КРПГ наносят ответный удар

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Несомненно, такое всеобъемлющее понятие, как РПГ, не могло не породить бесконечного количества поджанров и ответвлений. Японские РПГ, ММО РПГ, РПГ с открытым миром или без – все это важная часть классификации жанра. Но все же ролевая игра делится в первую очередь на экшн-РПГ и на изометрические РПГ (теперь их называют просто классическими). Разница между ними так же масштабна, как между пошаговыми стратегиями и РТС. И связано это не только с типом управления и бюджетом студии. Разница здесь в задаче создателей игры – в концепте, который сразу, с первого запуска игры задает игроку правильную модель восприятия. Чтобы не уходить в далекие рассуждения, сразу три примера:

«Ведьмак 3: Дикая Охота». Мы постоянно видим Геральта от третьего лица, мы наблюдаем его движения, следуя за ним. Мы ассоциируем себя с ним, но у Геральта есть свой характер, мы не можем его полностью «перевоспитать». Мы не Геральт.

Загружаю...

The Elder Scrolls: Morrowind. Наш герой – никто из ниоткуда, вид у нас от первого лица, а значит, персонаж может получиться каким угодно. Его характер мы создаем по мере прохождения игры, формируя его поступками и принятыми решениями. 

Divinity Original Sin 2. Мы видим нашего персонажа сверху, с позиции рассказчика истории. Мы управляем героем, задавая ему определенную роль из предложенных, и отыгрываем ее во всех возможных ситуациях. Герой может быть похожим на нас, но он отстранен. Мы сопереживаем ему, но без иммерсивности. 

Можно ли построить сторителлинг иммерсивных РПГ серии TES на основе движка Дивинити? Наверное, можно, но вместо путешествия, где на каждом углу таятся неизведанные подземелья и горные вершины с гнездами драконов, игрок получит открытую карту с видом сверху. И даже туман войны никак не изменит ситуацию – все равно получится совсем другое приключение, с другим повествованием, по которому игрока нужно вести иначе.

Короче говоря, разница между этими ответвлениями не косметическая и даже не только геймплейная. Она концептуальная. И если в момент, когда экшн-РПГ попали в тренды, казалось очевидным, что будущее за такими играми, как Mass Effect, то в последние несколько лет ситуация радикально переменилась. Несомненно, шедевром, вышедшем на пике популярности экшн-РПГ, можно беззазорно назвать вечно молодую «Дикую Охоту» 2013 года, до сих пор трендовую, до сих пор продающуюся и переиздающуюся на всевозможных платформах. Но вот после Ведьмака проявился кризис идей: Dragon Age Inquisition смотрелась бледно на фоне первой игры серии, а выход Mass Effect: Andromeda вообще обернулся полным крахом не только легендарной компании BioWare, но и самого жанра шутер-экшн-РПГ. Что и говорить о продолжении серии Fallout, выполненного в виде многопользовательской игры без диалогов и нпс?

Загружаю...

И тут-то и произошла совершенно невероятная вещь. Неожиданно то, что многими считалось отжившим свое веянием, начало возвращаться в тренды. Выяснилось, что изометрические ролевки все это время провели в спячке и похоронили их раньше срока. Представьте себе, что неожиданно кнопочные телефоны оказываются не менее востребованными, чем смартфоны, что современные подростки покупают себе гитару, чтобы учить Stairway to Heaven, а не микрофон, чтобы записывать каверы на Моргенштерна – вот примерно так и ощущался успех Pillars of Eternity, когда Obsidian Entertainment собрала на кикстартере рекордную по тем временам сумму в четыре миллиона долларов. Вдруг выяснилось, что создавать лицо персонажа из пяти страшных как ядерная война текстур, мучить себе глаза томами текста в не озвученных диалогах без всяких катсцен, терпеть незрелищную и неудобную боевку с кучей спеллов, которые еще поди попробуй запомни – все это кому-то все еще нужно! И вот, когда выходит таксебешная инквизиция, Larian выпускают Divinity Original Sin; когда выпускается совершенно растерявшая РПГ-составляющие Fallout 4, появляется Director’s Cut Wasteland 2. А продолжение Дивинити от небольшой бельгийской студии выходит и собирает тонны хвалебных отзывов в тот же год, когда все ругают по чем свет стоит многомиллионный Mass Effect: Andromeda.

И вот возвращение изометрии на экраны обернулось победным шествием, которое еще даже не прошло через триумфальную арку, ведь впереди нас ждет Baldur’s Gate 3. На минуточку – пошаговое продолжение серии игр конца 90-х, основанное на правилах пятой редакции Dungeons and Dragons, попадает в стим-чарты в раннем доступе и собирает кучу восторженных рецензий, несмотря на баги и недоработки. Маркетологи EA Games и Activision должны в ужасе смотреть на эту картину – игру покупают из доверия к производителю, игры впервые за черт знает сколько лет продает репутация разработчика и качество его работы. Не бренд, не реклама на Супербоуле, не подписка EA play, а качество. 

Загружаю...

Тут можно было бы и остановиться, если бы задачей статьи было доказать, что экшн-РПГ – это отживший свое переходный период, только предвещавший возвращение настоящих РПГ. Однако это вовсе не так. Легко быть победителем без конкурентов – не так сложно быть Wasteland 3, когда твой соперник – Fallout 76. Но каким бы ни оказался долгожданный Cyberpunk 2077, уверенно можно сказать, что это будет проект ААА-уровня, который нельзя будет упрекнуть в халтуре или блеклости идей. Учитывая уровень ожидания, репутацию CD Project и уже показанные фрагменты геймплея, эта игра станет настоящим левиафаном в мире ролевых игр на ближайшие годы. А релизы подражателей, вдохновленных неминуемым успехом игры, не заставят себя долго ждать.

На стороне классических РПГ останется имя, которое они успели себе сделать за эти несколько лет и, что немаловажно, кооперативные функции прохождения. Ведь сама суть экшн-РПГ в том, что все события крутятся вокруг главного героя; они кинематографичны и четко срежиссированы. На борту «Нормандии» может быть только один Шеппард, в «Найт-Сити» – один единственный Ви. А вот в Ривеллоне или пост-апокалиптическом «Колорадо» найдется место компании. И вообще, чем сильнее КРПГ будут подчеркивать различия между ветвями жанра, а также свои благородные настольные корни, тем с большей вероятностью их место не станет нишевым. И, кажется, Larian это прекрасно понимает. Анимированные броски кубика при проверках навыков в BG3 тому подтверждение. 

Осталось чуть больше месяца до выхода Cyberpunk, около года до Baldur’s Gate 3. И та и другая игра, очевидно, много значит для жанра. Но по-настоящему важно, чем будут вдохновляться новые студии, новые геймдизайнеры, в чем после выхода игр будут заинтересованы крупные компании. Те, что по своей прихоти гробят и возвышают жанры и серии. Тут-то мы и увидим, куда повернется взгляд прихотливого рынка и найдется ли в этом городе место для двух ковбоев.

Загружаю...