Обзор Watch Dogs: Legion. Хакерская GTA, в которой можно играть хоть за бабулю-киллера, хоть за киберпчеловода
Большой эксперимент Ubisoft.
Watch Dogs: Legion вышла бы в марте, если бы не неожиданный провал Ghost Recon: Breakpoint. Тогда Ubisoft увидела, что геймерам надоели их одинаковые песочницы и пообещала исправиться. Правда, Legion было поздно переделывать с нуля, и дополнительное время пошло на улучшение ключевой механики: здесь протагонистом может стать любой встречный NPC.
Звучит безумно. Еще безумнее, что все работает как надо.
Сюжет снова помрачнел – фанаты добились своего
Watch Dogs 2 превзошла оригинал во всем, но подверглась массовой критике за главное изменение. Кровавую историю мести в ней сменили хипстерство, сатира и хулиганство, каким-то образом приводящие к спасению мира. Авторы думали, что депрессивность первой части была одной из ее проблем, но это оказалось не так – сценарий Legion снова стал взрослее.
Во вступлении наш протагонист – шпион Далтон, работающий на хакеров-активистов DedSec – проникает в здание Парламента Лондона, чтобы предотвратить крупный теракт. Там он узнает, что это лишь приманка, одна из нескольких крупных целей по всему городу – в остальных происходят чудовищные взрывы.
За атакой стоит новая группировка «Нулевой день», желающая устроить «хард ребут» прогнившему обществу путем кровопролития. Ее лидер-аноним сообщает Далтону, что Лондон ждут перемены, а в произошедшем власти обвинят DedSec – об этом «Нулевой день» тоже позаботился.
Тем временем наемники «Альбиона» (в новом Лондоне они вытеснят полицию) зачищают лондонскую ячейку «хороших хакеров» – выжить удается лишь лидерше Сабин. Глава «Нулевого дня» казнит Далтона – наш первый протагонист уже не вернется.
К чувству утраты придется привыкнуть: в Legion смертны даже оперативники под нашим управлением. Перманентную гибель персонажей можно отключить в любой момент (включить обратно не получится), но делать этого не стоит – потеряете половину эмоций от прохождения.
Здесь действительно можно играть кем угодно, включая врагов и простых прохожих
Систему вербовки любых встречных прорабатывали дольше всего – пришлось даже откладывать анонс игры. Учитывая, что над играми Ubisoft и так трудятся тысячи человек, ожидания были соответствующими. Ведь если не смогут они, то, вероятно, не потянет никто.
После обнуления в прологе Сабин начинает восстанавливать местный DedSec, для чего ей понадобятся рекруты. Первым станет «давний знакомый» героини – открывается меню контактов с несколькими десятками случайных людей от банкира до инженера-электротехника. Я выбрал косметолога средних лет, которой «море по колено» – так называется перк, снижающей получаемый урон. Под моим управлением дама успешно начала ставить DedSec на ноги.
После нескольких сюжетных миссий отряд вырос. Сперва ряды пополнила молодая визажистка – видимо, исключительно одаренная, поскольку ее личным транспортом (вызывается через колесо снаряжения) оказался шикарный суперкар. Следующим пришел матерящийся и очень позитивный панк-хакер, с пассивкой на массовый взлом врагов. Наконец, мы завербовали строителя: он незаметно проникает на стройки благодаря униформе, сражается гвоздеметом и гаечным ключом, а также может вызывать строительный дрон.
Строитель как-то не вписывался в имидж нашей группировки, так что неудивительно, что именно он погиб первым. Я переоценил эффективность маскировки и недооценил количество врагов. Ну, зато это был полезный опыт!
Трагичная гибель агента приостановила прохождение сюжета – я принялся искать потенциальных рекрутов и проверять систему на прочность.
Где-то за полчаса беготни по разным районам Лондона я встречал не просто новые лица, а людей с разными родами деятельности. Учитывая кризис, не удивительно, что на улицах много безработных, но есть тут и мультипликаторы, и стримеры, и плотники, и медики. Жители с одинаковой профессией могут отличаться случайными чертами (перками): садовники маскируются, убираясь щеткой; подкастер вызывает дрона с камерой; одна встреченная художница ездит на мотоцикле и сражается ломом.
