Занимайтесь консольной любовью, а не войной. Колонка Ивана Талачева
Ведущий подкаста «Один дома» – теперь на Sports.ru!
Для начала немного гуманитарных наук. В когнитивной психологии есть термин «искажение в восприятии сделанного выбора». Если кратко, то наша психика склонна задним числом позитивно «подсвечивать» совершенные выборы так, чтобы каждый из них был по-своему правильным. И заодно принижать достоинства тех вариантов, которые мы то тем или иным причинам пропустили.
Одним из частных случаев этого искажения является «послепокупочная рационализация». Тоже кратко: сделав выбор между двумя или более товарами, человек начинает приписывать приобретенному предмету (будь то автомобиль, телевизор, телефон или консоль) дополнительные достоинства и принижать имеющиеся недостатки.
Возникает интересный вопрос: что случится, если «рационализаторы» товара А встретятся с теми, кто выбрал товар Б?
Случится чудовищный ураган дерьма. То есть то, что происходит с игровым интернетом последние полгода.
Главный редактор крупного видеоигрового СМИ, по его словам, через день получает в социальных сетях угрозы расправы. В это нетрудно поверить — даже под публикуемыми им в социальных сетях скриншотами можно узнать много новых сложносочиненных ругательств. А уж если он (или кто-то другой, кому за последние годы удалось собрать вокруг себя играющую аудиторию) напрямую высказывается насчет особенностей Xbox Series X или PlayStation 5, то в комментарии нужно пускать только в костюме химзащиты, с карманной Библией и подписанным отказом от ответственности за последствия.
На днях авторка крупного твиттера с сотней тысяч подписчиков опубликовала не самую удачную шутку про приставки нового поколения и собрала у себя в комментариях такую впечатляющую коллекцию «доброжелателей», что даже самые невинные их ответы не получится привести здесь из-за закона о мате в СМИ. В стендап-концерте Дональда Гловера Weirdo есть момент, где он возмущается, что у обиженных детей нет словесных фильтров и моральных тормозов: «Неужели эти слова можно сказать в этой последовательности и не сгореть на месте?» Учитывая, в каком тоне сегодня идет обсуждение новых консолей, пепел, оставшийся от геймеров-подростков с доступом в Интернет, должны были бы вывозить тоннами.
Люди вообще не могут и не должны испытывать эмоции такой силы, если речь не идет о политике, детях, очень больших деньгах или очень сильной любви. А тут все-таки речь о собранных в Китае пластиковых коробках с микросхемами. Пускай на одной из них новая игра про Человека-паука запускается за 15 секунд.
Да, тут нет ничего нового: консольным войнам как явлению уже почти сорок лет. Но никогда до этого они не велись с таким почти религиозным исступлением. Сетевые столкновения фанатов Xbox One с приверженцами PlayStation 4 осенью 2013 года проходили чуть ли не как встреча джентльменского клуба. Не в последнюю очередь потому, что победитель тогда стал очевиден еще до начала гонки. Из-за нескольких непопулярных решений тогдашнего руководителя отдела интерактивных развлечений Microsoft Дона Мэттрика Xbox One начали «закапывать» еще до старта продаж. Церемония интернет-похорон Xbox One продолжалась аж до запуска Xbox One X и появления Xbox Game Pass и в некотором смысле последствия тех смелых решений до сих пор являются по ночам боссам Microsoft.
Xbox чуть не похоронил один человек – он 6 лет отвечал за консоль, но не верил в нее
А если окунуться в Омут памяти поглубже, то можно вспомнить еще более спокойные времена — Xbox 360 и PlayStation 3 разминулись в датах запуска на целый год. Тогда даже поспорить толком не получилось, не то что повоевать.
Цели консольных войн всегда были для меня загадкой: если, к примеру, футбольные клубы или выбор любимого дома в «Игре престолов» — вещь по определению исключающая другие варианты, то количество консолей дома регулируется только бюджетом и свободным местом в тумбочке под телевизором. При определенном желании и умении дома можно держать весь парк актуальных игровых устройств, даже не будучи игровым журналистом, техноблоггером или стримером.
Даже если иметь все приставки сразу не позволяет ни бюджет, ни свободное место в тумбочке, ни супруги, ни родители, то позвольте перефразировать теглайн фильма «Чужой против Хищника»: кто бы ни проиграл, победим мы. «Мы» в данном случае – это конечные пользователи, покупатели и клиенты хотя бы одной из фирм-производителей игровых устройств. Именно из-за конкуренции Microsoft и Sony у нас есть все, без чего сейчас невозможно представить заядлого игрока на консолях: начиная с кроссплея в крупных сетевых шутерах, заканчивая подписками PlayStation Plus и Xbox Game Pass. Это работает и в другую сторону: именно из-за борьбы за кошельки и лояльность игроков с нами больше нет печально известных процессоров Cell и интерфейса Kinect.
То, что происходит в ноябре 2020 года — последнее великое консольное противостояние, настоящая «королевская битва» приставок. Некоторые всерьез полагают, что это поколение будет последним, дальше будут только облачные массивы, которые позволят запускать игры «по воздуху» на любом устройстве с экраном: от телевизора и компьютера до микроволновки или холодильника из будущего. Да, такие же прогнозы мы слышали семь лет назад и, кажется, от тех же самых людей. Но тогда у консолей был кризис личности: должны ли они быть только и исключительно игровыми станциями как PlayStation или как Xbox One — единственной коробкой в гостиной на все случаи жизни: для игр, кино, сериалов и (да, без этого мема тут никак) телевидения.
А сейчас миллионы людей по всему миру кошельком и свободным местом рядом с телевизором голосуют за будущее видеоигр как таковых: будут ли это в большинстве своем крупнобюджетные блокбастеры за 70 долларов от студий Sony или доступные в подписке Game Pass приключения от студий Microsoft, которые можно будет запустить на чем угодно: от игрового ПК до облака, доступного с планшета?
Какую некстген-консоль мне выбрать: PlayStation или Xbox? Гайд
И даже если будущее игр это нечто среднее, лучшее из двух миров: крупнобюджетные блокбастеры за 70 долларов, доступные в подписке и запускаемые на чем угодно. Даже если прошлое окажется важнее будущего, и главную роль в борьбе PlayStation 5 и Xbox Series S|X сыграет обратная совместимость. Даже если определяющим фактором окажется цвет и размер приставок, объем свободного места на новых SSD-дисках или количество безумных прибамбасов в геймпаде. Даже если все в итоге упрется в колебания кадров в секунду в GTA VI. Неужели следить за этим менее интересно, менее увлекательно и приносит меньше удовольствия, чем слать на три буквы фанатов из противоположного лагеря?
Особенно, если в этом будущем, напомню, все победители. Даже фанаты Nintendo. Напомню, старшие версии обеих выходящих этой осенью приставок стоят 500 долларов, но ни одна из них не запустит игру под названием Breath of the Wild 2.
Вернемся к когнитивной психологии. Проведенные в 2010 году Университетом Мичигана опыты показали, что эффект от искажения в восприятии сделанного выбора можно уменьшить, если заставить испытуемого тщательно помыть руки с мылом. Отличный совет, который в 2020-м актуален как никогда прежде.
К опыту американских психологов я могу добавить пару собственных советов: покупайте приставки, которые нравятся лично вам и не пишите людям в интернете то, что не сказали бы им в лицо.
* * *
Послушать подкаст Ивана «Один дома» про игры, кино и вообще все, что нас окружает, можно здесь.
Кошки обожают залезать на новый Xbox! Мы поговорили с зоопсихологами и узнали, как их отучить