Всё не так со спортивными симуляторами

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 

Влияние пандемии на большой спорт надолго останется лейтмотивом аналитических студий и «высоких кабинетов» в индустрии. Финансовые проблемы, пустые трибуны, зашкаливающий риск травм спортсменов и постоянная опасность возможной отмены крупных международных турниров — вот лишь часть мыслей, с которыми приходится жить функционерам от спорта. И тот факт, что на фоне всего этого макабрического веселья 2020 года спортивным организаторам, бродкастерам, тренерам и спортсменам удается радовать нас спасительными дозами спортивного контента лишь подтверждает известную истину о том, что большой спорт – удел сильнейших. В момент, когда всех нас второй раз за год загоняют сидеть по домам, когда простой поход в кино на новый фильм Кристофера Нолана кажется незаурядным приключением, спортивные трансляции остаются главной отдушиной для миллионов. И если для спорта привычного 2020 год – героические мучения, то спорт виртуальный сегодня мог стать не только понятным вспомогательным механизмом сублимации, но и использовать момент для выхода на новый уровень.

Загружаю...

Вместо этого осенние спортивные релизы 2020 года – сплошное разочарование. Ещё не вышел Football Manager 2021, но верить в то, что в самой консервативной игровой серии на фоне отсутствия конкуренции произойдет революция слишком наивно, вот и приходится констатировать: виртуальный спорт в кризисе. И в этом материале попытаемся разобрать, что не так со спортивными симуляторами и стоит ли надеяться на следующий год.

NHL 2021

Хоккейная серия Electronic Arts перестала быть заметной в России давно. Причина интересна — в какой-то момент в EA логично решили, что наивысшую популярность серия имеет в Северной Америке, подавляющее количество игроков которой «сидят» на Xbox и Playstation. Потому, дабы не тратится на различные версии игры, с 2008 года серия NHL выходит исключительно для этих игровых платформ.

 

 

Масштабная графическая революция постигла NHL в момент перехода с Xbox 360 и Playstation 3 на нынешнее поколение консолей. В какой-то момент виртуальный хоккей и вовсе казался неразличимым с хоккеем реальным. Изменилась физика катания, появилась борьба корпусом, существенно возросло количество новых игровых ситуаций. Всё это произошло в 2016 году…

С тех пор NHL меняется крайне неторопливо. В каждой новой серии мы видим набор свежих анимаций, слегка изменённую динамику, апгрейд искусственного интеллекта, и… всё. При этом очевидных игровых проблем у серии полно – и тянутся они ещё с прошлого поколения консолей. Игре явно недостаёт глубины в механиках паса, разнообразия ситуаций в атаке и реализма в борьбе корпусом — но из года в год эти важнейшие аспекты остаются неизменными. Ежегодная видимость изменений это, на самом деле, ловкая иллюзия, поддерживаемая десятками новых анимаций и слегка доработанным искусственным интеллектом. Стоит потратить дюжину часов и все немногочисленные «фишки» новой NHL запоминаются на спинномозговом уровне, после чего и происходит незамедлительная адаптация к новой части.

Загружаю...

Шутка ли – вот уже который год даже незнакомые с новыми частями друзья, приходящие в гости, просто выбирают себе «старое» управление и комфортно ощущают себя в игре не зависимо от номера на коробке NHL.

В перспективу следующей NHL тоже верится слабо – последняя революция в серии произошла вместе со сменой движка, но сейчас, не смотря на выход нового поколения консолей, серия останется на движке Frostbite, а следующие части наверняка выйдут как для новых, так и для старых консолей, а потому терпеть однообразный NHL нам придётся ещё как минимум пару лет.

FIFA 21

 

 

 

Ругать очередную часть «фифы» настолько опостылело, что ради этого мне лень даже лишний раз стучать по клавишам. Да, снова осень и снова «фифа», а FIFA 21 – это как FIFA 20, но на 1 побольше.

Я хорошо помню, как в 2018 году зашёл в игру и впервые увидел новую систему выбора момента удара – очередной привет аркаде и легализованный чит-код. На тот момент ещё большее упрощение механики казалось очередным ударом по реализму и отвадило меня даже от инерционного желания изредка заходить в Ultimate Team. В следующий раз я опробовал уже FIFA 20, да и ту лишь по августовской скидке в ORIGIN. Десяток часов FIFA 21 было решено опробовать по подписке.

