Ubah – наша главная звезда в PUBG. Ушел из Доты из-за скуки (а ведь чуть не перешел в Нави!), обожает родной Новосибирск
Беседа Яны Медведевой.
Ивана «Ubah» Капустина многие помнят по несложившейся киберспортивной карьере в Dota 2 и по участию в стримах Дреда. На какое-то время он пропал, но потом резво ворвался на профессиональную сцену в PUBG. В прошлом году в составе американской организации FaZe Clan он выиграл четыре крупных международных турнира, занял второе место на чемпионате мира и по призовым за год среди игроков из СНГ уступил только Рамзесу. А футболист Александр Головин называл его «ненормальным челом» за его крутую стрельбу.
Мы поговорили с Ибахом о том, как он потерял место в Team Empire, не смог попасть в Natus Vincere и почему PUBG не заслуживает популярности CS:GO и Dota 2.
– Сколько времени ты говоришь на русском, а сколько на английском?
– Вне игры я все время говорю на русском, а во время турниров – на английском. Получается где-то 90% русского на 10% английского. Полжизни, проведенных в Доте, сделали свое дело.
– У тебя познания остались еще оттуда? Не пришлось дополнительно заниматься?
– Да, из пабов. А еще из школы и каких-то занятий. А специально для игры в европейской команде мне учиться дополнительно не пришлось. Только книги начал читать по английскому и переводчик почаще использовать, запоминать.
– Карантин изменил твой ритм жизни?
– В принципе, все также, как мне кажется. Что там сидишь, что здесь сидишь. Большой разницы для киберспортсмена нет. Даже на тренировочный процесс это не повлияло. Разве что турниры отменили и непонятно, что будет дальше.
– А для PUBG вообще буткемпы входят в привычный распорядок жизни?
– Для каких-то команд входит. А у нас, например, был всего один буткемп – перед главным турниром прошлого года. Тогда мы собирались прямо в Лос-Анджелесе и устраивали буткемп на базе GenG. Это был единственный раз, когда мы тренировались все вместе.
Мне кажется, в Доте буткемпы распространены, потому что там выше ставки. Потому и подготовка серьезней. Да и дисциплина гораздо более устоявшаяся, и люди понимают, что к чему. Организации понимают, как заработать на своих командах и за счет чего это можно сделать. И что эти буткемпы, скорее всего, окупаются.
А в PUBG не так много денег. Поэтому и не стоит тратить на это лишнее время и финансы.
Яна Медведева поговорила с Бестолочем. Про NAVI, «Танки», двушку в Москве и «Мерс»
– Если оценить результаты, то ты один из самых успешных киберспортсменов из СНГ. Но о тебе вспоминают раз в год, когда подводят статистику по призовым. Не обидно?
– Нет, мне в основном побоку. Это не то, о чем ты думаешь, профессионально играя в какую-то игру. Не то, как часто о тебе отзываются. Мне, по крайней мере, это не интересно.
– А ты успел почувствовать себя звездой?
– Нет, наверное. Просто стало приходить больше сообщений от любителей игры и фанатов самой команды. Например, помню фаната из Тайланда, который написывал мне на ломаном английском на протяжении всего турнира в Лос-Анджелесе. Было приятно.
– Ты говорил, что ты ушел из Доты, потому что игра перестала приносить тебе удовольствие. А что изначально тебе приносило кайф в этой игре?
– Наверное, таблица лидеров. Ты играешь каждый день и каждую новую игру становишься лучше. Тебе приятно заходить в игру. Ты можешь проводить в ней по 12-13 часов в день, спать, и заходить снова. Что-то зацепляло.
А еще просто желание быть лучшим. Как и в любых других играх.
– Но ведь все осталось то же самое. Остался MMR, осталась игра. Почему это перестало приносить удовольствие?
– Возможно, отчасти потому что я не видел перспектив для себя в игре. И когда ушел из Доты, то засел в WoW на год. Просто сидел и получал удовольствие.
