Космические Рейнджеры – великая игра детства. Ее обновляют до сих пор!
Как спасти галактику, если Шепарда еще не придумали?
В самом начале статьи о «Дальнобойщиках 2» я упомянул игру «Космические Рейнджеры». Нет, это не очередной текст с ностальгией по старым играм! Самый новый патч к игре вышел 20 января этого года и последним он точно не станет. Поэтому сегодня мы не будем вспоминать древнюю игру, мы поговорим о вечно молодом феномене, который улучшается день ото дня.
Первую часть серии создали три парня из Владивостока в 2002-м году – но она провалилась. Те Рейнджеры вовсе не были плохими, даже наоборот, получили множество наград и преданную фанатскую базу. Просто компания 1С решила не тратиться на маркетинг игры от трех ноунеймов и выпустила продукт без какой-либо рекламы. Доходило до смешного – большая часть обзорщиков узнавали об игре только в магазинах по продаже дисков.
Что «Космические Рейнджеры» представляют из себя? Нечто среднее между RPG, RTS, пошаговой стратегией, текстовым квестом, аркадой и экономическим симулятором. Все это отправьте в декорации космической оперы, добавьте немного грабежа корованов и всеуничтожающего зла. Текст ниже поможет разобраться, как работало это уникальное смешение жанров.
Для удобства буду рассматривать механики игры из версии «Космические Рейнджеры HD: Революция» 2013 года. От игры 2002 года она отличается не слишком сильно – меньше багов, больше видов деятельности и способов прохождения, новый (не очень) сюжет и никаких революционных изменений.
5 уникальных рас, ролевые элементы и галактическое ЗЛО
Мир игры представлен «галактикой», состоящей из 50 звездных систем, распределенных по 18 секторам. Хотя, судя по количеству и названиям звезд никакая это не галактика – скорее звездный кластер, радиусом 100 световых лет. Населяют его пять играбельных рас.
Люди тут, как и везде, представлены абсолютными середняками: они дипломаты и торговцы и лучший выбор для первого прохождения.
Умники Фэяне. Развитие науки у них поставлено во главу угла, поэтому к людям относятся снисходительно, а к Малокам вообще как к животным. Никогда не спят, тратя время на бесконечные исследования.
Аскетичные дуболомы Малоки, предпочитающие силовой метод решения проблем всем остальным. Не любят ученых, а новые технологии добывают так же, как все остальное – в военных походах.
Обманщики Пеленги чем-то похожи на Малоков. Не имея сильной производственной и научной базы, они так же паразитируют на достижениях остальных рас. Только вместо грубой силы используют шпионаж. Никогда не доверяйте Пеленгу!
Гаальцы – древнейшая известная раса. Прирожденные лидеры и блюстители прав разумных существ, они будто созданы для объединения всех рас в борьбе против чудовищного зла.
Злом в игре выступят Доминаторы – буквально эволюция злых Клисан из первой игры. Взбунтовавшийся искусственный интеллект представлен не просто бездумными машинами. Доминаторы развились до такого уровня, что обрели сознание и даже индивидуальность. Все это привело к расколу фракции на три враждующие группировки с разными взглядами на судьбу разумных рас и свою собственную. Уничтожители всего живого, исследователи вселенной и ассимиляторы были тут задолго до Stellaris с его машинными империями.
Дополняют ролевую систему пять стандартных классов, которые влияют на шесть не совсем стандартных навыков, а именно:
- Точность и Маневренность, жизненно важные для рейнджера-бойца
- Торговля
- Знание техники, уменьшающее износ оборудования и дающее дополнительные исследовательские зонды
- Обаяние, которое облегчает повышение репутации и очень пригодится при выполнении квестов
- Лидерство. Самое интересное, потому что позволяет нанимать себе в отряд других рейнджеров, значительно увеличивая эффективность наших действий.
Мы начинаем игру новичком корпуса Космических Рейнджеров. Цель поставлена достаточно четкая – подняться до звания адмирала, сплотить Коалицию Разумных Рас и победить ужасных Доминаторов. Или сначала пиратов. Или вообще стать на сторону пиратов и снести к ксилановой матери бюрократическую коалицию, захватчиков Доминаторов, и вообще космический анархо-коммунизм построить! Да уж, не слишком-то цель и четкая.
