Разбираем все-все-все новые игры Microsoft: TES 6 ждать еще долго, Fallout и Quake в упадке, Dishonored – на паузе
Спенсер купил не только «Скайрим».
Zenimax Media стала дочерней компанией Microsoft, но у нее самой полно «дочек»: самые известные из них Bethesda и id Software, а также Arkane, MachineGames, Tango Gameworks, Zenimax Online Studios, Alpha Dog Games и Roundhouse Studios. Некоторые из них почти неизвестны широкой публике, зато Bethesda и id Software знакомы почти всем геймерам по сериям The Elder Scrolls, Fallout, Wolfenstein, Doom, и Quake. Давайте подробнее разберем, какие популярные игры достались Microsoft.
Bethesda Game Studios
The Elder Scrolls
Первая игра серии TES под названием Arena вышла в 1994 году – сначала это просто был симулятор боев в разных локациях, но в игру постепенно добавляли элементы RPG, и в итоге изменили идею на исследование мира с боями. Именно там зародилась концепция миров компании, в которых свою историю нужно создавать самому. Следующую игру Daggerfall релизнули слишком сырой – по сей день в ней ловят баги (да, комьюнити настолько большое, что даже игре 1996 года достается немножко любви). А вот Morrowind, Oblivion и Skyrim стали суперуспешными, и вместе с Online получали награды «Лучшая игра года» в 2002, 2006, 2011 и 2014 годах по версиям разных критиков и изданий.
Серия TES – это песочницы с фэнтезийным бэкграундом. В ней качественно прописана религия – больше 30 разных божеств разной степени вредности. В играх серии показали огромный материк Тамриэль и острова – да, в старичке-«Даггерфолле» 43 региона двух стран, но большинство городков в них отличались лишь парой текстур, зато в TES: Online примерно столько же регионов, и каждый детально проработан до мелочей. У вселенной «Древних Свитков» долгая история войн и политических склок, а еще там есть драконы.
Впервые их показали в «Скайриме» – до этого лишь упоминали, и сюжет о Драконорожденном, который вышел в том же 2011 году, что и первый сезон «Игры престолов», невероятно взлетел. В первые два дня «Скайрим» купили 3,5 млн человек, а к ноябрю 2016 года – целых 30 млн, что сделало Skyrim одной из самых популярных игр в истории. Мемы про Скайрим появились после переизданий для некстген-консолей, Switch и VR – фаны предлагали Тодду заработать еще больше денег, портируя «Скайрим» на микроволновки, пылесосы и тапочки, а студия в ответ устроила шуточную презентацию, в которой анонсировали порт на умную колонку Amazon Echo.
TES 6 выйдет нескоро (по слухам, после выхода Starfield в 2021-2022 годах), но комьюнити не забросило любимую серию. Дело в том, что Bethesda выпустила моддерский набор Creation Kit для Skyrim, и с первых дней моддеры проявляли фантазию, добавляя в игру пони, машины, аниме – в общем, все, чего в фэнтезийном Средневековье быть не должно. Моддинг для Skyrim жив до сих пор – на NexusMods игра находится в топе с почти 2 млн модов. В общем, чем только не займешься, когда ждешь следующую игру серии десятый год.
Fallout
Изначально Fallout разрабатывала студия Black Isle, но в 2004 году Bethesda перекупила права за 6 млн долларов. Уже спустя 4 года вышел первый Fallout на новом движке, который перевел привычную изометрию в полное 3D. В 2010-м Bethesda обратилась к Obsidian за новым «Фаллаутом», которым стал New Vegas – все силы студии уходили на серию The Elder Scrolls, а в «Обсидиан» трудились бывшие работники Black Isle, так что им не пришлось бы вникать во вселенную с нуля. New Vegas даже после выхода Fallout 4 считается лучшим из «Фаллаутов», хотя релиз получился не совсем гладким – игра вышла с кучей багов, которые позже поправили.
Но вернемся к Bethesda. В целом, Fallout 3 получил 80% положительных отзывов от критиков, хотя некоторые фанаты серии ругали ее за скатывание в The Elder Scrolls и потерю индивидуальности Fallout. Большой мир – это плюс, но от него никакого толка, если он наполнен однотипными квестами «подай-принеси», а боевка вгоняла в тоску сильнее, чем чтение новостей о коронавирусе. Все же система песочницы, в которой нужно придумывать себе развлечения, нравится не всем.
