В CS:GO всегда была европоцентристская модель - это мешает развитию остальных регионов
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Постепенно весь топовый Counter-Strike собирается переехать в Европу. В виду этого стоит поговорить о европоцентристской модели сцены. Возможно я заведу куда-то не туда, но в целом, мне кажется, что большинство из того, что я напишу в этом посте - верно.
Если вам будет интереснее прослушать тезисы, то я специально записал видео об этом.
Европоцентристская модель зародилась в 2012, когда Valve фактически вынудила команды переехать в еще сырой, но уже вышедший CS:GO. На крупных чемпионатах по большей части доминировали европейцы, а много топовых команд из 1.6 (в том числе и европейских) не спешили менять игру и переходили в Global Offensive с опозданием. Но даже при всем этом европейцы тотально заняли высокие места на сцене - NiP и VeryGames сражались за титулы чуть ли не каждый чемпионат, и иногда к их зарубе присоединялся кто-то еще. Конечно же, из Европы. Результаты американцев на тот момент были удручающими, а азиаты либо играли в 1.6, либо вообще ушли в Counter-Strike: Online.
При этом говорить о том, что они не участвовали на турнирах, было бы глупо - азиатские команды все еще ездили на ESWC, а MSI и fnatic провели в ноябре 2013 в Пекине турнир для Азиатских команд, где на 3 европейских коллектива было 9 из Азии и Океании. Правда, весь подиум на MSI Beat It 2013 заняли европейцы, а четвертое место взяли схожие по менталитету представители Океании Vox Eminor.
Да, в Counter-Strike 1.6 европейцы побеждали часто, но североамериканцы старались не отставать - ответом европейцам были составы 3D, EG, Complexity, бразильцы выиграли ESWC 2006 и всегда могли составить конкуренцию топовым европейским командам, и даже в Азии были команды, которые могли навязать борьбу европейцам. Например корейцы project_kr/WeMadeFox.
Вернемся к CS:GO. На момент выхода игры потенциал в ней видело лишь малое количество людей, а когда стало понятно, что киберспорт в игре надолго, абсолютно все регионы серьезно отставали от Европы в своем развитии. И далеко не в каждом регионе появился свой Фоллен, который помог подняться сцене с колен. Тем более что вы и сами знаете, через что ему пришлось пройти, прежде чем получить команду, с которой он смог выстрелить на мейджоре, а затем собрать ростер, который может выиграть его.
закрепим отдельные куски рассказа некоторыми цифрами:
- Релиз CS:GO - 21 августа 2012 года. Первая победа не европейской команды на крупном межрегиональном чемпионате - 19 января 2014 года (ESEA Season 15 Global Finals, iBUYPOWER).
- Первая победа неевропейской команды на мейджоре - 3 апреля 2016 года (MLG Columbus 2016, Luminosity). С момента релиза CS:GO прошло больше трех лет.
- Отдельно про Северную Америку - регион, который считается вторым по силе после Европы. Первая победа команды на турнирах с призовым более 100 тысяч долларов - 30 октября 2016 года. С релиза CS:GO прошло больше 4 лет (ESL Pro League Season 4).
- Ну и на сладкое - первая (и единственная) победа на мейджоре для Северной Америки - 28 января 2018 года (ELEAGUE Major: Boston). Оба этих рекорда, к слову, держат Cloud9.
Турнирные операторы в Европоцентристской системе
И еще пара довольно нужных вещей, о которых стоит сказать. Начнем с турнирных операторов. Так уж вышло, что в начале пути CS:GO почти все крупные чемпионаты начали проводиться в Европе. И они оттуда не уехали даже тогда, когда на них стали появляться команды из других регионов. Причина довольно банальна - огромное количество турнирных операторов как раз и находятся в Европе. В качестве примеров можно привести целый ряд ТО: ESL, FACEIT, Dreamhack, Fragbite, Starladder, Gfinity, ESWC, PGL, EEE и BLAST. И хотя некоторые из этих компаний проводят турниры в других регионах, они стали это делать не сразу, а после того, как турниры обкатывались в Старом Свете.
Да, у Северной Америки были ESEA. Но довольно долгое время они были одни. Потом появились CEVO (но довольно быстро испарились после того, как их продали Gfinity), были MLG, которые провели 2 чемпионата и после этого Blizzard, купившая платформу, не стала проводить чемпионаты по CS:GO, была ELEAGUE, но ее последний турнир был очень слабым и прошел уже почти 2 года назад. В Азии долгое время турнирных операторов не было, но потом на сцене появились Alibaba (WESG) и Perfect World (дистрибьютор игры в Китае). Но они появились уже после того, как европоцентристская модель окончательно сформировалась на сцене.
Легионеры из Европы всегда были популярны
Честно говоря, перед тем, как мы поговорим о попытках встряхнуть сцену, надо вспомнить, что приглашение легионеров из Европы или подписание европейских составов стало данностью для CS довольно давно. Из старых версий кс можно вспомнить как MIBR брали в состав легендарного Элемента, Complexity играли со шведом zet, а китайцы из wNv держали у себя норвежский состав.
Но давайте поговорим о том, насколько сейчас клубы готовы довериться легионерам из Европы. Небольшой список примеров того, как клубы из других регионов берут к себе одного, двух, или целый состав европейцев.
Северная Америка:
- FaZe Clan - за организацию ни разу не сыграл североамериканец, хотя она из Северной Америки.
- c0ntact Gaming - 5 европейцев в составе, за состав ни разу не сыграл представитель Северной Америки.
