Отдельные лиги для Европы и СНГ – ужасное решение. Онлайн уже все доказал

Меньше игр топ-команд.

Не так давно Valve представила окончательный формат региональных лиг на этот сезон DPC. И на фоне прошедших онлайн-турниров новость с анонсом совсем не радует, ведь СНГ-лига в нынешнем формате:

  • Может негативно сказаться на качестве игры топовых команд региона.
  • Создает мало интересных для просмотра матчей.

Дота времен онлайн-турниров – лучше, что случалось с СНГ- сценой за последние несколько лет. Ниже – аргументы, почему эти тезисы верны, а также потенциальный метод решения сложившейся проблемы.

Это вновь замедлит прогресс команд из СНГ

В 2020 году сразу три команды из СНГ показали огромный прогресс – Virtus.pro (ранее – VP.P), NAVI (бывшие FTM) и Team Spirit (Yellow Submarine). ВП (именно молодые) и Нави даже выиграли по одному турниру с участием топовых команды из Европы! Да, это онлайн-турниры. Да, многие команды к этому моменту подрастеряли мотивацию. Но в любом случае это две победы команд из СНГ на двух турнирах подряд. При этом LTW еще и заняли 2-е место во втором дивизионе Эпик Лиги (играли 5 карт в финале против Alliance), а Spirit (тогда еще YeS) попали в восьмерку сильнейших команд лиги.

Загружаю...

Такого сильного СНГ-региона не было очень давно. Да, с 2016 по середину 2019 были Virtus.pro, пачками выигрывавшие мейджоры, но где в это время были остальные? Team Empire и топ-8 на TI7 – разовый всплеск, весь сезон до этого команда не показывала подобных результатов. Winstrike образца весны/лета 2018 – яркий, но тоже очень короткий пример. Сейчас в СНГ точно есть две тир-1,5 команды (как минимум!) и еще одна очень перспективная тир-2. А все это благодаря общим с Европой турнирам.

Лучший способ стать сильнее – играть с сильным противником. VP.P сразу после создания без шансов проиграли VP 6 карт подряд за 20-25 минут. Но эти поражения – тоже часть прогресса, Prodigy сделали верные выводы и хорошо проанализировали свои ошибки, результат – сухая победа в финале Epic Prime League. И в условиях до онлайн-Доты победа над основой VP была бы потолком подготовки, а на мейджоре они бы встретились с Team Secret и OG, от которых отлетели бы за 20 минут, как в первых матчах с VP. Но в этом году все получилось иначе – у Продиджи было множество локальных турниров, по ходу которых они учились у лучших команд Европы, а их игра эволюционировала. Теперь уже они побеждают Secret и OG за 20 минут, теперь на их плейстайл равняются многие команды Европы и СНГ. А все благодаря общим с Европой турнирам.

Загружаю...

Еще один пример – Yellow Submarine, заявившие о себе на ESL One Germany прямо из открытых квал. За групповой этап они сыграли почти со всеми европейскими грандами – Nigma, OG и Secret. Да, в плей-офф они не прошли, но получили ценнейший опыт, и о них (особенно о Коллапсе) заговорила вся английская студия аналитики. А что было бы, если бы они появились в этом сезоне в момент старта СНГ-лиги? Сейчас бы прошли во второй дивизион через открытые квалификации и играли бы там с командами вроде B8, EXTREMUM и Gambit, в следующем цикле получили бы возможность сыграть в первом дивизионе против NAVI и VP (и то по одной серии). На ESL One Germany они сразу получили себе четырех соперников уровня мейджора и одного уровня майнора (NiP).

