Скандал в CS:GO: 37 тренеров забанили за использование бага, который рушил всю игру. Главный читер – из России
Разработчики знали о баге, но ничего не делали.
В киберспорте взрыв: в Counter-Strike: Global Offensive от соревнований отстранили 37 тренеров, среди них – лидеры топовых команд. Причина – использование внутриигрового бага, который позволял тренерам видеть происходящее в разных концах карты и рассказывать об этом команде.
- Баг был в игре с 2015 года, некоторые тренеры уже тогда обнаружили его, но никому не сообщили;
- Расследование по багу начали простые энтузиасты. Разработчики, спортсмены и организаторы долгое время просто отмалчивались;
- Больше всех читерил россиянин, который использовал баг в 16 матчах. Его забанили на 3 года;
- Комиссия по честной игре в киберспорте просмотрит сотни тысяч матчей и вынесет вердикт в конце октября.
Что это за баг, как о недоработке узнали только сейчас и почему баны тренеров так важны для киберспорта? Сейчас объясним.
37 тренеров в CS:GO забанили за использование бага – среди них Starix и LMBT
Как работают тренеры в CS:GO?
Если вы считаете, что в CS:GO важна лишь реакция, то ошибаетесь. Для победы игроки должны ориентироваться на картах, своевременно атаковать точки, знать важнейшие раскидки гранат, следить за экономикой и читать передвижения соперника. Тренеры в Counter-Strike координируют действия состава и снимают часть задач по изучению соперников с капитана.
В том или ином виде тренеры были в Counter-Strike почти всегда, еще начиная с ранних версий игры. Тогда это в основном были просто друзья кого-то из игроков, которые приходили поболеть за команду, но часто помогали ей и внутри игры. Иногда тренерами становились владельцы организаций: вот так основатель Complexity Джейсон Лейк подбадривал своих парней на турнирах, хлопал их по плечам и мотивировал.
8 лучших кейсов в CS:GO. Ностальгические, пистолетные, с песиками
В первой половине 2010-х киберспорт вышел на новый уровень, и все больше организаций стали вкладываться в составы по CS. Естественно, с увеличением призовых фондов в командах появились различные сотрудники от менеджеров до психологов. Наличие тренера тоже стало обязательным условием для всех топ-команд: шестой человек в составе значительно облегчал подготовку к матчам.
До 2016 года тренер в CS:GO мог быть основным лидером в команде: постоянно общаться с тиммейтами, рассказывать им план на каждый раунд и управлять действиями отдельных игроков. Летом 2016-го разработчик игры Valve ввел новое правило, по которому тренер мог разговаривать с командой лишь в начале матча, между двумя половинами игры и во время одного из четырех доступных тайм-аутов.
После введения нового правила роль «шестого игрока» в составе значительно изменилась. Теперь она стала куда больше походить на аналогичную позицию в большом спорте: тренер готовит для игроков аналитическую базу перед игрой, просматривает предыдущие матчи соперника, а во время игры лишь дает несколько наставлений.
Как изменились карты из CS 1.6 спустя 20 лет
В CS:GO, как и в том же футболе, есть разные тренеры как по характеру, так и по вовлечению в работу с командой. Некоторые, как Zonic из датской команды Astralis, полностью контролируют все действия состава, следят за их тренировками, назначают основную пятерку игроков и выстраивают тактику. Другие почти не участвуют в игровой деятельности команды, а больше специализируются на моральной поддержке тиммейтов.
Что за баг и откуда он появился?
В CS:GO есть особая система, которая позволяет тренерам следить за игроками во время матча. Они заходят на сервер и могут наблюдать только за своим составом и тем, что они видят. Если никто из игроков не смотрит за определенной позицией, то и тренер не будет знать, что там происходит.
Из-за недоработки разработчиков в CS:GO появился случайно срабатывающий баг, который позволял тренерам оставить камеру в той позиции, где в последний раз умер игрок. Грубо говоря, человек мог наблюдать за действиями противоположной команды из неочевидной позиции и сообщать тиммейтам информацию о местоположении соперников. По сути это – настоящий чит, который каким-то образом оказался в официальной версии игры.
Мы наглядно показывали действие бага в этом видео.
Игрок Astralis забрал соперника флешкой. Да, в прямом смысле
Судя по информации некоторых тренеров, баг существовал еще с 2015 года, но о нем мало кто знал, а те, кто сталкивался с ним, не сообщали об этом разработчикам. За последние 5 лет десятки профессиональных тренеров использовали баг, дающий команде невероятное преимущество.
Далеко не все получали преимущество от недоработки. Например, шведский тренер Роберт «RobbaN» Дальстрем, выступавший за одну из лучших команд мира Faze Clan, случайно натыкался на баг еще до начала матча и ничего не мог с ним поделать. Даже перезапуск игры и переподключение к серверу не спасали ситуацию – по его словам, он просто отключил микрофон, чтобы не разговаривать с игроками. Тот матч его команда проиграла со счетом 1:16 – скорее всего, он действительно не помогал игрокам, используя баг.
