Швейцарская система – отличный формат для турниров по Доте. Как она устроена и где применялась?

От редакции. Вы находитесь в блоге «Хроно в кд», автор которого пишет про историю команд и размышляет о происходящем на дота-сцене. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!

* * *

В ноябре 2018 года ppd раскритиковал GSL-формат проведения мейджора, так как для попадания в верхнюю сетку его команда (NiP) дважды выиграла у pain Gaming. По его мнению, европейский коллектив не заслужил прохода в виннера.

Формат менять не стали, и следующие полтора года, вплоть до пандемии, все мейджоры игрались по старому GSL-формату, где после групп никто не вылетал, а судьба верхней сетки зависела от того, насколько удобным для тебя является соперник. Эта система не совсем четко отображает реальную силу команд, поэтому я решил вспомнить о формате, который, при правильном использовании, может отсеять сильные команды от слабых. Речь идет о швейцарской системе.

Совсем скоро стартует ESL One Germany, турнир, который точно будет выделяться на фоне остальных ввиду формата. Впервые за полтора года на тир-1 турнире по Доте будет применена швейцарская система! 

Загружаю...

Для тех, кто не знает что это такое – сейчас попробую объяснить максимально простым языком. 

  1. 16 команд стартуют в группе со статистикой 0-0.
  2. После первого тура у восьми команд будет статистика 1-0, у второй половины – 0-1 соответственно.
  3. Коллективы с 1-0 играют с командами с точно такой же статистикой. Те же правила действуют на 0-1.
  4. На протяжении всего группового этапа ты играешь только с равными по статистике командами, то есть «1-1» будет играть с «1-1», «2-1» с «2-1» и так далее. 
  5. Групповой этап для команды заканчивается в двух случаях. Либо когда ты выигрываешь 3 серии, либо когда ты 3 серии проигрываешь.
  6. В этом формате ты не можешь встретиться с одним и тем же соперником дважды/трижды (на стадии группы).
  7. Соперника команда узнает одним из двух способов: а. Жеребьевка; б. Посев. Об этом я обязательно расскажу уже в этом тексте, но чуть позже.

А вот уже дальше правила разнятся, и сейчас я расскажу про историю формата в Доте, попутно сравнивая с использованием в CS:GO.

Игроки SG-esports, выбившие Secret с киевского мейджора: где они сейчас?

The Kiev Major

Пожалуй, самый худший вариант этой системы. Начнем с того что в групповом этапе команды определяли посев, то есть матчи проводились за распределение мест в плей-офф, и особого преимущества с них ты не получал. Почему не получал? Сетка плей-офф была в формате single-elimination, то есть проигрываешь серию – уезжаешь домой. 

Команды со статистикой «2-2» не играли свои решающие матчи, так как из-за формата плей-офф этим же командам вновь предстояло бы встретиться в первом раунде на вылет. 

Ну и последнее – определение мест при равном счете. Нельзя сказать, что это однозначный минус, но лично у меня решение вызывает вопросы. Если у команды «А» и команды «Б» равная статистика по сериям (например, 3-0 и 3-0), то решающим в посеве будет разница карт. Так, например, Team Secret оказались выше Virtus.pro по итоговому месту в группе. В целом такое правило про разницу в картах можно назвать логичным, система определения лучшей команды при равных очках есть в футболе, встретить ее можно на том же чемпионате мира.

Загружаю...

Но CS:GO-сцена подарила нам еще один выход из данной ситуации – посев до турнира. В чем он заключается? Когда становятся известны все 16 команд на групповой стадии, то капитаны коллективов обязаны предоставить список команд турнира с распределением мест в порядке «самый сильный – самый слабый». После этого все ответы капитанов суммируются. Появляется рейтинг команд-участниц турнира, потому при равном счете (3-0/3-0) лучшей командой стала бы та, у которой среди этих коллективов был выше посев до турнира. Подобное правило применялось на последнем мейджоре по CS:GO, который проходил в Берлине.

The Bucharest Major

Мейджор в столице Румынии проводился в марте 2018 года. Это был последний на момент написания текста крупный турнир по Доте, где мы смогли увидеть в действии швейцарскую систему. 

