«Компы» – любовь детства. Подвалы, мышки с шариками и ночные скидки
Дай жизьку сгонять!
В конце 90-х мало кто мог позволить себе компьютер. Счастливчик, у которого он появлялся, сразу же становился локальным стримером – у него дома собирался весь двор, чтобы посмотреть, как он играет, и дождаться своей очереди. А те, у кого таких друзей не было, ходили в компьютерные клубы – место силы для геймеров разных возрастов.
Первые «компы» появились в начале нулевых. Чаще всего это было подвальное помещение, в которое набивалось больше людей, чем самих компьютеров.
Компьютеры стояли на столиках из ДСП, которые можно сломать, неосторожно прикоснувшись. Иногда между мониторами стояли перегородки, чтобы игроки не подсматривали за позициями друг друга, если играли на одном сервере – а если кто-то замечал, что другой подглядывает, то ему могли и вломить. Хотя обычно наказание за «кемперство» или «крысу» было словесным.
Туалетов не было, зато были курилки – еще одно место силы. От духоты и клубов в непроветриваемом помещении слезились глаза, а запах навсегда въедался в одежду. Этот запах наверняка уже всплыл в вашей памяти – катки были потными во всех смыслах.
На фото нет ни одной клавиатуры с подсветкой – игроки катали на обычных офисных, с самой дешевой мышкой. Их дешевле всего заменить – некоторые таскали домой все, что не приколочено.
В самих клубах и около них обитали гопники – да, самые настоящие. Они отжимали у школьников мелочь на входе, а в самом клубе нудили над ухом: «Дай жизьку скатать».
Полиция тоже посещала клубы – но не для того, чтобы разогнать гопников, а чтобы найти малолетних прогульщиков. Админам приходилось самим разгонять тех, кто не играет, и следить за происходящим.
Админ – самый уважаемый человек клуба, все пытались подружиться с ним, чтобы получить дополнительные бесплатные полчаса – или сохранил сейв в игре к себе на комп.
Впрочем, для тех, у кого не было возможности тратить около 20 рублей за час, существовала ночная скидка – примерно с 11 вечера до 7-8 утра клуб набивался еще плотнее, чем днем. Поскольку админы опасались проверки полиции, клуб закрывали до самого утра вместе со всеми несовершеннолетними внутри.
Ночи хватало, чтобы наиграться в CS, Warcraft, Quake или Diablo. В синглплеерные игры было невозможно играть – во-первых, твой сейв удаляли после твоего ухода, а во-вторых, вокруг монитора собирались советчики, тычущие пальцами.
А если мозг отказывался думать по ночам, всегда можно было глянуть нарезку профи.
Почти все приходили в клубы с друзьями – так образовывались «кланы». Из этих кланов формировались непрофессиональные стаки и первые турниры для любителей. Самым популярным призом были бесплатные часы в этом же клубе – по словам легендарного игрока CS Хуча, это считалось хорошей наградой.
На турнирах собиралось так много желающих посмотреть, что все попросту не вмещались.
Историю киберспорта в России отсчитывают с момента основания первого в стране компьютерного клуба «Орки» – август 1996-го. Основатель клуба Михаил Ломидзе вспоминает, что именно там собирались игроки, хорошо игравшие в StarCraft – Asmo, Elisey, Ghost и Flash. На фото ниже – Ghost и Asmo.
Мышка с шариком, обычные наушники и офисная клавиатура – так тренировался лучший на тот момент старкрафтер из России.
Михаил считает закатом «Орков» 2001 год, когда интернет стал чуточку лучше, а компьютеры – дешевле и доступнее.
Спустя 20 лет бизнес переизобрели – сейчас владельцы делают упор на тренировки киберспортсменов самого разного уровня. Клубы стали чище и тише, но утратили шарм и атмосферу детства.
Когда вы в последний раз были в компьютерном клубе? Рассказывайте в комментариях.