В следующем году я впервые за 14 лет не куплю Call of Duty. Потому что Black Ops Cold War – это «День сурка» со взрывами
Иван Талачев разочарован.
Ноябрь 2007 года. По пути домой с лекций, воодушевленный пришедшей стипендией, я покупаю в магазине не совсем лицензионный диск Call of Duty 4: Modern Warfare. «Не совсем лицензионный» — это не проявление какой-то позиции и не фига жадным издателям. Других версий игры в городе нет, а до первого моего знакомства с приложением Steam еще два года.
Я прихожу домой, устанавливаю и запускаю игру, а затем прихожу в себя через семь часов — на финальных титрах. Час ночи, завтра опять на лекции, но сна ни в одном глазу — я в легком шоке. Такого (точнее, ТАКОГО) в моей жизни еще не было: даже сравнительно короткие игры тогда длились часов двадцать и таких (то есть, разумеется, ТАКИХ) сцен в них не было: мне не приходилось от первого лица ползать под БТРами в Припяти, штурмовать танкеры под проливным дождем или видеть ядерный взрыв с расстояния нескольких километров. Шутеры только-только освоили новомодный «песочный» геймплей (вышли S.T.A.L.K.E.R, BioShock и Crysis) и мерялись в основном доступными квадратными километрами, а тут сжатое, как следует напружиненное, высооктановое приключение на классических «рельсах», через которое можно пронестись за вечер.
Я был так впечатлен, что Call of Duty превратилась в одну из нерушимых традиций в моей жизни. Каждый ноябрь я покупал новую часть, за один вечер пробегал сюжетный режим (получалось не всегда), потом примерно до новогодних праздников пытался набить один-два уровня престижа просто чтобы не было стыдно перед собой 19-летним. С незначительными исключениями этот ритуал мне получилось повторить 13 раз, и если подумать, то это единственная часть моей жизни, которая за это время серьезно не изменилась. Мои ноябрьские вечера до сих проходят со взглядом на окружающий мир через разного рода оптические прицелы.
Но вот в следующий ноябрь я, возможно, займусь чем-то другим.
Call of Duty Black Ops Cold War не только первая игра серии с двойным подзаголовком, но и первая, установленная на моем новеньком Xbox Series X. Даже без ссылок на профессиональные ресурсы по замеру кадров в секунду вроде Digital Foundry, я могу сказать, что она выглядит феноменально. То, что в ней взрывается, разлетается искрами и горит, каждый раз взрывается, разлетается искрами и горит в 4K HDR, в сопровождении рейтрейсинговых теней или в 120 кадров в секунду.
Другое дело, что в нее невозможно играть, не отвлекаясь на беспокойную мысль «а что тут, собственно, происходит, и почему мне это должно быть интересно?».
Важно отметить, что речь здесь и далее идет только об одиночном режиме игры. Мультиплеер Call of Duty, его многочисленные варианты зомби-режимов и «королевская битва» Warzone — это совершенно отдельные вселенные со своими правилами, законами и собственными нерешенными вопросами. Например, где особый лягушатник для неумелых великовозрастных дядек, которые хотят просто пострелять пару вечеров, а не мучительно превозмогать против армии идеально метких и тактически подкованных подростков с реакцией саламандр?
Я излечил игровую импотенцию при помощи Call of Duty
Black Ops Сold War в каждой миссии разыгрывает перед игроком один и тот же спектакль: сначала герои в тишине (и иногда даже под покровом ночи) должны забраться на какой-то секретный объект и выполнить там какие-то секретные дела. Потом вдруг вся скрытность накрывается медным тазом и начинается перестрелка, в которой неизменно работают те же правила, что и 13 (да и 20) лет назад: двигайся от укрытия к укрытию, избегай гранат и не забывай стрелять. После того, как пороховой дым расступается и оседает, разработчики катают игрока на обязательных американских горках, будь то преследующий самолет джип, уезжающий под грохот взрывов из советского секретного объекта БТР, подвешенный к вертолету суперкомпьютер, или вылетающий на полной скорости из Лубянки легковой автомобиль.
При желании, по этому плану («проникновение, перестрелка, погоня») вы можете начать выдумывать себе миссии сами — и они, возможно, окажутся не хуже тех, которые я увидел на экране.