Следующую часть серии встретили еще хуже. Ролевым элементам отрезали конечности тупой ржавой пилой, превратив Fallout 4 в экшен-шутер от первого лица с возможностью построить дом, как в Sims. Нет, четвертая часть не ужасна – просто она не определилась с жанром и смешала все в кучу. У нее есть поклонники, которым нравится бесконечно изучать постапокалиптическую Америку, и их столько же, сколько и недовольных.
Fallout 2 провалился в продажах, но стал культовым: игру полюбили за жесткий сарказм, страдания и мемы
По-настоящему ужасной игрой стал Fallout 76. Bethesda попыталась сделать игру-сервис, чтобы заработать больше денег – это нормальная цель, но воплощение разочаровало даже самых хардкорных любителей «Фаллаутов». 76 был кошмарно забагован даже по меркам Bethesda: допустим, вылеты случаются у всех, но количество FPS, которое влияло на скорость бега, «Беседке» не простят никогда. В игре не было NPC (это объяснили тем, что все люди погибли, а задания выдавали роботы и аудиодневники), слабая система дуэлей, скучные квесты и, самое важное, уязвимости, из-за которых ваш инвентарь могли украсть. Bethesda все же исправляла ошибки: через месяц игроки получили копии своих персонажей по состоянию на 20 декабря, когда начал пропадать лут, и бонусные атомы; в апреле вышло дополнение, которое наконец добавило NPC, а с остальными дополнениями появилось больше контента. Но это не исправило главную проблему – доверие фанов Fallout к Bethesda исчезло навсегда.
id Software
Wolfenstein
Серия игр Wolfenstein появилась в 1981 году, и две первых игры – Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein – издавались компанией Muse Software. В середине 80-х Muse разорилась, а id Software, которая захотела продолжить их идею, обнаружила, что может взять имя Wolfenstein. Первая игра Wolfenstein 3D стала прорывом для жанра fps-шутеров – они использовали опыт Commander Keen, другой серии студии, чтобы создать продвинутую для тех времен 3D-графику. Игру задумывали как экшен, в котором игрок жестоко разбирался с нацистами и самим Гитлером, с литрами крови, трупами и другим шокирующим содержанием – да, раньше так можно было.
Четыре следующих игры серии – «Возвращение в замок Вольфенштайн», многопользовательский шутер Enemy Territory, мобильную RPG и Wolfenstein – разрабатывали другие студии под присмотром id Software. В 2013 году Bethesda сменила Activision, предыдущего издателя id, а разработкой занялась еще одна дочерняя компания Bethesda Softworks MachineGames. Они выпустили 5 игр по серии Wolfenstein и запланировали разработку еще одной.
Изначальная идея жестокой расправы над нацистами не изменилась – только в играх появились роботы, робо-собаки, зомби, демоны, члены Ку-клукс-клана, мутанты, супер-солдаты и прочие нарочито гиперболизированные штуки, высмеивающие нацистскую идеологию.
Главный герой Би-Джей Бласковиц неоднократно попадал в различные списки лучших протагонистов. Он пережил множество побегов из разных нацистских тюрем, а в Wolfenstein II: The New Colossus (когда ему уже должны были ставить прогулы на кладбище), Би-Джей появился в инвалидной коляске и навалял нацистам даже в таком положении. В Wolfenstein: Youngblood 2019 года его заменили дочками-близняшками Джесс и Софи, и разработчиков раскритиковали. Впрочем, волна критики еще зацепила систему микротранзакций, слабый сюжет, плохо раскрытых персонажей и атмосферу, которая отличается от привычной. Тогда «Беседку» снова обвинили в попытке выжать максимум денег на ностальгических чувствах.
Doom
Через полтора года после успешного релиза Wolfenstein 3D в 1993-м вышла Doom, которая стала культовой и задала стандарт для всех будущих FPS-шутеров – их даже называли doom-like, пока не придумали название «шутер от первого лица». По тем меркам использовалась лучшая графика из возможных, а геймплей эволюционировал из «мяса с нацистами» в просто «мясо». Doom стала настолько популярной, что именно из-за ее жестокости далекие от мира игровой индустрии предлагают запретить игры. В чем только не обвиняли id – и в пропаганде сатанизма, и в трагедии в Колумбайне.