Некоторые черты исключительно вредительские, но потому и веселые. Можно встретить киллера с неизлечимой икотой, которая, разумеется, будет выдавать его врагам. Еще мне попалась владелица похоронного бюро, которая, по иронии, находится при смерти – буквально может умереть безо всякой причины. Кто-то слишком медлителен, чтобы бегать, а некоторые блогеры по умолчанию собирают вокруг себя толпы – тоже бесполезный навык. Вот вам интересный челлендж: собрать команду неудачников и пройти игру. Будь у меня время, я бы так и сделал.
Врагов, кстати, тоже можно переманить на свою сторону. Они, как и некоторые обычные жители, изначально не одобряют DedSec – для их вербовки нужно выучить умение «Глубокий анализ» и выполнить усложненное задание. Зато при игре за военного наемника или бандита можно проникнуть туда, где иначе по вам откроют огонь.
Словом, рай для тех, кому хочется ролеплей-песочницы, но геймерам-практикам система покажется рудиментарной. За бабушку-снайпера или киберпчеловода, атакующего роем дронов-пчел (за 5 нокаутов дают мемную ачивку OH NO NOT THE BEES) весело играть, но они уступают имбовым агентам. Для меня их трое: шпион с пистолетом-глушителем, киллер с автоматом и спец по дронам. Последний может разбираться с врагами удаленно – по-моему, такой и должна быть Watch Dogs.
Переключаться между агентами совершенно не мотивируют: какие-то полезнее и больше подходят под ваш стиль игры, но каждый справится практически с любым заданием.
Случайным персонажам сопереживаешь, но у них нет харизмы
В Legion несколько постоянных персонажей – та же Сабин, ваш язвительный ИИ Бэгли, антагонисты и еще пара человек. Остальные действующие лица – те самые агенты, которых вы подобрали с улицы.
Ubisoft не обманула: у персонажей много вариаций внешности, анимаций, озвучки. Агенты немного отличаются манерой речи, поэтому не возникает чувства, будто играешь по-разному одетыми клонами.
Но если присмотреться, понимаешь, что все ваши герои – лишь незначительные вариации невидимого усредненного протагониста. Оно – умеренно оптимистичная и храбрая сущность, не сомневающаяся в целях DedSec и не имеющая личной повестки сверх текущего задания. Оно не способно запомниться чем-то кроме акцента и умений своей конкретной вариации. Оно – больше инструмент в руках игрока, чем личность.
Зато если немного пофантазировать, чтобы изобретательно интерпретировать происходящее, получается забавно. Стилистка, с которой все началось, отказалась от полевых вылазок после смерти строителя, купила себе модные сутенерские вещи и принялась деловито разговаривать по телефону в убежище. Визажистка передавила немало негодяев на своем суперкаре, а затем тоже перешла в штаб и стала регулярно тратить мои кредиты на новые вещи, пока я играю за других – в ее чертах есть шопоголизм. Пафосный шпион радикально сменил имидж, дополнив костюм золотистыми туфлями на высоких шпильках – на стелсе они не сказались!
Это один из лучших генераторов историй среди крупных релизов этого года. Черта, свойственная обычно RPG и мультиплеерным проектам – Legion к ним не относится.
Гибель героев – это больно
Допустим, я не полюбил своих отважных болванчиков достаточно, чтобы запомнить их по именам, а не по профессиям. Но это не значит, что мне не было за них тревожно! Ну, на того строителя мне действительно было наплевать, но это исключение, честно.
Ограниченность личностей агентов вполне компенсируется естественной привязанностью. Какое-то время у меня была только одна специалистка по дронам – я не позволял ей сунуться на вражескую территорию, пока не убеждался, что все угрозы нейтрализованы. Шпион, разумеется, регулярно оказывался в жарких ситуациях, но и им я действовал относительно осторожно и рассудительно.
