Швейцарская система – отличный формат для турниров по Доте. Как она устроена и где применялась?
От редакции. Вы находитесь в блоге «Хроно в кд», автор которого пишет про историю команд и размышляет о происходящем на дота-сцене. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!
* * *
В ноябре 2018 года ppd раскритиковал GSL-формат проведения мейджора, так как для попадания в верхнюю сетку его команда (NiP) дважды выиграла у pain Gaming. По его мнению, европейский коллектив не заслужил прохода в виннера.
Формат менять не стали, и следующие полтора года, вплоть до пандемии, все мейджоры игрались по старому GSL-формату, где после групп никто не вылетал, а судьба верхней сетки зависела от того, насколько удобным для тебя является соперник. Эта система не совсем четко отображает реальную силу команд, поэтому я решил вспомнить о формате, который, при правильном использовании, может отсеять сильные команды от слабых. Речь идет о швейцарской системе.
Совсем скоро стартует ESL One Germany, турнир, который точно будет выделяться на фоне остальных ввиду формата. Впервые за полтора года на тир-1 турнире по Доте будет применена швейцарская система!
Для тех, кто не знает что это такое – сейчас попробую объяснить максимально простым языком.
- 16 команд стартуют в группе со статистикой 0-0.
- После первого тура у восьми команд будет статистика 1-0, у второй половины – 0-1 соответственно.
- Коллективы с 1-0 играют с командами с точно такой же статистикой. Те же правила действуют на 0-1.
- На протяжении всего группового этапа ты играешь только с равными по статистике командами, то есть «1-1» будет играть с «1-1», «2-1» с «2-1» и так далее.
- Групповой этап для команды заканчивается в двух случаях. Либо когда ты выигрываешь 3 серии, либо когда ты 3 серии проигрываешь.
- В этом формате ты не можешь встретиться с одним и тем же соперником дважды/трижды (на стадии группы).
- Соперника команда узнает одним из двух способов: а. Жеребьевка; б. Посев. Об этом я обязательно расскажу уже в этом тексте, но чуть позже.
А вот уже дальше правила разнятся, и сейчас я расскажу про историю формата в Доте, попутно сравнивая с использованием в CS:GO.
Игроки SG-esports, выбившие Secret с киевского мейджора: где они сейчас?
The Kiev Major
Пожалуй, самый худший вариант этой системы. Начнем с того что в групповом этапе команды определяли посев, то есть матчи проводились за распределение мест в плей-офф, и особого преимущества с них ты не получал. Почему не получал? Сетка плей-офф была в формате single-elimination, то есть проигрываешь серию – уезжаешь домой.
Команды со статистикой «2-2» не играли свои решающие матчи, так как из-за формата плей-офф этим же командам вновь предстояло бы встретиться в первом раунде на вылет.
Ну и последнее – определение мест при равном счете. Нельзя сказать, что это однозначный минус, но лично у меня решение вызывает вопросы. Если у команды «А» и команды «Б» равная статистика по сериям (например, 3-0 и 3-0), то решающим в посеве будет разница карт. Так, например, Team Secret оказались выше Virtus.pro по итоговому месту в группе. В целом такое правило про разницу в картах можно назвать логичным, система определения лучшей команды при равных очках есть в футболе, встретить ее можно на том же чемпионате мира.
Но CS:GO-сцена подарила нам еще один выход из данной ситуации – посев до турнира. В чем он заключается? Когда становятся известны все 16 команд на групповой стадии, то капитаны коллективов обязаны предоставить список команд турнира с распределением мест в порядке «самый сильный – самый слабый». После этого все ответы капитанов суммируются. Появляется рейтинг команд-участниц турнира, потому при равном счете (3-0/3-0) лучшей командой стала бы та, у которой среди этих коллективов был выше посев до турнира. Подобное правило применялось на последнем мейджоре по CS:GO, который проходил в Берлине.
The Bucharest Major
Мейджор в столице Румынии проводился в марте 2018 года. Это был последний на момент написания текста крупный турнир по Доте, где мы смогли увидеть в действии швейцарскую систему.
Турнирным оператором, как и в Киеве, выступали PGL. Вместе с ними в комплекте шли вопросы о формате группового этапа, но давайте по порядку:
Все серии до плей-офф были сыграны в bo1. Фактически у команд не было права на ошибку. А учитывая еще и тот факт, что места ниже 8 не получали призовых (напоминаю, что это мейджор), то выходит, что команда могла уехать ни с чем, проиграв 3 bo1 встречи. На турнирах по CS:GO этот формат встречается, но в измененном виде: там bo1 играют ровно до решающих игр, когда у команд уже есть 2 победы или 2 поражения, ровно с того момента игры проводятся исключительно в bo3. Так что да, андердогам не так просто проскочить в плей-офф, хотя формат шансы на это все равно оставляет.
Второе недоразумение мейджора в Бухаресте – это жеребьевки. Безусловно, Слакс (именно он тянул шары с бумажками, на которых были написаны участники турнира) и его харизма способны вытащить любое мероприятие, но как минимум одна команда пострадала от такого «рандомного» формата. Перенесемся на несколько недель назад, февраль 2018, мейджор ESL One Katowice 2018. Первые 3 места – Virtus.pro, Vici Gaming и Team Liquid. Возвращаемся в Бухарест и смотрим на встречи команды LFY на том турнире. Три поражения подряд в bo1 от топ-3 только что прошедшего мейджора. Не думаю, что подобная ситуация является чем-то нормальным. Организация, которая не получила призовых, скорее всего думает так же. Как такого избежать? Начнем с того, что LFY получила прямое приглашение на тот мейджор, следовательно она точно не была в списке аутсайдеров. А теперь вспоминаем, как проводится жеребьевка встреч в CS:GO. Как я уже писал ранее, капитаны команд делают список команд турнира в порядке «топ-1 – топ-15», исходя из которого формируется посев. Исходя из посева в групповом этапе самая сильная команда из корзины «1-1» играла бы с самой слабой из той же корзины.
А какой формат будет на ESL One Germany?
Все матчи будут сыграны в формате bo3, в остальном же – классическая швейцарская система. В плей-офф выходят 8 команд из 16. Единственное, чего до сих не указали организаторы – в каком формате команды будут узнавать своих соперников. Будет это жеребьевка, или же капитаны будут составлять свои рейтинги, как это делают в CS.
На этом все, спасибо за внимание!