Какие уже рассказанные истории повторяются в сюжетах видеоигр

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В профессиональной среде писателей существует теория, что на заре становления человека рассказчиком было придумано всего 3-4 оригинальных истории, а всё, что написано после – является вариациями первоначальных сюжетов. Да, новые приключения обрастают деталями, умелой игрой с ожиданиями, перестановками ключевых моментов повествования и, в конце концов, технологиями: маловероятно, что Шекспир смог бы написать современную историю о социальных сетях. Но факт остаётся фактом, и данная теория не раз доказана на практике. Возможно, число первородных сюжетов всё-таки преуменьшено, но вряд ли намного.

Сегодня я попробую применить эту теорию и к миру видеоигр. Разберём хорошие современные интерактивные сюжеты, найдём их аналоги из прошлого. И убедимся: всё новое – хорошо забытое старое. Ах, да, капитан, БУРЯ СПОЙЛЕРОВ НА ГОРИЗОНТЕ!

Horizon Zero Dawn – Терминатор (к/ф)

Простое, так сказать заходное, сравнение двух произведений, найти сходство в которых не составит труда. Человечество достигает такого уровня развития, что создает искусственный интеллект невероятного масштаба. Вскоре ИИ приходит к пониманию того, что самая главная опасность для человека – сам человек. А это приводит к простой задаче: «защитить человека = уничтожить человека». При помощи роботов. Ну и пошло-поехало. Конечно, культовый «Терминатор» заигрывает со временем и соответствующими парадоксами, представляя собой не линию сюжета, а её кольцо. Но и в «Horizon» есть некий аналог перемещения во времени: по факту точная генная копия учёной по имени Элизабет из прошлого оказывается в будущем. Одна идея в разных обертках. Хочется лишь верить, что сиквелы «Horizon» не повторят ошибок сиквелов Терминаторов.

Загружаю...

God of War (2018) – Дорога (роман)

Тоже простой пример, поскольку оба произведения рассказывают историю в знакомом всем жанре road-movie. Отец и Сын идут вперёд после трагедии: смерть жены/матери и ядерная война, уничтожившая жену/мать. Впереди у них смутно маячит недостижимая цель: самая высокая гора и самое безопасное место. Основным испытанием на доле персонажей «Дороги» стала постоянная боль. И именно боли не боится главный антагонист «God of War». Но страшнее боли физической, может быть только боль душевная – именно это одна из ключевых тем обеих историй. Обращения друг к другу в романе ни разу не выходят за рамки «отец-сын», что не может не напомнить о прохладных отношениях Кратоса и Атрея. Но самое интересное в том, что Сын из «Дороги» кажется Отцу проекцией Бога, который нашел пристанище в теле ребёнка в уничтоженном мире. Помните, кем в итоге оказался Атрей? А главное, оба мальчика в финале оказываются не просто ровнями своим отцам, но, возможно, и сильнее их. И, как итог, в обеих историях искомые места оказываются совсем не теми, на что рассчитывают герои.

Сам жанр роуд-муви по сути является современным развитием древней литературы о путешествиях героев. Кстати, уже тогда древнегреческая «Одиссея» Гомера не стеснялась подсматривать в ещё более ранние сказания о Геракле.

Загружаю...

The Last of Us – Книга Илая (к/ф)

Да, именно первая часть TLoU. Вторая часть свежее, но с ней совсем всё просто – история мести, коих навалом: «Max Payne», «Каратель», «Вендетта» Ги де Мопассана, «Гамлет» Шекспира и море других. В приведённом же сравнении чуть интереснее. В первую очередь, это тоже road-movie, и у них тоже немало общего с предыдущим примером. Однако, между TLoU и «Книгой Илая» всё же чуть больше общего.

Постапокалипсис. Мужчина в возрасте, видавший немало и переживший страшное, идёт с восточного побережья Америки на запад, чтобы доставить лекарство, способное исцелить человечество. Да, синопсис отлично подходит под оба произведения. Та же тема дороги, различные препятствия. В определённый момент к Илаю тоже привязывается девчонка, правда, где-то в середине повествования. Однако, девушка из фильма совсем никаким боком не сравнивается с Элли. В роли Элли в данной кинокартине выступает кое-что другое. А именно Библия. И Элли в «The Last of Us», и Библия, заученная наизусть, в «Книге Илая» – являются тем самым лекарством, что принесёт покой человечеству. И ни об иммунитете Элли, ни о книге Илая ни один человек не должен знать.