Позже RobbaN рассказал о странной ситуации: он сообщил о баге организаторам турнира, но они по каким-то причинам не стали рассказывать о нем публично. Швед помог расследованию, но его все равно забанили на небольшой срок, даже несмотря на то, что он никак не использовал баг.
Еще раз: на протяжении практически пяти лет тренеры профессиональных команд могли подглядывать за действиями противников при появлении бага. Это практически то же самое, как если бы тренеры футбольных команд могли сами влиять на решение VAR. Да, читерить с багом можно было только в онлайн-матчах, а все крупные чемпионаты проводятся в оффлайне, но ситуация все равно катастрофическая.
Кто попался на нечестной игре?
В августе 2020 года в CS-сообществе стало появляться все больше информации о баге. О нем говорили в подкасте крупнейшего сайта по CS:GO HLTV.org, а на форумах появлялись темы от обычных игроков, которые сталкивались с недоработкой. Первым о существовании бага на большую аудиторию рассказал польский тренер Мариуш «Loord» Цибульский, после которого о проблеме начали высказываться другие источники и тренеры, которые ранее замалчивали о баге.
В начале сентября один из крупнейших судей в CS:GO Михал «Michau9» Словински опубликовал результаты расследования – он просмотрел 1500 записей профессиональных матчей, где следил за игрой от лица тренеров. Михал разоблачил сразу нескольких крупных тренеров в Counter-Strike, которые использовали баг.
Michau9 делал расследование по своей инициативе – по сути, первые попытки разобраться в проблеме предпринимали не крупные компании, комиссии или сами разработчики, а обычные энтузиасты, которым, как и всем остальным игрокам в CS:GO, были доступны записи профессиональных матчей. Создатели игры же годами не исправляли проблему, а организаторы турниров просто игнорировали жалобы тренеров.
Парень сделал для читеров фейковые читы на CS:GO – игроки горели в Молотове и прыгали со зданий
После заявления Михала Комиссия по честной игре в киберспорте (ESIC) провела свое расследование. Тренерам дали срок до 13 сентября, чтобы признаться в использовании бага. Тем, кто расскажет о нечестной игре и поможет расследованию, обещали менее серьезное наказание. После этого сразу несколько тренеров из топовых команд признались в читерстве, некоторых из них тут же уволили.
28 сентября ESIC выпустила заявление с первыми результатами расследования. После просмотра 20% профессиональных матчей с 2015 года виновными признали 37 тренеров, некоторые из которых значительно сократили личный бан благодаря сотрудничеству с комиссией.
Наибольшее наказание среди всех указанных тренеров получил бывший тренер российской команды Hard Legion Александр «ZoneR» Богатырев – его забанили на 36 месяцев. Он использовал игровой баг в 16 различных матчах. Ни у кого из других обвиненных тренеров нет даже восьми.
Причем все матчи, в которых читерил ZoneR – важные. Он использовал баг, к примеру, в квалификации на мейджор в Рио – главный турнир года. Там Hard Legion выбила из группового этапа NAVI – главного фаворита. Лучший игрок мира и снайпер NAVI Александр «S1mple» Костылев после оглашения банов сгорел в твиттере: «Ну Hard Legion и черти. А я-то думал, как такие нубы могли нас обыграть».
10 лучших клатчей с AK-47 в CS:GO
Баг также повлиял на судьбы некоторых команд. В 2017 году на квалификации мейджора тренер команды QBFire использовал недоработку почти всю решающую карту против EPG. В результате команда с читером прошла дальше, а состав соперников сразу же после квалификации распался. Игрок EPG Дмитрий «Hooch» Богданов сказал, что команда разошлась во многом из-за того поражения.
Забавная ситуация также произошла с Сергеем «Starix» Ищуком, который ранее тренировал NAVI – самую известную команду в СНГ. За месяц до оглашения банов он всячески осуждал тренеров, использовавших баг, и призывал провести масштабное расследование. Теперь же выяснилось, что и сам Starix читерил подобным способом в 2017 году. Сейчас он утверждает, что просто забыл об этом. Сложно сказать, намеренно ли тренер использовал баг, потому что нечестная игра с его стороны зафиксирована лишь на одном далеко не самом важном матче в онлайне.
* * *
В конце октября комиссия объявит окончательные результаты расследования. Возможно, среди обвиняемых тренеров всплывет еще несколько известных имен.
Качественную работу тренеров можно увидеть на матчах ESL Pro League – крупнейшей лиги в CS:GO.
Лучшие посты по CS:GO – у нас
-
Мы недооцениваем величие Liquid-2019. Это одна из трех лучших команд в истории CS:GO
-
AK-47 – легендарное оружие Counter-Strike. Здесь автомат стал символом шутеров
-
«Азимов» – образец скинов в CS:GO. Его хотел каждый, а легендарным он стал из-за ставок
-
Первый мейджор Симпла в CS:GO: развалил Fnatic, вытащил Hellraisers в плей-офф
-
Один раунд изменил историю CS: NAVI могли выиграть мейджор, а Гардиан – стать лучшим снайпером десятилетия
-
Tuscan – легендарная карта из Counter-Strike. Ее любили все, а она оказалась не нужна Valve
-
После трансфера Симпла NAVI провели худший год в CS:GO. Команду сломали кик Зевса и запрет от Valve