Весь Doom построен на простой идее – нужно уничтожить много противников с разными атаками и уровнем здоровья, а вы адаптируетесь под волну и решаете, кого убить первым, а еще можно подождать, пока некоторые соперники побьют друг друга – да, тактика помогала выигрывать. Процесс не изменился даже в 2020-м, когда вышла Doom Eternal – графика сильно улучшилась, как и физика, но суть осталась такой же.
По Doom 3 даже сняли фильм с сюжетом, который сильно отличался от сюжета игры. В нем солдаты отправились на Марс, чтобы остановить орды мутантов, пока те не добрались до Земли – а еще в нем снялся Дуэйн Джонсон, которого хотели номинировать на «Золотую малину» (как «Оскар», но для худших) за эту роль.
Quake
О том, как с Quake начался киберспорт, можно написать целый диплом. Она стала одной из первых онлайн-игр, в которую можно сыграть даже со слабым соединением – хотя у кого было хорошее в 1996 году? А еще в ней, в отличие от Doom, была настоящая трехмерная графика – конечно, не такая изящная, как в современных играх, но спросите у любого, кто играл в «Кваку» ребенком – и он назовет ее шедевральной.
В Quake зародилась еще одна вещь, которая изменила игры навсегда – раскладка WASD и обзор мышью. Ею пользовался величайший игрок в Quake Деннис «Thresh» Фонг. Он не считает, что придумал ее, лишь нашел для себя самую удобную комбинацию клавиш, перебрав остальные – и с тех пор многие шутеры стали выходить с раскладкой WASD по умолчанию.
Игра по сети сначала была дико неудобной, потому что из-за больших задержек случались потери пакетов. Даже у таких крутых парней, как id Software, не получилось бы провести каждому геймеру качественный интернет, поэтому пришлось придумать кое-что другое: дополнение QuakeWorld с режимом client-side prediction, который предугадывал движение на компьютере игрока до ответа от сервера, что снизило требование к скорости интернета. Моддеры разработали кучу вариаций Quake и QuakeWorld, некоторые из которых переросли в отдельные игры – Team Fortress, Kingpin, Daikatana, уже позже – некоторые игры серий Call of Duty, Wolfenstein, Star Wars и Doom. Вот дерево игр, созданных на движках Quake.
Вдохновившись успехом, в 1999 году id Software выпустила Quake III Arena с упором на онлайн. В одиночную игру даже не добавили сюжет – в нем игрок просто сражается с ботами. Как и предыдущие игры серии, она стала популярной киберспортивной дисциплиной.
После этого и до наших дней в серии вышло лишь две игры – Quake Live и Quake Champions. Последняя уже три года находится в раннем доступе и доступна всем в Steam бесплатно.
Quake изобрел киберспорт. Теперь он никому не нужен
Rage
Смотрели «Безумного Макса»? Бесконечные перестрелки на тачках по пустоши – это про Rage. Id Software выпустила первую часть в 2011 году и объяснила, что хочет отойти от создания «коридоров». В итоге Rage получился смесью шутера от первого лица, гонки на выживание и экшена – в нем постоянно происходил какой-то движ, и процесс был по-настоящему веселым. В Rage 2 упор сделали на стрельбу и сражения, но атмосфера безумия осталась.
После выхода Rage 2 Тим Виллитс, бывший директор id Software, рассказал, что хочет заняться третьей частью как можно скорее: «Мы любим эту франшизу и ее сеттинг, в котором можем делать все, что захотим. Мы хотели уйти от типичных постапокалиптических миров – блин, Fallout ведь уже сделали. Однажды нам пришла идея о гонках на гигантских тараканах – в какой другой игре вы можете обсудить такое? Это безумная франшиза, и мы надеемся, что сможем заняться третьей Rage так скоро, как сможем».
Arkane
До покупки ZeniMax в 2010 году Arkane разработала только Arx Fatalis и Dark Messiah of Might and Magic. Уже в составе ZeniMax студия выпустила серию Dishonored, Prey, Wolfenstein: Youngblood и Cyberpilot, а также запланировала выход Deathloop на 2021-й.