A Plague Tale: Innocence – Конец света (к/ф)

Возможно, не самое яркое произведение от мира видеоигр, но мне показалось интересным противопоставление грозных сил в двух этих крайне похожих историях. Суть такова: миру грозит чертовски чертовская опасность, и есть один избранный, который может как спасти человечество, так и уничтожить его. И, разумеется, этот избранный ни о чём не подозревает.

В киноленте «Конец света» сам Дьявол идёт за обычной девушкой, которой суждено стать его невестой, читай погубить мир. В «A Plague Tale: Innocence» та же история под другим соусом: святая Инквизиция преследует мальчика, который может как разрушить мир посредством чумы, так и уберечь его. В обоих случаях преследователи – всесильные и не ограниченные в ресурсах правители, которые не учитывают мелких людишек, ставших между ними и их целью. Естественно, это их и губит. Интересно, что в «Конце света» на стороне Дьявола оказываются некоторые священники, а в «A Plague Tale: Innocence» сами священники строят дьявольские козни.

Загружаю...

To The Moon – ???

Вот это уже интересный экземпляр. Инди-игра, созданная одним человеком, покорила миллионы игроков. В том числе и автора данного поста. И в первую очередь благодаря трогательному и ни на что не похожему сюжету. Но так ли он ни на что не похож? История рассказывает о старике Джонни, который всю жизнь мечтал полететь на луну, но в силу различных обстоятельств ему так и не удалось этого сделать. И вот некое агентство с помощью передовых технологий проникает в его память и меняет некоторые аспекты в его жизни, заставляя того думать, будто он все же побывал на спутнике нашей планеты. По ходу погружения в память клиента агенты, а вместе с ними и игрок, узнают много душераздирающих фактов из жизни Джонни.

Технологии, изменяющие восприятие одного человека, и не меняющие ничего в действительности. А не попытка ли это облачить в упаковку sci-fi обычный гипноз? Да, так и есть. Замените аппарат на «спираль» и получите в принципе ту же историю. А сюжетов, связанных с гипнозом – не очень мало. И основная идея сходится почти во всех из них: у героя есть конкретная цель, достичь которой можно только гипнозом, раскрыв по пути много личного. «Фрейд: Тайная страсть», «В ясный день увидишь вечность». Если это кажется вам неубедительным, то вот современный и наиболее точный аналог истории «To the Moon»: кинолента «Вечное сияние чистого разума». В ней буквально манипуляции с памятью при помощи футуристической машинки ведут к созданию новых воспоминаний.

Загружаю...

Подводя итог, напомню, что ни один из моих примеров не преуменьшает заслуг этих прекрасных игр. А у каждого приведённого произведения найдётся ещё более ранний аналог. Я осознаю, что эти истории не сравнимы. Во многих из них разный сеттинг, разное настроение, разные события, персонажи и финал, темы и идеи. Однако, замечу: в данном разборе я рассмотрел ФОРМУ историй, а не их ФОРМУЛУ. В этом простом различии и заключается суть.

Кому-то может показаться, будто текст вышел поверхностным. Поэтому я предлагаю в комментариях выбрать игру, сюжет которой вы бы хотели разобрать подробнее. А я непременно найду его аналог в старших произведениях и сделаю более глубокий анализ, сосредоточившись на двух конкретных историях, а не на десятке разом.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Бедный сценарист
Популярные комментарии
Антон Куцебо
Требую разбора Red dead redemption 2!
Женя Алексеенко
Посмотрим, какие ещё варианты будут))
Ответ на комментарий Антон Куцебо
Требую разбора Red dead redemption 2!
Антон Куцебо
Зачем
Ответ на комментарий Женя Алексеенко
Посмотрим, какие ещё варианты будут))
3 комментария Написать комментарий