Fallout 2 провалился в продажах, но стал культовым: игру полюбили за жесткий сарказм, страдания и мемы
Настоящая классика.
Первый Fallout вышел в 1997 году. Несмотря на высокие оценки критиков, игра продавалась плохо: ее купили всего лишь 23 тысячи человек, что было провалом даже по тем меркам, но издатели все равно доверили Black Isle разработку сиквела. С этим тоже не срослось – несмотря на то, что на разработку второй части были брошены главные ресурсы студии и лучшие работники, игра разошлась тиражом в 37 тысяч копий – вероятно, из-за недостаточной работы с маркетингом и продвижением.
Во время разработки из-за переработок ушли несколько ключевых сотрудников, но оставшиеся создали детально проработанный живой мир Фаллаут 2, в котором порой было сложно, но никогда не было скучно. Критики однозначно оценивали ее на 8-9 баллов из 10, и одна из рецензий GameSpot идеально описывает вторую часть: «Тот же Fallout, только больше и лучше».
Вторая часть: как первая, только сложнее и увлекательнее
Между первым и вторым Фаллаутами всего год разницы. Black Isle почти не меняли движок, поэтому игровой процесс почти не изменился, зато в мире появилость то, что геймеры называют атмосферой – игрок оказывается в ином мире со своими правилами, но обилие шуток и общая сатиричность происходящего не дают закрыть игру сразу же после жестокого обучения без подсказок. Если в первом Фаллауте разработчики делали упор на эпичность, то в этом случае обошлись реализмом – да, вокруг постапокалипсис, но разве нужно из-за этого грустить? Блэкджек и компания верной жены скрасят любую печаль.
С момента событий первого Fallout прошло 80 лет, поселение Арройо стало заметно больше, но жители деградировали чуть ли не до первобытного племени. Мы играем за внука протагониста первой части. На самом деле, разработчики даже хотели задействовать главного героя предыдущей части, но не смогли придумать адекватное объяснение обнулению всех способностей.
Избранному (так его зовут) нужно выжить в пустоши и найти ГЭКК (Генератор Эдемских Кущ Компактный), чтобы остановить засуху. Это чемоданчик, в котором сохранены семена, способные выжить в любых условиях, набор для очистки земли от химикатов, генератор силового поля, источник энергии и инструменты для сборки. Иронично, что ГЭКК, по слухам, находится в Убежище-13 – именно там начинались события первого Фаллаута. Обязательно выполнить лишь один квест (и обучение), остальная сотня остается на усмотрение игрока.
Книги по играм: 8 игровых вселенных, успешно адаптированных в книжный формат
Как и в предыдущей части, игроку предоставляется полная свобода действий: можно ходить куда угодно и втайне надеяться, что не встретишь Когтей смерти и вооруженных соперников. В игре никто не вел тебя за ручку от одной точки на карте к другой и никто не подсовывал десяток НПС, с подсказками в диалогах. Даже обучение стало своеобразным челленджем: пройдя радскорпионов, игрок думал, что худшее позади, но перед ним возникали двери – одну нужно открыть, вторую – взломать, а третью и вовсе взорвать, но это было настолько неочевидно, что приходилось параллельно искать в интернете подсказки (или читать игровые журналы и звонить друзьям).
После обучения Избранному приходилось выживать в пустоши самому, полагаясь на собственную смекалку и память. Игра не прощала казуалов и лентяев: на высоких сложностях даже крысы в самом начале игры становились внушительной проблемой, потому что здоровье и урон по Избранному росли с уровнем сложности, а опыт за убийство оппонентов был одинаковым как на самом легком, так и на хардкорном уровне.
Но разработчики позаботились и о тех, кто не хотел усложнять себе жизнь после первого прохождения: в самом начале игры можно добыть мощную экипировку через стелс-квест (только придется много сохраняться, потому что попадаться слабый персонаж будет часто). Так разработчики оставили маленькую лазейку для тех, кто хочет просто насладиться сюжетом и атмосферой без хардкорного геймплея.
Ролевая система проработана до мелочей
Система характеристик S.P.E.C.I.A.L. не ограничивала игрока в точной настройке под любой отыгрыш и позволяла проводить любые эксперименты. К примеру, у вышедшей в том же году Готики было всего четыре показателя: сила, ловкость, мана и жизнь против семи – силы, восприятия, выносливости, привлекательности, интеллекта, ловкости, и, конечно, удачи. При создании персонажа игрок распределял очки по пунктам, от одного до десяти. Можно было сделать тупого громилу и не заботиться о красноречии – зачем разводить дипломатию, если можешь просто замахнуться кулаком?
Помимо этого, в игре можно выбрать Особенности: например, «Сексапильный» делает Избранного привлекательным в глазах противоположного пола, но уменьшают при общении со своим (да, Избранный может быть женщиной). Единственный перк без негативных сторон – «Кровавая баня» никак не меняет геймплей, лишь добавляет больше крови после убийств соперников.