С лигами мы возвращаемся к старым добрым (на самом деле нет) СНГ-квалам, где как бы есть неплохие команды, но на международных турнирах они без шансов проигрывают всем, занимая топ-16. Может, игроки в этих командах действительно очень хороши в микро, но из-за отсутствия опыта большой Доты их по макро переигрывает любая команда из топ-6 (или даже топ-8) Китая или Европы, ибо у них есть возможность постоянно играть только с лучшими. Да, есть скримы, но тут достаточно вспомнить цитату Роджера из недавнего видео Марии Ермолиной:  

«Первые два КВ были против Веги. Я был уверен в победе, но обе карты мы безыдейно отсосали. Я подхожу к Лехе, спрашиваю, в чем проблема. Он говорит: «Расслабься. Если хочешь, будем играть серьезно». Я сказал «хочу». В итоге мы выиграли 60 игр подряд и ни одной не проиграли».

Загружаю...

Да, КВ хороши для теста страт, но не более – мало кто там играет даже в половину силы.

Марпл приехала к Роджеру – домашняя студия аналитики из мамы, папы и дяди Сейрана, инсайды о развале VP

Большинство матчей СНГ-лиги будут для зрителя проходными

«Ура, новый DPC-сезон! Ура, СНГ играет с СНГ! Ура, наконец-то мы увидим нереальную схватку таких команд как... Ребят, включайте Twitch, когда Европа будет, и смотрите», – цитата ALWAYSWANNAFLY с одного из его стримов. И это абсолютная правда. В СНГ-лиге будет ровно 3 интересные встречи с точки зрения игры:

  • VP – NAVI;
  • VP – Spirit;
  • NAVI – Spirit.

Все остальные игры – второй дивизион Эпик Лиги, не пользовавшийся особой популярностью. Просто сравним цифры просмотров с первым дивизионом:

  • NAVI – VP в группе – 212 тысяч зрителей в пике. Финал собрал 264 тысячи. Среднее число зрителей – 109 тысяч.
  • Финал 2-го дивизиона Alliance – LTW собрал 131 тысячу. Матчи группового этапа не добрались даже до отметки в 58 тысяч. Среднее число зрителей – 23 тысячи.

Почти в 5 раз больше. И это еще матчи разных дивизионов почти всегда шли в разные дни. И будем честны, встреча условных Winstrike и Gambit – не самая интересная игра. В новой СНГ-лиге таких игр будет большинство. Да, лично мне интересно посмотреть на игру нового состава Winstrike, состава Соло или на распределение фарма внутри новых HellRaisers (там очень интересная головоломка будет), но:

  1. По уровню игры это почти наверняка будет не самая высокая Дота. По крайней мере в первых матчах.
  2. После множества игр вроде VP – Secret или NAVI – OG – это как вернуться к РФПЛ после просмотра Лиги Чемпионов или АПЛ. Местами еще интересно, но нет восхищения от оригинальных мувов.
  3. У какого числа потенциальных зрителей есть схожий интерес?

Второй дивизион интересен только в двух дивизионах – ЮВА и Китае. Но функция у него другая – прямая поддержка тир-2/3 команд. Второй дивизион в каждом регионе по своей сути – большая площадка для просмотра новых игроков для организаций из 1-го дивизиона. Поэтому даже если его будут смотреть в среднем 5-10 тысяч человек, сам факт его наличия будет уже полезен для про-Доты.

Составы всех команд из СНГ на первый DPC-цикл

Тир-2 и тир-3 команды заработают, но отобраться на турнир – все еще сложнейшая задача

Благодаря онлайн-лигам и множеству матчей с лучшими командами мира в СНГ есть два почти непобедимых титана – NAVI и VP, а также титан чуть поменьше – Team Spirit. У них есть свежий опыт игры против Team Secret, OG, Liquid и Nigma. И очень удачно получилось, что у СНГ как раз 3 слота на мейджор. Думаю, что вы уже поняли какие 3 команды с вероятностью в 95% получат эти слоты. Более того, ставка на следующее расположение команд внутри топ-3 – очень неплохая идея:

Загружаю...
  1. VP;
  2. NAVI;
  3. Team Spirit.