Загружаю...

Воздержание длиной в два года оказалось здравой идеей— количество мелких изменений за пару лет переросло в целый набор новшеств, которые уже можно заметить свежим взглядом. В таком контексте не ругать FIFA 21 оказалось проще.

Главным сюрпризом становится разрекламированная система The Agile, за два года отточенная до состояния важной геймплейной «фишки». Впервые за всю мою историю игры в «фифу» я увидел, что мяч не приклеен к футболисту, а почти живёт собственной жизнью. От осеннего лидера «Зенита» Александра Ерохина футбольный снаряд теперь отлетает как Антон Логвинов от геймпада Xbox Series X. Необычное для FIFA ощущение.

Увы, даже из этого Electronic Arts умудрились сделать шапито. Поскольку система The Agile улучшает контроль мяча и дриблинг, индивидуально сильные футболисты стали настоящими богами – убегают от защитников с места, раскачивают их финтами одной кнопкой и вообще не ощущают сопротивления. Баланс атаки и защиты в FIFA 21 нарушен настолько, что вместо футбола мы получили симулятор финтов – настоящий рай для школьников. 

А потому большинство ваших матчей будет заканчиваться с хоккейным счётом. И не удивляйтесь, что аутсайдеры английского «Чемпионшипа» возят вас мордой по газону, словно вы российский клуб в Лиге Чемпионов — таковы здесь правила игры.

Отдельная боль – сетевые режимы. Не буду останавливаться на лутбоксах и Pay-to-win — это обыденность, с которой необходимо мириться. Но вот ужасные сервера, обилие читеров и гандикап — это гарантированный гипертонический криз. Опасное осложнение, вызванное чрезмерным повышением артериального давления. Оно вам надо?

Загружаю...

Нет, безусловно, можно посмотреть на FIFA 21 иначе. Принять тот факт, что перед нами – не совсем симулятор, а футбольная аркада. Эклектичный, блокбастерный, «форсажный» футболофристайл, зачем-то отягощенный лицензиями реальных команд и футболистов. В таком случае мы можем снять с FIFA уйму претензий, но останется одна — играть в это становится всё менее интересно.

Есть ли надежда на будущие части? Удивительно, но кажется, что FIFA движется в нужном направлении. Изменения в динамике и искусственном интеллекте ощутимы — появился резон в мелкой перепасовке, а крайние защитники научились забегать и «давать ширину» атаке. Возникший из-за атакующих улучшений игровой дисбаланс — слишком очевидный пробел, который наверняка проработают уже в следующей игре. И даже ужасная по нынешним меркам картинка, вполне возможно, станет лучше в связи с переходом на новое поколение консолей. Верить в Electronic Arts дело провальное, но лично я после увиденного этой осенью с умеренным интересом жду новостей о FIFA 2022.

 NBA 2k21

 

 

В своё время NBA от 2k сделала невероятное – и усадила на скамью запасных непотопляемую серию NBA Live от Electronic Arts. Теперь кажется, что, при наличии конкурента, сама NBA2k готова сдаться без боя. Если вы считаете, что FIFA не меняется из года в год — вы просто не играли в NBA 2k21. Вот уж где кризис идей.

Загружаю...

Главное новшество NBA 2k21 — переработанная система бросков. Кому мешала старая — непонятно, но новая мешает абсолютно всем. Учиться приходится заново, и за десяток часов, проведенных в игре, у меня до сих пор не получается попадать по кольцу.

Сама игра стала ещё медленней. Ежегодно 2K проделывает такой трюк с динамикой — и слегка замедляет игру. Зачем это нужно не понимает никто, но теперь реальный баскетбол кажется динамичнее виртуального.

А вот привычные геймплейные проблемы остались на месте. Искусственный интеллект всё также забивает любой бросок со средней дистанции, а любой живой соперник постоянно беспрепятственно забегает за кольцо. Режим My Career невозможно проходить без доната — вашего персонажа промаринуют на скамье запасных. Заслоны отчего-то перестали работать, хотя в 2019 году были важной игровой механикой. Ваши пасы умудряются перехватывать одной рукой, но сами вы такой трюк точно не провернёте. Для игроков из России всё совсем печально: сервера далеко и ваш пинг станет постоянной проблемой. Зато придумали ноу-хау и встроили рекламу прямо во время матча — без возможности её пропустить.

