Туалеты в видеоиграх – искусство. Они идеальны для хорроров, а некоторые отсылают к расовым конфликтам

Каждая деталь важна.

Некоторые игры максимально стремятся приблизиться к реализму: графикой, сюжетом и физикой, но даже в таких крайне редко появляется важная деталь, без которой сложно представить человеческую жизнедеятельность – туалеты.

При этом там, где они есть, их прорабатывают детально, чтобы игрок больше погружался и верил происходящему. Если вам казалось, что сделать небольшую локацию с унитазом и литром крови на стене – занятие, с которым справится любой пятиклассник, то вы ошибались. Туалеты изменили геймдизайн к лучшему.

Загружаю...

Создание уборной – проверка фантазии дизайнера

Дизайнеры поясняют: туалеты помогают более полному погружению в атмосферу игры. «Туалеты действительно важны, потому что в играх у них нет реального применения, – считает Стив Гейнор, сооснователь студии Fullbright. Они существуют как интерактивные объекты, чтобы дать понять, что «реалистичный» мир игры функционирует как надо. Дело в поддержке ожиданий игроков – если есть ванная, то должен быть и туалет. А если он есть, то в нем должен работать смыв. Такие мелкие кусочки кажутся бессмысленными, но именно они создают иллюзию нахождения в функциональном месте, а не в коробке со стенами».

Без деталей любая комната будет коробкой со стенами. Как часто, бывая на кухне в игре, вы не верили, что она настоящая? Дело именно в проработке мелочей: если с коробкой хлопьев, тостером и вилкой можно взаимодействовать, то игрок верит в реализм происходящего. «Одна из больших проблем геймдизайна – нужно понять, чем заполнить игровой мир, – говорит Томас Грип из Frictional. Офисы и склады повсеместно используются, но их сложно сделать так, чтобы игрок в это поверил. Но с ванными комнатами все четко определено – там можно взаимодействовать с кнопками смывания, дверьми кабины и сушилкой для рук». 

Самое время вспомнить о картошке в унитазе в Bioshock Infinite. Да, это просто картошка в унитазе, никакого двойного дна. Вы в жизни часто находите картошку в унитазе? Вот и в «Биошоке» игроки впадали в ступор. По словам Шона Эллиота, ведущего дизайнера уровней BioShock, положившего туда картофелину, создание ванной комнаты вынуждает заполнить пространство вокруг, а игроки вознаграждаются за тщательное исследование такими пасхалками.

Загружаю...

Туалеты в «Биошоке» дополнительно подчеркивают классовое неравенство: там отдельные уборные для «белых» и «цветных и ирландцев». Белое превосходство подчеркивается роскошным убранством и чистотой, в то время как темнокожие и ирландцы вынуждены мочиться посреди разрухи. В один момент вы заметите сцену – темнокожий человек моет пол под табличкой «Держи это место в чистоте, это твоя работа».

В игровых туалетах часто бывает неуютно. Это психологический трюк 

В хоррорах туалеты чаще всего пугают, и в них заходят люди со стальными нервами – мало ли, вдруг в унитазе окажется чья-то конечность. Вероятнее всего, вы обнаружите, что весь туалет залит кровью, как в Silent Hill 3 или Outlast. Но почему это пугает нас больше остального? Объясняет Томас Грип из Frictional:

«Общественные туалеты – странная штука. Мы окружены людьми, когда делаем что-то очень личное, поэтому возникает некая напряженность при посещении. Они заставляют нас чувствовать себя уязвимыми, что идеально подходит для хорроров. Там зачастую установлены флуоресцентные мерцающие лампы – они белые, что сильно контрастирует с кровью и грязью. Кабинка идеально подходит для того, чтобы спрятать вещи. Вы можете использовать щель в двери, чтобы намекнуть игрокам на что-то ужасное внутри. Помимо этого, сливы и краны капают, создавая окружающую звуковую атмосферу. И, наконец, есть зеркала, с которыми можно делать что угодно».

Загружаю...

В Batman: Arkham Knight, впрочем, унитаз и окружение залиты не кровью, а грязью – и это тоже пугает. Из мелких деталей складывается неуютная атмосфера, а тут еще этот кран мерно отсчитывает каплями мгновения до появления зомби или другого монстра – так возникает ощущение тревоги, желание побыстрее покинуть это место и забыть о его существовании.

Процесс создания ванной не так прост, как кажется. Аарон Клиффорд, создавший туалет в SOMA (Sports.ru: хоррор на выживание), поделился деталями: «Унитаз был хорош, но я был недоволен смывом. Невозможно создать эффект закручивающейся внутрь воды, используя систему частиц, поэтому я использовал анимированную текстуру воды, которая двигалась по полосе многоугольников. Все, что мне оставалось – изогнуть линию так, чтобы вода стекала по унитазу». Кстати, вот тот самый функциональный унитаз из SOMA:

Загружаю...

Чтобы создать реалистичную комнату, нужно приложить много усилий и изобретательности. «Игроки хотят получить как можно больше возможностей за свои деньги», – объясняет Жан-Поль Ле Бретон, дизайнер, работавший над BioShock и The Cave. «Каждый сантиметр игрового мира должен танцевать для них, если они потребуют. Игрок платит, туалет подчиняется».

Лучшие туалеты – в Fallout. Они даже лечат!

