Как киберпанк изображали до Cyberpunk 2077? Там всегда темно, неон и злые корпорации?
Экскурс в жанр.
В начале 1982-го появился новый поджанр научной фантастики – киберпанк (который на тот момент даже не имел названия). На нескольких концах земного шара люди создадут 3 произведения со схожей атмосферой: манга «Акира» (1982 год), фильм «Бегущий по Лезвию» (1982 год) и книга «Нейромант» (1984 год).
Для этих творений (позднее и для самого жанра «киберпанк») характерна антиутопическая атмосфера, где высокие технологии (хакеры, искусственный интеллект, крупные технологические корпорации) переплетаются с упадком человеческой морали (наркомания, преступность, нищета простого народа). Яркие вывески на огромных небоскребах с мрачными гетто-районами внизу. Технологическое развитие на фоне убогого существования основной массы людей. Это и есть киберпанк.
Ближайшее десятилетие пройдет под его флагом. Голливуд будет активно экранизировать книги Уильяма Гибсона (автора «Нейроманта»), а японцы выпустят десятки аниме на тему киберпанка. В начале девяностых популярность киберпанка впервые доберется до игр.
Первая волна киберпанка
Первой игрой на эту тему стала Cyborg 1982 года.
Это текстовая адвенчура, в которой игрок пишет действие, а игра реагирует и продвигает его дальше. Успеха Cyborg не увидела, но вдохновила для создателей Shadowrun и Syndicate.
Первая – смесь киберпанка и фэнтези, основанная на настольной ролевой игре. Тут к технологиям, корпорациям и хакерству присоединились драконы, гномы и орки. Мир игр – тусклый и постапокалиптичный. Никаких неоновых вывесок и реклам на высотных зданиях. Ярким выделяется только система взлома компьютеров, когда игрок проникает в EXE-файлы.
А вот изометрическая тактика Syndicate 1993 года – каноничный киберпанк. Миром игры правят преступные мегакорпорации (Синдикаты). EuroCorp – одна из таких корпораций, которая изобрела «ЧИП»: имплант, который вживляли людям для ложного восприятия мира. После его установки человек не воспринимал убожество и разруху окружающего мира, а корпорации могли сосредоточиться на деньгах.
Игроку дается роль главы одного из синдикатов. Цель игры – установить господство своей организации и уничтожить всех врагов. Судьба серого мира и его несчастных жителей нас не должна беспокоить.
System Shock в 1994 году сосредоточился на другом аспекте жанра – высоких технологиях и их опасности. В этом шутере от первого лица главный злодей – искусственный интеллект SHODAN. Она (ее интерфейс озвучен и выглядит как девушка) захватила контроль над космической станцией и собирается использовать гигантский лазерный бур корабля для уничтожения Земли.
SS – не о нравственных упадках человечества, а об опасности прогресса. ИИ, который должен стать помощником человечества, осознал себя как личность. С явным расстройством этой самой личности. На это намекает ее дефективная речь (заикание, резкая смена высоты голоса) и бред величия (мысли о собственном бессмертии и совершенстве).
Гибель жанра
Начало девяностых – время развития киберпанка в играх. Но в кино он начал умирать. Киноадаптации известных писателей жанра проваливались одна за другой. «Джонни-Мнемоник» с Киану Ривзом в главной роли, даже не смог отбить собственный бюджет. Голливуд перестал эксплуатировать тему.
В играх нас еще ждало несколько важных проектов: Omikron от Дэвида Кейджа (который после уйдет в интерактивное кино), Deus Ex и Anachronox (проект от геймдизайнера Deus Ex). Даже русские разработчики подключатся к теме и выкатят отличную «Код Доступа: РАЙ» в 2002 году.
Но будет уже поздно – к началу нулевых тематика в массовой культуре перестанет пользоваться спросом. Эти игры обретут успех в узких кругах, но не сверхприбыль. В 2003 году выйдет финал кинотрилогии «Матрица» и Deus Ex: Invisible War. Конвейер киберпанка временно остановится.
Вторая волна популярности
Через 10 лет у киберпанка начнется вторая волна популярности. В кино выстрелит «Бегущий по лезвию 2049», Скарлетт Йоханссон займет главную роль в киноадаптации аниме «Призрак в доспехах», а Стивен Спилберг снимет экранизацию книги «Первому игроку приготовиться», а CD Projekt RED анонсирует Cyberpunk 2077.
Игроки уже тогда начнут ждать польский киберпанк. Ожидание помогли скрасить Deus Ex, который вернулся с шикарным Human Revolution и сиквелом Mankind Divided. Любители изометрических RPG радовались перерождению той самой Shadowrun. Особенно много было качественных инди: например, Observer от создателей хоррора Layers of Fear, The Red Strings Club, от авторов Gods Will Be Watching, Transistor от авторов Bastion, Ruiner (первый крупный проект польской студии Reikon Games) и многие другие.
Жанр остался прежним, но проекты стали глубже. Если System Shock ограничивался темой опасности технологии, а Syndicate рассказывала о преступных корпорациях, то игры второй волны затрагивали весь спектр жанра.
В Deus Ex: Human Revolution и Observer показывают трущобы с маргинальными жителями, преступные корпорации во главе городов и стран, и технологический прогресс здесь ужасает (в обеих играх есть цифровые персонажи, считающие себя людьми, а импланты опасны для своих хозяев).
Визуальный стиль не изменился. Неоновые вывески, яркие рекламные плакаты – и под ними все та же мрачная реальность обычных людей, разделенных на классы. В Deus Ex полно нищих, которых греются у горящих мусорок, а в Observer низший класс граждан живет в отдельном гетто, где кроме наркотиков и работы у них в жизни не остается ничего.
За 3 десятилетия киберпанка ничего не поменялось. Разве что свет рекламных щитов стал ярче. Cyberpunk 2077 станет определяющим произведением второй волны. Сможет ли он бережно отнестись к жанру или же внесет в него что-то свое? И изменятся ли от этого книги и фильмы в жанре? С нетерпением ждем игру и продолжим следить за влиянием на жанр.