Турнирным оператором, как и в Киеве, выступали PGL. Вместе с ними в комплекте шли вопросы о формате группового этапа, но давайте по порядку:

Все серии до плей-офф были сыграны в bo1. Фактически у команд не было права на ошибку. А учитывая еще и тот факт, что места ниже 8 не получали призовых (напоминаю, что это мейджор), то выходит, что команда могла уехать ни с чем, проиграв 3 bo1 встречи. На турнирах по CS:GO этот формат встречается, но в измененном виде: там bo1 играют ровно до решающих игр, когда у команд уже есть 2 победы или 2 поражения, ровно с того момента игры проводятся исключительно в bo3. Так что да, андердогам не так просто проскочить в плей-офф, хотя формат шансы на это все равно оставляет. 

Загружаю...

Второе недоразумение мейджора в Бухаресте – это жеребьевки. Безусловно, Слакс (именно он тянул шары с бумажками, на которых были написаны участники турнира) и его харизма способны вытащить любое мероприятие, но как минимум одна команда пострадала от такого «рандомного» формата. Перенесемся на несколько недель назад, февраль 2018, мейджор ESL One Katowice 2018. Первые 3 места – Virtus.pro, Vici Gaming и Team Liquid. Возвращаемся в Бухарест и смотрим на встречи команды LFY на том турнире. Три поражения подряд в bo1 от топ-3 только что прошедшего мейджора. Не думаю, что подобная ситуация является чем-то нормальным. Организация, которая не получила призовых, скорее всего думает так же. Как такого избежать? Начнем с того, что LFY получила прямое приглашение на тот мейджор, следовательно она точно не была в списке аутсайдеров. А теперь вспоминаем, как проводится жеребьевка встреч в CS:GO. Как я уже писал ранее, капитаны команд делают список команд турнира в порядке «топ-1 – топ-15», исходя из которого формируется посев. Исходя из посева в групповом этапе самая сильная команда из корзины «1-1» играла бы с самой слабой из той же корзины. 

А какой формат будет на ESL One Germany?

Все матчи будут сыграны в формате bo3, в остальном же – классическая швейцарская система. В плей-офф выходят 8 команд из 16. Единственное, чего до сих не указали организаторы – в каком формате команды будут узнавать своих соперников. Будет это жеребьевка, или же капитаны будут составлять свои рейтинги, как это делают в CS.

Загружаю...

На этом все, спасибо за внимание!

ESL One Germany: все важное за минуту

Три героя Доты, у которых есть альтернатива получше

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ваш шилд краш
Популярные комментарии
WASPPP
Аргументировал бы как-то, я не знаю. А особо аргументов-то и нету, играть группу на 16 комманд по круговой схеме долго и скучно, делить на четыре группы — получать проходные группы и группы смерти на постоянной основе, ведь, во-первых, форма каждой из команд на начало турнира неизвестна, во-вторых, число команд одного уровня на турнире не делится на четыре, как правило. Играть сходу навылет тоже так себе вариант, потому что так турнир закончится быстро, а для большинства команд — неоправданно быстро. Разве какой-то трипл элиминейшен придумывать, но он по сути мало чем будет отличаться от представленной схемы
Ответ на комментарий alprosechocolate
Система полная ерунда имхо
m0rientes
система плохая, теоретически, победитель 3х соперников (среднячок) может сыграть с откровенно слабыми командами и пройти в квалификацию дальше. А другой среднячок, может попастся на три сильные команды и вылететь. Но при этом обе команды не сыграют между собой, ниодной игры.
V1aN0v
Ну прямо трех проходных соперников получить не выйдет, при счете 2-0 придется играть с другими командами с такой статистикой, и это навряд ли будут середняки. В иных случаях надо будет побеждать прямых конкурентов, так что все не так плохо. Не стоит забывать, что команды играют с соперниками с той же статистикой
Ответ на комментарий m0rientes
система плохая, теоретически, победитель 3х соперников (среднячок) может сыграть с откровенно слабыми командами и пройти в квалификацию дальше. А другой среднячок, может попастся на три сильные команды и вылететь. Но при этом обе команды не сыграют между собой, ниодной игры.
Еще 6 комментариев
9 комментариев Написать комментарий