Нужно отметить самых смелых и изобретательных разработчиков, которые заморочились с функционалом, оформлением и созданием нужной атмосферы в отдельно взятой комнате. «Туалеты – прямой взгляд на индивидуальность студии, – рассказывает Брэндон Чунг из Blendo Games. Это очень личное. Мы проводим много времени, пытаясь понять друг друга, а посещение туалета – это момент уязвимости. Радует, насколько они нам знакомы», добавляет Чунг. «Я не смогу в первую очередь рассказать вам о плазменной пушке, но нам всем знакомы мелочи туалетов, поэтому у дизайнеров обширные возможности для игры с ожиданиями игроков».

Загружаю...

• В недавнем тексте о величии «Фоллаута» не упомянули туалеты, но мы сейчас исправимся. Для увеличения реалистичности разработчики продумали разделение на женские и мужские – как и в жизни, в мужских есть писсуары. Если вашего персонажа замучает жажда около локации Литл-Лэмплайт, можно заглянуть в туалеты. Некоторые унитазы там разбиты, но из них все еще можно выпить воды, которая восстановит здоровье, но добавит дозу облучения, причем питье из писсуаров восстановит меньше, чем из унитазов.

Женскую часть даже поддерживают в чистоте и порядке, в то время как в мужской лежит скелет. Но это еще не все – неподалеку от Модока есть еще один туалет, и во время выполнения квеста вам придется его взорвать. Во имя реалистичности кабинка разлетается со спецэффектами, и после уничтожения вокруг остаются лежать отходы.

• В более свежем New Vegas тоже не забыли о туалетах. По одному из квестов герой отправляется в президентский люкс отеля, и там можно увидеть самую пафосную ванную в истории видеоигр, впрочем, весь остальной номер тоже отделан роскошно. Кстати, там чистая вода – вы не получите дозу облучения, если выпьете ее.

• Postal 2, в которой тоже можно делать все, на что хватит фантазии, не подкачала с весельем – Чувак может мочиться на стены. Смотрите, это же ночной кошмар школьной уборщицы!

Загружаю...

Помимо этого, в игре есть кое-что, напоминающее начало коронавирусного карантина – квест, в котором нужно купить туалетную бумагу. Чувак встретит очередь перед прилавком, а прямо перед вами она почти закончится: продавец завысит цену или скажет самому идти на склад. Если выбрать второе, то за вами приедет полиция (серьезно?), и вам уже придется придумывать, как их убить.

• Еще одна уборная, которую стоит посетить – туалет в здании Sarif Industries из Deus Ex: Human Revolution. У него нет какого-то отдельного суперкрутого функционала, зато посмотрите, как все оформлено – Дэвид Шариф не пожалел денег на комфорт сотрудников корпорации. Все в идеальном состоянии, от светильников до больших умных зеркал, да даже в больницах (ресторанах? дома?) не бывает так чисто и уютно.

Загружаю...

В RPG и играх по средневековью нет туалетов. Им нашли замену 

Не во всех фэнтези есть туалеты, хотя многие делают упор на сходство с реальным миром. Bethesda, создавшая Fallout 3, не добавила уборные ни в «Скайрим», ни в другие игры серии. С TES V получилось, как минимум, странно – в локациях, где живут бандиты, а также в тюрьме Маркарта есть уединенные уголки со свечой и бадьей. Неужели какают только преступники? А нужно ли платить за это штраф? Причем в мире Свитков встречается канализация, но... зачем, если окна и корзины привычнее?

То же самое и в других играх со средневековым сеттингом. Ни в Fable с уникальной кастомизацией персонажа, ни в Dragon Age не придумали, куда персонажу можно сходить облегчиться. На их фоне выделяется Kingdom Come Deliverance, в которой есть туалетные кабины прямо как в деревне. В замках тоже можно увидеть углубление в стене с дырой, как в средневековых туалетах. К примеру, если посмотреть на замок сира Хануша снаружи, можно увидеть, что дырой пользуются по назначению.

В некоторых средневековых замках, сохранившихся до наших времен, до сих пор можно увидеть подобные туалеты. Конечно, этой дырой никто не пользуется по назначению.

Загружаю...

Ладно, теперь серьезно. Во многих RPG открытый мир, поэтому возможность исследовать каждый уголок и прибрать все, что плохо лежит, не так высоко ценится, как в коридорных шутерах и хоррор-играх. Любопытные игроки найдут лишнюю сотню золота, которая ничего не решит, в то время как в шутерах от пачки патронов, найденных в туалете, может зависеть прохождение дальнейшей локации. Поэтому туалет в виде бадьи или корзины – деталь необязательная, но приятная.

Геймеры создают коллекции скринов туалетов – для истории

Некоторые геймеры коллекционируют скриншоты ванных в пройденных играх. Зачем? Потому что хобби бывают странными. Зато по этим подборкам можно понять, как работает фантазия у разных дизайнеров – там и дырки в полу, и грязные туалеты вроде того, что был у вас в школе, и вполне нормальные чистые комнаты, а иногда встречаются унитазы, в которых лежит чья-то голова. В подборке Klopmaster можно посмотреть, какими были туалеты в играх нулевых. Есть и поновее – подборка 2012-го года от пользователя реддита.

Помимо этих коллекций, есть целый ютуб-канал, посвященный поиску туалетов в разных играх и твиттер, в котором собирают скриншоты унитазов. А вы встречали такой туалет в видеоигре, о котором хотелось бы рассказать? Делитесь в комментариях.

🎮 Лучшая игра PlayStation 4: 20 млн копий, первую идею забраковал голливудский режиссер, скоро сериал от HBO

Скажите спасибо за видеоигры украинскому еврею из Японии (да!). Его компания первой вложилась в аркадные автоматы