– Ты рассказывал, что ты не воспользовался своим шансом в Team Empire. Что тогда произошло?
– Это был 2015 год, конец лета – начало сентября. Я тогда еще сломал палец. И меня позвали в Империю играть пробные игры. Во-первых, я не так проявлял себя, как надо было. И, скорее всего, почувствовал, что сейчас сяду на зарплату – и мне больше ничего не нужно будет делать для этого. Ни тренироваться, ничего. И стал меньше играть. Видимо, это и принесло свои плоды.
– Ты как раз из тех, кто хотел сесть на зарплату и наслаждаться жизнью?
– Я был таким, скорее всего. Это была первая моя серьезная организация. И я поступил неправильно, я считаю. Больше я таких ошибок не повторял.
– Если бы ты в Империи повел себя иначе, что-то бы сложилось по-другому?
– Возможно, но я не могу сказать точно. Может быть, я бы продержался там дольше, чем месяц. А это уже результат.
– Что въелось в память из времен Доты? Что ты с удовольствием вспоминаешь?
– Не то что с удовольствием. Это было еще весной, до того, как меня позвали в Империю. В NAVI не хватало игрока, и они хотели хотели позвать туда меня. Я не играл никаких тестовых игр, только выступал на замене. И, насколько я знаю, тогда вместо меня взяли Фобоса, потому что кто-то из игроков был против. Но потом сложилась ситуация, когда его выкупили из VP за какие-то большие для того времени деньги, он поиграл в NAVI две недели – а потом вернулся обратно. Это было смешно и, наверное, обидно. Но сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой.
– Лучше быть средненьким игроком в Доту или топовым в PUBG?
– Если ты не поедешь на TI, то конечно лучше быть топовым в PUBG! И с точки зрения призовых, и с точки зрения зарплаты. Плюс в Доте ты оставляешь гораздо больше времени, нервов и клеток головного мозга.
– А если ты поехал на TI, это того стоит?
– Скорее всего. Если ты не как кибертурист туда приехал, сыграл групповой этап и уехал, то может даже стоит. Если ты поехал на The International, то ты уже чего-то добился.
– Сейчас ты иногда возвращаешься в Доту?
– Последний раз я где-то неделю назад играл какую-то кастомку с Нексусом. И все.
– Почему? Не тянет?
– В ранкед не тянет. Плюс у меня есть чем заняться помимо этого. Тот же PUBG.
К тому же Дота совсем не приносит удовольствия. Если я зайду на свой аккаунт, мне предстоит калибровка, где меня будет кидать на высокий рейтинг, который у меня когда-то был. И я чувствую, что я не вывезу просто. Я просто не дотягиваю и не хочу заходить и портить кому-то игры.
VP.Prodigy – открытие года в СНГ. Делают бум-зум как никто другой
– Про то, что ты не дотягиваешь, ты говорил еще когда уходил из Доты. Как думаешь, в чем тебе не хватало?
– Если честно, я уже не помню. Если нет мотивации, то зачем напрягаться? Это просто трата времени. Ты будешь играть те же 15 игр в день, но не получишь удовольствия. В таком случае ты никогда не преуспеешь.
– А в PUBG ты все время получаешь удовольствие, когда играешь?
– Именно турнирные игры – да. Мне до сих пор нравится играть компетитив и быть лучшим. И я всегда стараюсь.
А вне турниров я даже без стрима паблики не играю. И вот, последний стрим у меня был 20 дней назад. Вот тогда я и заходил в паблик. Хотя вру, вчера заходил попробовать ранкед с игроком из NAVI. И мне, кстати, понравилось.
Так что я играю только тренировки и турниры.
– И этого хватает?
– Ну, групповой этап PCS показал, что вроде как хватает. Но я считаю, что нет. Так что как вернусь домой, буду плотнее этим заниматься.
– Как ты относишься к тому, что тебя помнят как «парня, который играл с Дредом»?
