«Дальнобойщики-2» – великая игра из России. Там играла «Ария», вместо груза подкидывали наркотики, а гаишники брали взятки
Прошло 19 лет, а она все еще хороша.
Про некоторые игры сразу понятно – они из России: вспомните «Мор», «Аллодов», пятых «Героев». Такая же история со вторыми «Дальнобойщиками» – игрой новосибирской студии SoftLab-NSK, вышедшей в 2001 году. Первая часть – «Дальнобойщики: Путь к победе» – вышла в 1998-м и была похожа, скорее, на гоночный симулятор, свободного мира второй части еще не было.
«Дальнобойщики-2» ближе к симуляторам космических кораблей, вроде Elite 3. Открытый мир, свобода действий и всего одна цель, путь к которой каждый определял сам. Плюс достаточно продвинутая симуляция экономики и декорации постсоветской глубинки. «Д-2» стали классикой, через несколько лет российские «Космические Рейнджеры» и Ex Machina станут развитием идей, заложенных SoftLab-NSK.
Основа успеха игры – открытый и немаленький мир, созданный из городков, где какая-то продукция в дефиците, а другая – в изобилии. Купи дешевле, продай дороже – главный принцип реальной торговли действует и здесь. В этом суть вторых «Дальнобойщиков».
Остальное – лишь детали. Но именно они создают иммерсивность, оживляют пиксельные текстуры, натянутые поверх кода. Пример – необходимость следить за уровнем топлива. Беспечный новичок, впервые севший за руль, будет переть по лесам и полям на одном баке и застрянет где-нибудь посреди тайги. А матерый дальнобой отправится в рейс с полным баком и по известным дорогам, постоянно подзаправляясь, ведь неизвестно, когда увидишь следующую заправку и чем закончится попытка сделать километровый крюк.
Сейчас подробнее объясним, в чем величие вторых «Дальнобойщиков».
«Дальнобойщики-2» – гимн капитализму: надо забирать рынок и конкурировать за рабочую силу
В основном игрок сидит за рулем, но финальная цель «Д-2» – завоевать рынок. Для этого нужны собственная компания, штат водителей и новая техника. К середине игры придется, не отрываясь от управления многотонным тягачом, заниматься еще и менеджментом.
Капитализм в «Дальнобойщиках 2» дикий, потому что игра создавалась в сложное для России время. Дефолт, разгул преступности, конфликты. Человеку без связей было очень сложно построить дело – эти сложности были тщательно, хоть и с некоторыми поправками, перенесены в игру.
В первую очередь мы сталкиваемся с конкуренцией в доставке грузов. Каждый заказ кроме нас берут еще несколько водителей. Деньги получит только тот, кто привезет груз первым.
Не менее важна конкуренция за рабочую силу. Не одни мы такие умные и можем создать свою компанию. Всем нужны хорошие водители. Их в игре хватает, но для найма нужны лицензии, которые можно получить, только доставив груз самым первым. Жестокий мир региональных перевозок не приемлет компромиссов.
Можно давать взятки гаишникам, а еще на дорогах мафия
В конкурентной борьбе все средства хороши. Даже если вы не гениальный водитель, есть другие способы прийти первым – например, обратиться к гаишникам. Основные функции они выполняют исправно: штраф за проезд на красный или пересечение сплошной вам гарантирован. Но это самая скучная часть их работы. Некоторые инспекторы принимают взятки – так можно обеспечить конкуренту вечные досмотры. Но это на свой страх и риск, попадаются честные полицейские, которые за такое предложение увеличат вам штраф.
Конкуренция работает в обе стороны. Вас могут остановить для досмотра груза. В худшем случае вместо лекарств у вас найдут полный кузов наркотиков, о которых вы понятия не имели. Поэтому помимо мелочи на взятки гаишникам, стоит возить с собой специальный сканер груза, который способен уберечь водителя от опасного заказа.
Ну и куда же без организованной преступности. Бандиты могут устранить ваших конкурентов, а могут – вас. Везете слишком дорогой груз – ограбление, подрезали черный джип братка – ограбление, скучно – ограбление. И чем ценнее груз, тем выше вероятность привлечь внимание мафии. Защититься от них поможет как банальный откуп, так и договоренность с гаишниками о защите.
