, Билл Гейтс лично попробовал игру и был недоволен ее сложностью, хоть и одобрил ее появление в ОС. Зато кнопку Boss Key, которая сворачивала игру, чтобы офисные сотрудники могли моментально переключить окно, руководство не одобрило.

За создание «Косынки» Черри не получил от Microsoft никаких денег. По его словам, если бы за каждую копию игры давали 1 цент, он бы стал невероятно богатым. Такой опыт работы негативно сказался на его интересе к IT-индустрии.

Загружаю...

Сейчас Черри живет на острове Вашон в штате Вашингтон и занимается производством яблочного сидра. Сам Уэс относится к ситуации с юмором, ведь после ухода из Microsoft он работает с яблоками. 

У него своя сидрерия Dragon’s Head Cider, которой Уэс занимается вместе со своей женой.

От карточного гадания к видеоигровой адаптации

Черри был первым, кто адаптировал «Косынку» для Windows, но создал пасьянс не он. Все началось с гадания на картах, популярного в балтийском регионе Европы в конце XVIII века. 

Считается, что в XIX веке это развлечение добралось до США, где его сильно полюбили. Самая популярная версия американского пасьянса получила название «Клондайк», а в России – «Косынка». Доподлинно неизвестно, связано ли американское название с золотой лихорадкой, или же оно обозначает удачу, которая потребуется для победы. Российское название связывают с треугольной формой, в которой изначально выкладываются столбики карт.

Загружаю...

Впервые «Косынка» как видеоигра вышла на Atari в 1981 году.

А после появилась первая компьютерная версия от Apple – ее выпустили для первых макинтошей в 1984 году. 

Microsoft же сделала «Косынку» не просто игрой, а фишкой своей операционной системы – пасьянс был предустановлен в каждую ОС после Win 3 вплоть до Windows 8.

Так косынка выглядела в Windows 98:

А так – в Windows XP:

Загружаю...

Вот косынка из Windows Vista – обновленная версия:

А вот из «восьмерки» игру почему-то удалили, убрав ее в Windows Store. Впрочем, в 2015 году в обновлении для Windows 10 игру снова сделали предустановленной, но это копия того самого приложения из Windows Store, со внутриигровыми достижениями и ежедневными заданиями.

Первая сессионная игра, которая съедала время

В свое время «Косынка» оправдала идею создателя и стала самым популярным способом развлечься на работе. По заверениям Microsoft, это самая часто запускаемая программа из всего семейства продуктов Microsoft – «Косынку» включают чаще, чем Word или Excel. Первоначальной причиной успеха считается простота. Запустить «Косынку» удобнее, чем раскладывать карты, не нужно выделять место на столе, перетасовывать колоду вручную – все делалось по клику мыши.

Загружаю...

Вдобавок, появились возможности, которых не было у физического пасьянса – вам показывали процент побед, лучшее время и серию побед. А ведь «Косынка» вызывала зависимость сама по себе – после неудачной сдачи игрок всегда хотел реванша, статистика только добавляла азарта и желания побить собственные рекорды. «Сейчас разложу еще разок», – и вот прошел час.

Некоторые не скрывают привязанности к «Косынке»: Коннор Макгахи, американский спортивный комментатор из Денвера, разложил пасьянс на стадионе прямо во время матча НХЛ. В перерыве встречи между «Колорадо» и «Сент-Луисом» он вывел изображение со своего ПК на лед.

Диктор «Колорадо» разложил «Косынку» на льду в перерыве матча НХЛ. А весной он комментировал кошачьи бои!

Это стало главным моментом матча – забавную выходку Макгахи оценил официальный твиттер лиги.

Наследие «Косынки»

Со временем у «Косынки» появилось огромное количество вариаций: фэнтези-пасьянсы с элементами RPG, детективные вариации в стиле киберпанк, «Косынка» про первую мировую войну, и, конечно же, эротические пасьянсы.

Загружаю...

Коллекция Microsoft Solitaire, куда кроме «Косынки» входит «Паук» и «Солитер», в 2019 году занесена в зал славы мировых видеоигр. Для попадания туда нужно соответствовать нескольким критериям: широкая известность, устойчивая популярность и влияние на другие видеоигры и культуру в целом. 

В зале славы Microsoft Solitaire соседствует с World of Warcraft, Doom, Tetris, Super Mario, GTA III и другими культовыми играми.

Джон Ромеро получал по лицу от отчима за любовь к играм. А потом придумал DOOM и изменил шутеры навсегда

В Shadow of Mordor орки запоминали игрока и мстили. Эту систему придумали на основе гонок и игр EA Sports

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Games Herald