Здесь есть инфляция, конкуренция, прописанные квесты и RTS на планетах
В большом холодном космосе лучший друг рейнджера – его корабль. Всего для корабля есть семь видов оборудования разного качества. От одного до пяти слотов под оружие. Имеются отдельные ячейки под артефакты, которые могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на корабль. И ко всему этому приложим микромодули, улучшающие отдельные типы оборудования. Есть интересная механика массы у обвесов. Каждый корабль имеет свою вместимость и мы не сможем загрузить его оборудованием сверх этого значения. Если же не забивать судно до отказа, то оставшееся свободное место будет использоваться как трюм. Так что да, хотите торговать – ищите корабль повместительнее.
Кстати о торговле. Купить подешевле и продать подороже тут, конечно, получится, но с некоторыми оговорками. Например, обнаружили мы голодающую планету, жители которой последнего пенчекряка без соли доедают. Отправляемся за тридевять парсеков закупиться продуктами подешевле и летим обратно ликвидировать голод и повышать репутацию. Только вот голода уже нет, население сыто и довольно, а рядом с планетой какой-то более ушлый рейнджер пересчитывает заработанные кредиты. Очень часто игра будет напоминать, что мы не избранный, мир живет собственной жизнью, которую один пилот изменить не в состоянии. Кроме нас есть другие торговцы, воины и исследователи. И чтобы развиваться, мы должны быть всегда на шаг впереди остальных. Поэтому вскоре мы уже наизусть знаем особенности производства на множестве планет и имеем собственные караванные тропы.
Новичкам в самом начале игры помогут бизнес-центры, которые за отдельную плату проведут анализ рынка и выдадут самые выгодные (на ближайшее время) варианты торговых путей. И еще, лучше не копите деньги, инфляция «Рейнджерах» с определенного момента становится угрозой страшнее Доминаторов. Удорожание цен происходит медленно, но уверенно, как и повышение наград за квесты. Если не хватает денег на покупку крутого корабля, а отдавать их на растерзание инфляции не хочется, лучше откройте депозит и лишитесь одной головной боли.
Помимо торговли мы можем набрать заданий на планетах. Будут и обычные курьерские доставки, и охота за головами, и конвоирование важных персон. Хардкорностью выделяется только охрана системы. За определенный промежуток времени вы должны не допустить ни одной смерти в системе. На 100% сложности сделать это не так трудно, но начиная с 200% наступает настоящий челлендж.
Но самое главное в квестах – тексты. Букв в игре хватит на пару больших книг. И книги эти будут на 80% состоять из альтернативного юмора. Игра создавалась российскими геймерами на стыке тысячелетий, помните? Специфические создатели дали игре такой же специфический юмор. Смесь из советских анекдотов, массовой культуры девяностых и интернет-мемов начала двухтысячных породила юмор, вызывающий в основном недоумение, неловкость и редкие смешки. Так что да, иногда нам будет некомфортно.
В квестах «Космических рейнджеров» вы будете расследовать загадочные преступления, решать проблемы планетарного уровня и даже подниматься по тюремной иерархии. Так игра показывает нам свой реальный масштаб. Поищите пропавшего человека несколько игровых дней, потратив на это час реального времени. И вот уже недельный перелет между секторами, совершенный за пару реальных минут, кажется чем-то большим, чем просто рутина. Возможно, прямо сейчас на ближайшей планете развивается невероятная история, которую нельзя пропускать.
Кроме текстовых квестов на планетах можно устраивать наземные бои. Устроены они как смесь RTS и батл-рояля с отрядами боевых роботов. Если же обитаемые планеты уже наскучили, можно отправиться на поиски сокровищ в пустынных мирах. Найденные артефакты щедро компенсируют бонусами затраченное время.
Основным местом добычи артефактов станет гиперпространство. Попасть в него можно через черные дыры. А обитают там загадочные корабли неизвестных цивилизаций – от одного до шести. Враги достаточно толстые, так что лезьте в гипер максимально подготовленным. Или если ваше время дороже ваших нервов.
Суперреалистичная война с инопланетянами: в одиночку не справитесь, надо вносить вклад в Коалицию
В игре не дикий запад, поэтому одинокий рейнджер не сможет спасти всех. «Космические Рейнджеры» рассказывают о противостоянии Коалиции и захватчиков. Когда в звездные системы вторгаются Доминаторы, все корабли забывают о разногласиях. Вполне реальны сражающиеся бок о бок пират и торговец, которого ранее хотел ограбить этот же пират.