Я годами обходился без игрового ПК, а теперь соберу его вместо Xbox. Нет, я не сумасшедший
Изучать мир интересно: подземные тоннели, объезды. Если сломался – поможет рация
Когда водители на рейсах, гаишники прикормлены, а братки спокойны, остается привычная работа – перевозки. Разработчики постарались: поездки будут удивлять до самого конца игры. Самое интересное – искать короткие пути. Вполне реально после 20 часов в «Д-2» найти просвет в знакомой лесополосе, который позволит свернуть на параллельную дорогу на пару километров раньше. Есть даже целые подземные тоннели, которые не отмечены на карте. Найти такой – чистый восторг.
Правда, можно досрезаться и повредить или вообще опрокинуть машину. Тогда поможет рация, с которой можно попросить проезжающих мимо водителей помочь с ремонтом или бензином за небольшое вознаграждение. Почти всегда они будут соглашаться – на дороге в беде не бросают.
Рация вообще очень полезный предмет. С ней можно поговорить с NPC на дорогах, заранее договориться с криминалом, починить машину или даже купить новую. А можно cвязаться с соперником в доставке груза и убедить его за определенную плату отказаться от задания. Вряд ли согласится, но иногда везет.
Гонки, проработанная физика, хрупкие грузы
Помимо основного квеста, можно заняться доставкой специальных грузов, разбросанных по карте в случайных местах. Другое развлечение – гонки. На трассе «Кольцо» проходят соревнования, за победу в которых дают деньги, но что гораздо важнее – лицензии (от одной до трех). Вполне обычная ситуация: на полном ходу разворачивать заполненный под завязку грузовик через двойную сплошную, чтобы успеть к следующему заезду.
В «Дальнобойщиках» хорошо проработана не только экономика. Машины действительно ощущаются многотонными монстрами. Главная причина – взаимодействие с дорожным покрытием. Это по трассе вы сможете гнать за сотню, обгоняя медлительные седаны, а по полям, пустошам и болотам так не получится. Грузовик может забуксовать, замедлиться и даже застрять. И вообще можно утопить автомобиль с грузом, потеряв их навсегда.
Потерять груз можно и другими способами – перевернуться на резком повороте или врезаться в железобетонный кустик (кусты и мелкие деревья разрешили сносить только после патчей). Разный груз имеет разные показатели хрупкости, которую надо учитывать. В особых случаях повредить его может даже резкое торможение – представляете, как обидно потерять из-за такого деньги?
Генри Кавилл похвастался мощным игровым ПК. Он собрал его сам
Леса, поля, церкви, хижины, озера
Разработчики понимали, что смотреть на проносящиеся мимо декорации – основное развлечение дальнобойщика, поэтому было очень важно сделать интересное окружение. Стандартные поля и леса украшены строениями: старая церквушка возле дороги или хижина лесника, в радиусе километра от которой и грунтовки-то нет. Огромная пустошь в четверть карты оказывается совсем не пустошью. Десятки мелких озер, непростой рельеф и затерянный поселок вдали от цивилизации – колоритно.
На карте «Дальнобойщиков-2» 11 населенных пунктов. Похожи они только наличием торговых баз, все остальное разное: от ассортимента товаров до расположения зданий и их внешнего вида. Названия городков, постройки, окружение и общее настроение игры шикарно передает атмосферу постсоветского захолустья. Тут время остановилось во второй половине восьмидесятых, а радио – основной источник информации об окружающем мире.
На саундтреке – «Ария» (правда, без Кипелова). Но можно ставить свои песни
Какая поездка без музыки? Специально для игры несколько классических треков перезаписала «Ария». Мощного вокала Кипелова нет, но запись более качественная, чем изначально.
Ну и всегда можно найти папку с музыкой в директории игры и накидать туда любимые треки в mp3.
***
Но вообще не рекомендую закидывать туда что-либо кроме «Арии». Разработчики не зря поставили именно ее в музыкальное сопровождение. Это еще один признак того, как внимательно SoftLab-Nsk подошли к деталям игры. Именно детали оживляют мир «Дальнобойщиков 2» – даже 19 лет спустя.