Проблема серии NBA2k кажется абсурдной — как будто сам баскетбол здесь стал вторичным. Механика, работавшая ещё на Xbox 360 до сих кажется привлекательной, что устраивает как разработчиков, так и игроков, ведь одной только NBA 2k21 продано уже 5 миллионов копий. И потому с каждым годом мы видим развитие любых компонентов, кроме геймплейных. Мы уже видели сюжет, лутбоксы, режимы с легендами прошлого, теперь вот рекламу прямо посреди матчей. И в этом всём видится паритет — раз игрокам так нравится, зачем делать лучше? Тем более, что конкурент в виде NBA Live/Elite до сих пор не может прийти в себя.

Загружаю...

При этом именно потенциальное возрождение NBA Live может стать толчком к мощному развитию обеих серий. Следующей осенью новые части баскетбольных симуляторов выйдут уже для нового поколения консолей — и если NBA 2k22 всё ещё будет легкой модификацией предыдущей части, то NBA Live, не выходящая аж с 2018 года, вполне может поразить игроков.

Pro Evolution Soccer 2021

 

 

В случае с PES 2021 компания Konami пошла на беспрецедентный шаг — и прямо заявила о том, что новая часть, по сути, будет лишь патчем к предыдущей игре за небольшую цену. В игре обновили составы, чуть подкрутили графику и добавили дюжину новых анимаций.

Сделано это было намеренно — разработчики вовсю готовятся к сражению с FIFA на новом поколении консолей и переходят на новый движок. Следующая часть PES разрабатывается на Unreal Engine и будет совершенно другой игрой.

Реформы затеяны очень вовремя, и дело не только в смене поколений. Просто PES морально устарел. Я сам предпочитаю футбол от Konami всем прочим спортивным симуляторам вообще, но закрывать глаза на хронические проблемы серии уже невозможно. Из части в часть PES везёт с собой тележку известных фанатам багов: игроки не интересуются футболом, если мяч не в их ногах, защитники бездумно ломятся вперед и упускают нападающих за спины, а сами «закидушки» всё ещё самый популярный игровой стиль в комьюнити. Система фолов – отдельная боль серии. Искусственный интеллект то и дело выдаёт сумасшедшие по своей жестокости подкаты не получая фола, в то время как вы легко схлопотаете карточку, положив руку на соперника в центре поля.

Загружаю...

Откровенные минусы серии также остались и при PES 2021: борьба за мяч всё ещё стыдная, а дальние удары, удары головой и анимация вратарей мало похожи на реальный футбол.

И при этом, как симулятор футбола PES всё ещё на голову выше FIFA. Он банально больше похож на реальный футбольный матч. Здесь чувствуется мяч, приятно играть в пас и прорабатывать тактики. Стоит только освоиться, как игра подарит массу тактического разнообразия. PES одинаково удачно смотрится в варианте Гвардиоловской тики-таки, Моуриньевского автобуса или Клопповского гегенпрессинга — все эти варианты легко воссоздать с помощью местного редактора тактики и, что главное, они действительно будут работать в игре.

А ещё, фанаты Pro Evolution Soccer могут с оптимизмом смотреть в будущий год. Есть подозрение, что беды и баги, преследующие игру — это ограничения собственного движка Konami, которых теперь удастся избежать на Unreal Engine. Но даже если и нет — Pro Evolution Soccer остаётся единственным спортсимом, откровенно заявляющим о революции в своей следующей номерной части. Уже хотя бы за это к игре стоит отнестись с повышенным вниманием.

***

Проблемы спортивных симуляторов схожи с проблемами развития российских футболистов: тепличные условия конкуренции вместе с высокими доходами склоняют разработчиков к тому, чтобы не сломать уже работающее и работать над фан-сервисом. Потому мы и видим различные нелепые режимы и суррогатные развлечения вместо кардинальной переработки давно  застоявшихся механик.

Есть ли шансы на скорые изменения? Выход консолей нового поколения точно снимет с разработчиков часть ограничений, вот только о реальном желании радикальных изменений заявляла лишь Konami с Pro Evolution Soccer. Однако следить за анонсами новых спортсимов в этом году совершенно точно будет гораздо интереснее.

Загружаю...

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ляпалиссиада