И сейчас я не имею понятия, что надо сделать другим командам из первого дивизиона, чтобы влезть в эту тройку. Те же LTW во втором дивизионе Эпик Лиги проиграли Spirit почти без шансов, а после еще и уступили им на BTS. И что говорить тогда про остальные четыре команды, а тем более про их матчи с NAVI или VP? С одной стороны, это опыт игры против топ-команд, с другой – новые составы и игроки, пропустившие часть прошлого сезона или игравшие во вторых дивизионах. 

А самое печальное в этом – лучшие команды региона получат сильных противников только на мейджорах, все остальное время они будут играть против команд рангом ниже. В лучшем случае это замедлит их прогресс, в худшем – они начнут регрессировать и со временем опустятся до общего уровня лиги. Вспомним «золотых» VP – они создавались, когда для СНГ только выделили отдельные квалификации, и в первый же год показали крутые результаты. Вот только с каждым новым годом не остальные команды из квалификаций поднимались ближе к их уровню, а сами VP постепенно опускались до уровня других команд. В сезоне 17/18 VP не играли региональные квалы из-за прямых инвайтов на мейджоры и, судя по результатам следующего года, это положительно повлияло на качество их игры и подготовки.

Загружаю...

С другой стороны, тир-2 и тир-3 команды получат неплохие призовые – от $26 тысяч за топ-4 первого дивизиона до $7 тысяч за топ-6 второго. К примеру, Vikin.gg за топ-1 на турнирах для тир-3 команд получали в среднем $6 тысяч, а за победу на The Summit, где участвовали тир-2 команды и Liquid, получили $21 тысячу. Такие призовые сами по себе – хороший бонус для всей сцены и серьезная мотивация для молодых команд/организаций. Это та самая поддержка сцены, о которой так долго просили Valve. И это определенно хорошо, особенно для регионов, где есть четкое деление на два дивизиона по уровню игры – Китай и Европа.

Решение – общая лига с двумя группами и плей-офф

Вариант решения проблемы для СНГ-лиги – объединение с Европой в одну суперлигу. Формат:

  • Две группы, в каждой по 4 команды из каждого региона. Аналогично и 2-й дивизион.
  • Первые места каждой группы напрямую попадают в плей-офф мейджора. Вторые места – напрямую в групповой этап мейджора.
  • 3-е места разыгрывают оставшийся слот в группе мейджора, 4-е места – путевку в Wild Card. 
  • Последние два места каждой группы 1-го дивизиона вылетают во 2-й дивизион, первые два места каждой группы 2-го дивизиона занимают их места.
  • Призовые складываются из призовых двух лиг.
  • После каждого цикла группы внутри дивизионов перемешиваются. 

Плюсы – огромная конкуренция за места на мейджоре и постоянная игровая практика с топовыми командами для команд послабее, тир-1 команды же просто получат сильных противников. При этом тир-2/3 получат примерно те же призовые, что и в региональной лиге. Альтернативно – разыгрывать инвайты в групповой этап мейджора между командами, занявшими 2-е и 3-е места, но это может привести с излишнему числу матчей, что неприятно для самих игроков.

Минусы – не тир-1/1,5 команды фактически теряют шансы на мейджор, а в первое время от СНГ на турнирах, скорее всего, будут только две команды. 

Да, матчей станет больше, а организовать такой турнир сложнее, чем обычную региональную лигу, но у такого подхода точно больше плюсов в игровом плане, чем минусов. Плюс такой турнир просто интереснее смотреть. Почти наверняка в следующем году Valve поменяют что-то в формате лиг, и я очень надеюсь, что команды из СНГ вновь будет играть с Европой, а не друг с другом, варясь годами в одном котле.

Загружаю...

Керри (и даже мидер) Омник возвращается! Все благодаря новому Шарду

Угадаете, кто из киберспортсменов заработал больше всех призовых в 2020 году? А на каком месте дотеры из Virtus.pro?