Захватчики же хоть и сильны, но все же разделены на три враждующие фракции. Мы заметим, что нередко полезнее не добить ослабевшую фракцию злодеев, а переключиться на их врагов. Аутсайдеры получат передышку и шанс отыграться, а Коалиция лишнее время на подготовку.
Способов подготовки немало. Самый простой и понятный вклад сделает воин: прокачает корабль до уровня дредноута, наберет наемников и жестко встретит местных Жнецов. Но в таком случае бои и захват кластера затянутся. Опытный рейнджер соберет обломки павших врагов – Ноды – и отправит в исследовательские центры Коалиции. На основе полученных данных ученые разработают оружие и средства защиты против Доминаторов. Получив достаточно знаний, можно выиграть войну особыми, воздействующими на захватчиков программами.
Остаются торговцы-пацифисты. Распоряжаясь личным капиталом с умом, можно победить в войне, не сделав лично ни одного выстрела. Через бизнес-центры можно субсидировать бедных рейнджеров – помогите тем, кто разбирается в войне больше вас. Стройте военные базы, медицинские центры, финансируйте исследования. В Коалиции полно тех, кто даст отпор или притащит кусок Доминатора ученым. А вот тех, кто простимулирует экономику, снарядит воинов и обустроит лаборатории – очень мало.
Другая угроза Коалиции – пираты. Эти негодяи даже захотели захватить власть! Или не негодяи? Игрок может забить на рейнджерский корпус, коалицию, вторжение и попробовать себя в роли космического волка. Грабьте торговцев, бейте по тылам, ищите слабые места и вы сможете разрушить КРР. Необремененные запретами на опасную технику и ПО, пираты могут показать Доминаторам настоящую войну. Не то что эти изнеженные чинуши!
Фанатские патчи свободно добавляются в игру до сих пор
А теперь о главной особенности игры – у «Рейнджеров» просто не было разделения на разработчиков и игроков. Основатели серии участвовали в жизни сообщества и спорили с игроками на форумах. Надоевшие вопросы о третьей части даже вошли в игру.
Фанаты в ответ не просто искали баги и требующие доработок механики, но и сами клепали нужные патчи. Лучшее фанатское творчество бережно собиралось, дорабатывалось и дополнялось. А позже выходило в официальном обновлении. Началось это еще с первой игры, когда 1С представила по сути сырой продукт, в котором игроки выступили в роли тестеров. В «Революции» сообщество и разработчики уже работали как часы. Начиная с патча №2 (на хотфиксы первого дня фанаты повлиять никак не могли, поэтому начали только со второго сборника исправлений) начался совместный поиск неисправностей.
Со временем количество пунктов уменьшалось ввиду массовой охоты на ошибки и недоработки. Зато добавлялись квесты, придуманные сообществом. Последнее официально-фанатское исправление вышло 20.01.2020 и получило символичный номер 42 (видимо, Дуглас Адамс предвидел, что именно Рейнджеры должны дать нам ответ на Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого).
По сравнению с первыми патчами этот выглядит очень маленьким, но даже спустя семь лет после выхода можно увидеть пример фанатского квеста. Такие поделки от фанатов хоть и требовали редакции в плане орфографии, зато были гармонично вписаны в мир игры. Тот же «Похищенный», где мы были, собственно, похищенным, отправлял игрока в шпионский сюжет. В нём были и престрелки в коридорах космического корабля, и просмотр пиратской копии пиратского фильма на пиратском судне.
А ведь были еще истории-отсылки к первой части, доработанные концовки и даже музыкальные треки. Композиции от Meanone соединяли в себе спокойствие межзвездного путешествия и динамику космической баталии. И, как вообще любой контент сообщества, были максимально «космическими» и «рейнджерскими».
На примере «Космических Рейнджеров» мы видим эталонную обратную связь, к которой должны стремиться создатели игр. Сотни фанато-часов были потрачены, чтобы просто сделать любимую игру немного лучше, а наибольшую роль во всем этом сыграл Алексей Дубовой, один из тройки разработчиков первой части. Именно благодаря ему до сих пор в игру внедряются исправления с фанатских форумов.
«Космические Рейнджеры» показали, что можно смешать множество жанров – и удовлетворить любой вкус. Геймеры сделали для геймеров. Так и получаются действительно хорошие игры.