- Complexity - 3 европейца в составе
- Cloud 9 - 4 европейца в составе
- Team Envy - 4 европейца в составе
- Renegades/100 Thieves - 1 европеец в составе
- NRG/Evil Geniuses - 1 европеец в составе
- Chaos EC - до американского долгое время был шведский состав
- Team Liquid - в 2016 на протяжении года играли представитель СНГ (Симпл) и Европы (Пимп)
СНГ:
- Virtus.Pro - с 2014 по декабрь 2019 - польский состав по CS:GO
- Syman/k23 - два европейца играло в команде за последний календарный год - kreaz и Keoz
- Hellraisers - c 2015 по 2020 за команду играли европейцы - oskar, STYKO, Zero, queztone, znajder, Deadfox, woxic, FejtZ, loWel, nukkye.
- NaVi - в составе долгое время играл европеец GuardiaN.
Азия:
- BTRG - 2 европейца в 2019 году
- TIGER - думали в этом году сделать состав с двумя европейцами
- FATE Esports - иорданская организация держит европейский состав (болгары)
- eFuture - в 2016 был датский состав по CS:GO
- YaLLa Esports - за состав в 2020 играли чех и босниец
- Entity Gaming - 2 серба в составе в прошлом году
- Global Esports - 2 поляка в составе в прошлом году
- OpTic India/Signify - 1 европеец в составе
А были ли вообще попытки встряхнуть сцену?
Хорошую попытку встряхнуть регионы предприняли Valve - именно с их подачи появились Миноры - региональные чемпионаты, которые могли бы стимулировать регионы развиваться. Конечно, отдельных миноров для Океании и Южной Америки не сделали, и объединили их с Азией и Северной Америкой соответственно, но это само по себе уже стало огромным бустом для сцен. Впервые в Азии стало возможным попробовать зацепиться хотя бы за возможность поучаствовать в отборах на мейджор. А при удачном стечении обстоятельств - даже на него съездить. Правда, произошло это лишь на третий год мейджоров от Valve, и лишь после того, как стало понятно, что нужно развивать не только один регион.
Еще один стимул от Valve, который заставил команды из менее развитых регионов стараться - возможность после попадания в топ-24 получить свои стикеры. Все прекрасно знают, что мейджоры для команд в CS:GO это единственный серьезный способ заработка. И если ты выигрывал Минор или занимал второе место на нем в своем регионе, ты автоматически попадал в топ-24. Легкий способ заработать.
На какое-то время и в Америке, и в Азии был определенный подъем игры, но постепенно все сломалось. В Америке все крутится лишь вокруг двух команд уже последние несколько лет, сейчас это ЕГ и Ликвид. На подтанцовке есть еще пара составов, но уже между топовыми командами и ними большая пропасть. В Азии есть Тайлу и есть остальные. Но из-за нынешней ситуации уровень команды падает, и на последнем РМР она стала третьей. При этом до этого они потеряли 4 легионеров - двух сильных индонезийцев, корейца и представителя Гонконга.
Проблемы, которые в данный момент мешают развитию других сцен
Ковид несомненно сильно повлиял на все сцены, кроме европейской. Еще одной проблемой стал выход Валоранта - если в Европе игра забрала себе про, которые были на излете или в крутом пике карьеры, в то время как в Северной Америке и Азии она вынесла огромное количество игроков, которые играли в конкурентноспособных составах региона. Про Америку я уже говорил отдельно, что касается Азии - сейчас в CS:GO нет команд из Южной Кореи и Японии, зато в Valorant ушли сильнейшие игроки из этих стран. В Азии по сути остались лишь китайцы, монголы и тайцы - в основном именно эти три страны хоть как-то поддерживают сцену. Относительно еще можно назвать Индонезию и Сингапур. Вы и сами понимаете, что это очень малое количество стран, учитывая, кто мог бы потенциально присоединиться к ним.
Но мы медленно возвращаемся в 2013-2015 годы. После выхода на ланы из-за ковида, я более чем уверен, что на международных турнирах опять будет засилье европейских команд. Во-первых из-за того, что сильных американских команд уже почти нет, и сомнительно, что оставшиеся две продержатся очень долго вместе, если у них не будет результатов. Во-вторых, конкуренция - все-таки в Европе она сильнейшая. Не просто так ЕГ, Ликвид, Фурия, Мибр, Ген.Г везут свои составы в Европу на остаток сезона - им нужно играть с сильнейшими, чтобы держать форму. Все, кто не сделает этого в ближайшее время, когда еще можно будет уехать из своего региона, рискует жестко проиграть. Хотя в Европе (да и в СНГ в принципе, посмотрите на цифры в России) сейчас вроде как вновь вспышка Ковида, не думаю, что есть серьезные проблемы приехать на буткемп например в Сербию (где скорее всего и соберутся все команды, хотя потенциально есть такие варианты как Лондон или Мадрид).
Со временем, когда вновь станет возможным проводить ланы для всех, возможно, что команды из других регионов вновь начнут прогрессировать - тогда они смогут показывать хорошие результаты на дистанции, что даст возможность появления новых игроков на сценах. Что даст возможность хайпа в проведении соревнований не только в Европе и Северной Америке - так на волне хайпа чемпионаты начали чаще ездить в Океанию и Бразилию, и ближайший мейджор должен был впервые пройти в Бразилии. Скорее всего, он там и пройдет, просто нужно достаточно времени, чтобы ESL и Valve убедились в целесообразности проведения мейджора по КСГО в Рио, где они и планировали это сделать весной 2020 года.