Dishonored
Стелс-экшен из двух частей рассказывает о наемнике Корво в охваченном чумой городе Дануолле и столице Карнаке. Но Dishonored любят не за сюжет (который хорош – смерти королей, политические интриги, дальше без спойлеров), а за лучшую систему стелса. Для того, чтобы игрока не заметили, нужно использовать умения – их тут много, и за одно прохождение все не открыть. Корво замедляет время, мгновенно переносится на короткое расстояние, призывает кровожадных крыс и превращает трупы в пепел, чтобы охранники не обнаружили улики. Концовки сильно отличаются в зависимости от действий игрока не только в сюжете, но и от сторонних квестов: например, при низком уровне хаоса и распространения чумы игрок получает хорошую концовку.
Для фанов серии плохие новости – Arkane объявила, что «серии настало время отдохнуть». Студия не планирует возвращаться к ней в ближайшие годы, но о смерти Dishonored никто не заявил – возможно, полученный при ее создании опыт поможет им в разработке похожих игр.
Prey
В истории с Prey легко запутаться – оригинал 2006 года 9 лет разрабатывала Human Head Studios при участии Тома Холла и Джона Ромеро, которые работали в id Software. После этого Human Head анонсировали Prey 2, но права перешли к издательству Bethesda, которая изменила концепцию – Prey 2 мог бы стать шутером с открытым миром, но «не соответствовал необходимым стандартам качества», и его закрыли.
В 2016 году Bethesda вернулась к Prey и объявила перезагрузку. Тогда же пояснили, что Prey от Bethesda – не продолжение, а переосмысление игры. Пит Хайнс, глава PR, пояснил, что игру будут создавать с нуля, а из отмененной ничего не позаимствовали, кроме основной идеи: игрок противостоит инопланетянам.
Arkane добавила немного ролевых элементов – возможность выбрать пол героя и принятие решений, от которых менялся мир. Над сценарием работал Крис Авеллон, сценарист и дизайнер Fallout 2, Fallout: New Vegas, Planescape: Torment, Tyranny, SW Jedi: Fallen Order, Wasteland 2 и серий Icewind Dale и Neverwinter Nights 2, а композитором стал Мик Гордон, работавший с Need for Speed, Wolfenstein, Doom, F.E.A.R и другими играми. С такой командой любой слабый геймплей вытянула бы атмосфера, но и с геймплеем проблем не возникло, и игра в основном получила восьмерки по десятибалльной от геймеров и критиков.
Tango Gameworks
Синдзи Миками, который более известен, как создатель серии Resident Evil, открыл студию Tango Gameworks в 2010 году, и в этом же году ее выкупила ZeniMax.
The Evil Within
Первой игрой Tango стала вышедшая в 2014-м The Evil Within – она похожа на Resident Evil как геймплеем, так и атмосферой. В этом хорроре на выживание главный герой полицейский после расследования убийств в психиатрической лечебнице попадает в разрушенный мир с чудовищами. Следующая часть рассказывает его же историю, но несколько лет спустя – он считает, что его дочь погибла в пожаре, но на самом деле ее мозг используют для симуляции мирного идеального городка. Что-то пошло не так, и дочь превратила город в локальный ад с монстрами. Как вы догадываетесь, протагонисту придется попасть в симуляцию, где его будет преследовать мутант с циркуляркой вместо руки, а еще он сразится с соулсоподобным чудовищем-бывшей женой. В среднем, обе получили 8 баллов из 10 на различных сайтах – Миками хвалили за еще один Resident с необычным сюжетом.
У Tango есть еще один проект в разработке – Ghostwire: Tokyo, который станет временным эксклюзивом PlayStation 5 и выйдет в 2021 году. Игра рассказывает о жизни Токио, в котором исчезли (буквально) все люди, и город заполнился монстрами из другого мира. Впервые Ghostwire представили на E3 в 2019 году – вы же помните, как тепло встретили выступление жизнерадостной Икуми Накамуры? Она была творческим директором Ghostwire: Tokyo, но потом покинула студию и стала мамой.
* * *
Фил Спенсер уточнил, что будущие игры Bethesda и ее «дочек» будут выходить на ПК и Xbox, но каждый случай – как с Ghostwire: Tokyo и Deathloop, которые объявлены эксклюзивами PlayStation – будут рассматривать отдельно. Обе игры будут временными эксклюзивами, и Microsoft сохранит условия с Sony.
Покупка ZeniMax Media завершится во второй половине финансового 2021 года – то есть, до 30 июня. Microsoft будет владеть 23 студиями и попытается наверстать отставание от Sony – в прошлом поколении между продажами PlayStation 4 и Xbox One был двукратный разрыв (112 млн против 50 млн).