Также после каждого третьего уровня игроку предлагалось выбрать Способность – в отличие от Особенностей, у них не было негативных сторон. Список Способностей совсем огромный, так что комбинировать можно до бесконечности в зависимости от выбранного стиля игры. Был и вариант для прохождения без убийств, причем он считается самым быстрым среди всех героев – нужно развивать навыки «Красноречие», «Натуралист» (он влиял на обнаружение врагов – завидев вооруженную толпу издалека, игрок мог просто обойти ее) и «Скрытность».
Головин завел свой канал на Twitch и провел стрим. Через сутки его забанили
В игре снова появилась карма – она более полноценно влияет на игру, чем в первой части, где от нее зависели только диалоги в играх – некоторые НПС, например, не хотели иметь дел с детоубийцей. Во втором Fallout карма влияла на геймплей и погружение. В каждом поселении у персонажа разный показатель: игрока могли боготворить в одном месте и проклинать в другом. Любопытно, что злодеи получили меньше плюшек, чем добряки. Хороший персонаж зарабатывал очки отношения, у него увеличивался урон и класс брони. У плохишей уменьшалось отношение – и тоже добавлялось здоровье и урон, но меньше, чем у добродушных.
Очки отношения играли важную роль в общении с НПС – в диалогах менялись реплики, поведение, награды за квесты и цены у торговцев. Имейте в виду, что больше всего на карму влияют убийства детей, так что осторожнее с ними, если решите пройти за хорошего парня.
А в случае если вы стали работорговцем, некоторые квесты станут невыполнимыми, потому что в пределах столицы Новой Калифорнийской Республики это серьезное преступление. Зато в Дыре расположена целая гильдия работорговцев. К ней можно присоединиться и устраивать набеги на племена дикарей – за это хорошо платят. Так что на каждый минус находился какой-то плюс.
В игре полно отсылок к литературе и масскультуре
Игру стоит перепройти на английском, потому что разработчики щедро отсыпали в игру отсылки к культуре, иногда неочевидные для русскоязычных игроков. В игре около 20 отсылок к различным событиям, литературе и даже мультикам.
• В фантастическом рассказе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» главным героем стал умственно-отсталый уборщик Чарли. На нем и подопытной мыши Элджерноне проводят эксперимент, и его IQ вырастает до двухсот. В Нью-Рино можно встретить тупого гения по имени Элджернон, а рядом с ним будет коробка, в которой лежит пасхальное яйцо.
• Инженер Элли и ее робот Тотошка в НКР названы в честь героев «Волшебника Изумрудного города». Вот так они выглядят в игре.
8 ачивок, которые нереально выбить. Приготовьтесь потеть
• Казино в Нью-Рино стало еще и боксерской площадкой: там находится персонаж, очень похожий на Майка Тайсона. Если взять у него квест на драку, то он может откусить Избранному ухо. Сурово, правда?
• Хабология в мире Fallout списана с реально существующей саентологии. У них похожая структура повышений и рангов, поднимаясь по которым фанатики очищают нейроны и освобождают душу от грязи. Кстати, если прийти к ним с низким уровнем интеллекта, есть шанс, что хабологи пожалеют глупого Избранного и повысят интеллект на единицу.
NPC шутят и злятся прямо как настоящие люди
Официальная русская локализация вышла только в 2006: до этого наши прадеды играли с разными пиратскими озвучками. Об этом тоже есть пасхалка – на кладбище в Дыре есть могила некого Фаргуса, названного в честь компании, сделавшей пиратский перевод.
Все же один персонаж озвучен гораздо круче оргинала. Вы наверняка натыкались на мем про и-ди-ота, допустившего потерю дорогостоящего обмундирования, которому придется служить 510 лет, чтобы оплатить комплект силовой брони. Он пришел к нам именно из Fallout 2.
Ух, с сержантом Дорнаном действительно сложно договориться – вы ему не нравитесь! В New Vegas, выпущенной в 2010 году, появляется отсылка к этому диалогу: Каннибал Джонсон вспоминает, что он видел, как сержант сорвался на новобранца за потерю брони.
Забавно, если не качать интеллект, то вместо нормальных ответов в диалогах будут животные звуки и неправильно составленные фразы.
А еще здесь, как и в остальных частях Fallout, встречается Гарольд. Внешне он напоминает гуля, но не гуль, сам он называет себя и других просто мутантами. Во второй части на его голове появляется дерево: «Его зовут Герберт. Я разговариваю с ним, когда чувствую себя одиноким… Xе-хе. Я пошутил… Его зовут Боб».
Неподалеку от Арройо находится поселение Кламат, в котором живут братья-близнецы Дантоны. В диалоге с ними нужно быть предельно осторожным – если перепутать Чака с Баком, они резко и грубо отреагируют на невнимательного Избранного. При этом они практически неотличимы друг от друга ¯\_(ツ)_/¯
* * *
Удивительно, как разработчикам удалось создать настолько огромный мир со своей неповторимой атмосферой, в котором хочется остаться жить – или хотя бы заглядывать раз в пару лет, чтобы побродить по пустоши. Тим Кейн, написавший основной сюжет, словно заглянул в далекое будущее и заставил команду находиться там, вот настолько веришь всему происходящему в игре: каждая деталь, каждый персонаж и каждая лавка с оружием сделаны с большой любовью к своей работе. Если вы еще ни разу не играли в Fallout 2, то найдите время, хотя бы десяток часов – оно того стоит.