То, что происходит с одиночной кампанией Call of Duty можно назвать «революцией большого пальца ноги». В английском языке есть глагол «to toe» («трогать что-то большим пальцем ноги»), часто употребляемый в переносном значении. Например, «to toe the water» («пробовать воду») означает совершать какие-то важные, требущие силы духа действия неуверенно или вполсилы.
Так вот, самая популярная серия шутеров за последние 10 лет попробовала пальцем ноги все возможные моря, океаны, реки и озера. Речь даже не о том, что Call of Duty забросила игрока во все вооруженные конфликты на сто лет назад и вперед. Речь именно об изменениях в формуле «проникновение-перестрелка-погоня». И их было много: от собственного космического крейсера со стратегической картой на мостике, оружейной и ангаром в Infinite Warfare или системы управления напарниками в WWII до мини-игры в жанре «tower defence» в Advanced Warfare и — вот это был сюрприз — полным отсутствием однопользовательского режима как такового в Black Ops IIII. Все эти нововведения и механики использовались ровно один раз и только для того, чтобы в следующем году начисто испариться.
Call of Duty Black Ops Cold War тоже «пробует воду»: позволяет немому протагонисту (даже нескольким) общаться с героями игры, выбирая реплики в особых диалоговых окнах, как будто похищенных из «Ведьмака» или Deus Ex. Игра позволяет по необходимости врать персонажам, убеждать их, убивать или оставлять некоторых действующих лиц в живых. Разработчики пару раз позволяли себе в интервью слово «нелинейность», но в большой картине вещей вся важность этих «бесед» сводится к ответу на вопрос в предпоследней миссии, который запускает одно из двух финальных заданий: «хорошее» или «плохое». Опять же, все это довольно неуверенно и вполсилы.
За то время, пока Call of Duty не может решиться перетрясти вверх дном весь однопользовательский режим и даже исключить его начисто может лишь на один год, в шутерах произошло уже несколько основательных революций. Сначала серия Borderlands окончательно оформила жанр «лутер-шутера». Потом Destiny успешно (и уже дважды) скрестила жанр с MMO. Потом Overwatch закрепил понятие «геройского мультиплеерного FPS» — символом этого успеха, как часто бывает, стало примерно дюжина разного рода клонов-эпигонов, практически все из которых сейчас уже никто не может вспомнить по имени — вы помните Battleborn? Дилогия Titanfall, созданная авторами одной из лучших частей Call of Duty, показала, что шутер может быть скоростным гоночно-акробатическим симулятором, да еще и с гигантскими роботами на вторых ролях.
О чем вообще говорить, если даже DOOM, любые изменения в котором уже двадцать пять лет считаются религиозным преступлением, успел вернуться из глубокого кризиса личности, оказаться лучшим шутером на планете, а потом пересобрать себя заново в DOOM Eternal как «паззл-шутер»: игру, в которой нужно умело и по определенной схеме чередовать все инструменты в распоряжении игрока или с кислым лицом разглядывать экран загрузки.
А в это время восемнадцатая часть Call of Duty предлагает дюжину раз куда-то пробраться, в кого-то пострелять и на чем-то сбежать.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что атакую серию, которая за годы стала больше культурным явлением, нежели игрой. И что если бы вещи, которые раздражают меня, были бы действительно серьезной проблемой для игроков, предыдущая часть не заработала бы миллиард долларов за первый месяц продаж. Никто же не жалуется, что на чемпионате мира по футболу 2006 и 2018 года менялись только страны за пределами стадионов, а люди на поле просто бегали и пинали мяч?
Но тем не менее. За 13 лет сменилось два приставочных поколения, аппаратные мощности пластиковых ящиков под телевизорами выросли примерно в 50 раз, в большинстве семей высокоскоростной интернет уже не роскошь, а данность. В этих условиях Call of Duty может с 2021 года превратиться во что угодно: в первую однопользовательскую «королевскую битву» с постановочными сюжетными миссиями, в онлайновый симулятор частной военной компании (просто представьте себе Destiny в условиях какой-нибудь Третьей Мировой) или в первый военный шутер с открытым миром.
Так что пусть скорее превращается во что угодно. Я подожду.
***
Послушать подкаст Ивана «Один дома» про игры, кино и вообще все, что нас окружает, можно здесь.