– Ко мне уже давно так не обращаются. Компашка вся распалась, все занимаются своими делами. И давно уже такого не припомню. Ну, называют и называют. Я все время шел своей дорогой.
– Вы и стримили вместе, и в PUBG играли, и видео записывали. Почему ты не остался в создании контента?
– Стримерство и создание контента – это совсем не про меня. Мне всегда было интереснее соревноваться. Я даже сейчас не помню, когда я последний раз стримил.
– 20 дней назад.
– Вот, 20 дней назад один стрим – и все. Так что это совсем не для меня.
Например, раньше меня напрягало, что мне не очень нравилось играть в PUBG. Но вот сейчас, когда вышел ранкед, я все собираюсь с мыслями пойти, постримить, поиграть, но... Пока так плотно не выходит.
– Почему тебе не нравилось играть?
– Возможно, из-за ситуации с коронавирусом. Не было турниров, к которым мы уже привыкли. Мы два года ездили почти на все ланы, а сейчас сидишь дома. Нет такой турнирной составляющей, когда ты чувствуешь ответственность за все, что делаешь, когда хочешь тренироваться и быть лучше. Ты сидишь дома – и это очень сильно расслабляет.
Только сейчас, когда мы проиграли финский турнир, я почувствовал толчки в спину. Надо что-то делать и что-то исправлять. Это было необходимо.
– Сколько прошло времени между моментом «я не хочу играть в Доту» и «я буду профессиональным игроком в PUBG»?
– На самом деле, я не помню. Наверное, год или полтора. Все то время я просто сидел дома и играл в WoW 24 на 7. И так к этому и пришел, когда друзья позвали играть в PUBG. Сначала играл просто как участник стримов Дреда, а потом заинтересовался.
– Полтора года сидеть и играть в WoW. Ты жил тогда с родителями?
– Нет, я жил на съемной квартире. И уже тогда не учился. И я не помню, откуда у меня тогда были деньги, если честно. Но на квартиру я их находил. И просто сидел и играл.
И я нигде не работал. Я вообще последний раз на нормальной работе был перед тем, как меня позвали в Империю. Я пару месяцев поработал грузчиком и сломал палец.
– И вот эта работа грузчиком испортила тебе карьеру в Доте?
– Нет, скорее всего. Палец-то зарос. Но мое отношение к игре, к себе и к команде разрушилось тогда.
Тир-лист героев Доты по... запаху. Фанатам Мираны и Луны лучше не видеть его
– Коммуникация в Доте и в PUBG сильно отличается?
– Мне кажется, что в PUBG нужно помнить больше. За 30 минут игры нужно держать в голове много всякой информации. Например, сколько человек из каждой команды умерло. Я считаю, что в PUBG коммуникация выстроена сложнее. Как и в любом шутере, где за минимальный промежуток времени нужно дать максимальное количество информации: что ты хочешь делать, чего ты ждешь и от кого.
Дота – это скорее микро-игра, чем игра информации. И взаимодействие внутри команды там появляется на каком-то инстинктивном уровне.
– PUBG заслужил такой же популярности, какая есть у Доты и CS:GO?
– Наверное, нет. Просто смотреть за той же Дотой и CS:GO приятнее, тебе не нужно следить за 64 людьми одновременно на одном сервере. Легче наблюдать за этим. Это более подходящие для киберспорта дисциплины.
И учитывая, что мы сейчас видим в отношении разработчиков, PUBG к этому еще не готов. С теми же лигами они в прошлом году очень сильно поторопились. Просто заставили организации тратить кучу денег на проживание в Берлине или Лос-Анджелесе. Это был очень минусовый шаг. Слишком большое событие для новой дисциплины – сразу какие-то переезды для команд. Это неправильно.
Посмотрим, что будет в этом и в следующем году. Мне кажется, они будут действовать более разумно.
– А что PUBG мешает набрать популярность как киберспорту?