Серьезные ошибки приводят к одному из возможных последствий. При аресте полицией агента на время посадят – бывший коп в отряде поможет скостить срок, а вот если у персонажа черта «Условное освобождение», то он попал надолго. В бою вас могут серьезно ранить – тогда герой отправится на лечение, которое ускорит завербованный медик. Но чаще всего агентов убивают, с концами.
Даже на средней сложности без смертей, скорее всего, не обойдется – финальные титры моего прохождения начались с пяти имен павших. Пять настоящих трагедий – что круто, совершенно неожиданных. Поскольку здесь нет постоянного протагониста, они могут умереть не только в финале, а в любой момент. Жаль, что сама игра ведет себя довольно бесчувственно: следующий выбранный агент кратко прокомментирует смерть коллеги и все, никакого траура.
Если ваш DedSec вымрет целиком, то настанет Game Over и прохождение придется начать заново. Концепт перманентной смерти в песочнице на 30-50 часов пугает, но сценарий полного провала все-таки маловероятен. Завербуйте хотя бы 20 людей на всякий случай, не прите напролом – вот и все.
(Моя команда по спасению мира)
Было бы куда страшнее, если бы Ubisoft не отказалась от индивидуальной прокачки каждого агента. К счастью, в финальной игре немногие улучшения – общие для всех агентов, так что при гибели вы не теряете ничего, кроме самого юнита.
В крайнем случае, когда останется последний выживший, отключите перманентную смерть и выдохните. В противном случае не пользуйтесь этой трусливой опцией, иначе геймплей потеряет остроту.
Это все та же старая Watch Dogs – пока не некстген
В игру, конечно, добавили новомодный рейтрейсинг (но не на Xbox One X, на которой я играл) и реализовали амбициозную систему «Легиона», но в остальном она та же, что и в 2014 году.
Со злосчастной операционной системой ctOS в Лондоне нужно взаимодействовать примерно так же, как в Сан-Франциско и Чикаго. Вместо переключения светофоров на дорогах поднимаются заграждения. Автомобилями все еще можно управлять дистанционно, чтобы давить и отвлекать врагов, но в некоторых машинах есть и автопилот. Хакинг все еще осуществляется преимущественно через взлом камер наблюдения, а разные предметы окружения можно превращать в ловушки с большим радиусом действия.
Главное новшество – разные дроны. Какие-то работают как летающие камеры, на строительных дронах можно летать верхом и перетаскивать грузы, сбрасывая их на врагов. Несколько боевых дронов – это, ну, летающие турели. Наконец, есть милейшие наземные дроны-пауки, позволяющие аккуратно решить многие задачи без лишнего шума.
Пик мастерства владения дронами: пригнать грузовой дрон, чтобы запрыгнуть на него дроном-пауком и перевести этот многофункциональных механический дуэт к труднодоступной цели. Запарно, но зато не нужно рисковать собственным задом, чтобы взять предмет или использовать какую-нибудь консоль!
Карта на этот раз не захламлена маркерами – упор сделан на основные и второстепенные задания. Из побочных активностей только покупка одежды, дартс, выпивка (на этот раз без мини-игр) и довольно сложная чеканка мячом. Комплиционисты могут собрать все заначки с кредитами, очками технологий, аудиозаписи, записки и реликвии – их, как ни странно, тоже не так много.
* * *
Авторы Watch Dogs: Legion не приукрасили – играть можно кем угодно и как угодно. Что важнее, это забавно, необычно и даже не надоедает. В остальном игра – чистой воды кросс-ген проект с чуть похорошевшей оберткой. Совсем не разочарование, но и не революция.
Интересно, как Legion пройдет проверку временем, когда Ubisoft выпустит настоящую некстген Watch Dogs? Возможно, будет как с Assassin’s Creed Unity: масштаб и графика заставят геймеров забыть, что в предыдущей игре была крутая дополнительная механика. Потому что повторить ключевую фишку «Легиона» было бы чистым безумием.