– Много организаций уже ушли, потому что они не видят окупаемости. Даже неплохой состав по этой дисциплине того не стоит финансово. Очень мало денег приносят турниры.
В CS:GO есть командные стикеры. И игроки, и организации получают проценты. И даже в Rainbow Six есть командные скины. Я не знаю, насколько это окупается, но в PUBG и такого нет. Хотя обещали, и все ждут.
А у Доты есть The International. Плюс там медийки больше, большее количество зрителей, бренд становится более узнаваемым. Я не очень сведущ, но так сложилось мое мнение.
– Когда ты играл в NAVI, ты говорил, что Faze – сильнейшая команда. Через какое-то время ты сам оказываешься в их составе. Как попасть в сильнейшую команду мира?
– В начале лета Faze не прошли квалификацию на глобальный турнир по PUBG. А мы с NAVI сыграли, заняли 4-е место от первого лица, 10-е – от третьего. Потом еще были три турнира в августе. И тогда у Faze из команды собрался уходить Jembty, он просто отыгрывал за них последние чемпионаты.
Мы с Faze пересеклись на GLL. Тогда мы с Mxey (Sports.ru: игрок Faze Clan по PUBG) пообщались первый раз. А потом снова встретились в Киеве на Starladder, где он сказал, что хотел бы видеть меня в своей команде. Это произошло уже после того, как мы с NAVI вылетели с турнира. Faze тогда прошли в финальную часть, а я остался в качестве аналитика.
Скорее всего, им просто приглянулся мой индивидуальный скилл и знание английского.
Puppey – гений ластпиков. Это важнейшая причина успеха Secret
– В NAVI ты говорил, что чувствуешь давление. Ты пришел в Faze, а это если не самая, то одна из самых популярных киберспортивных организаций. Это не давило?
– На самом деле, вообще нет. Даже в NAVI я не помню особого давления. Конечно, ты сам хочешь, от себя требуешь большего, потому что ты играешь под таким знаменитым тегом. Но в Faze уже такого не было.
И нужно учитывать, что это PUBG – фанбаза здесь небольшая. Наоборот, все отнеслись с поддержкой, стали приходить в чат и писать FazeUP на разных языках. Негативных каких-то комментариев я вообще не помню, если честно.
– Как живет команда самой крутой организации в мире на буткемпе в Берлине?
– У нас была квартира в хорошем районе с выходом на крышу. Пять комнат, две кухни. И я сидел стримил на чердаке прямо перед выходом на балкон и на крышу. Так что да, хорошо живет. Обеспечена всем, чем надо!
– Повара, массажисты, джакузи?
– Поваров не было, мы сами себе поварили на кухне.
– Сколько вы там прожили?
– Месяцев пять, наверное. С перерывами. Готовили сами себе. Кто-то на полуфабрикатах, кто-то макароны с курицей себе делал, а кто-то гамбургеры обычные ел.
Я в основном питался там рисом. Пытался найти гречку, но до магазина с русскими продуктами было далековато, так что ел рис и какие-то котлеты. Ну и пиццу, конечно.
– Твоя жизнь изменилась за счет того, что ты материально поднялся?
– Пока нет. Но, наверное, изменится, когда получу все призовые. Пока грандиозных планов нет, кроме покупки квартиры.
– Дома в Новосибирске?
– Да.
– За что ты так любишь Новосибирск?
– Скорее просто не хочу пока куда-то переезжать или не вижу в этом смысла. Это неплохой город. Просто я переезжал сюда из Братска, Иркутской области. Города, в котором два завода столько газа выдают, что я до сих пор не понимаю, как там люди живут. Поэтому мне есть, чем сравнивать. Новосибирск – хороший город.
– У себя на странице ты репостнул видео о психологическом здоровье игроков. Это близкая тебе тема?
– Вообще это интересная тема и важная составляющая. Занятий с психологом у нас не было, но сам я читаю книги по этому вопросу. А иногда с командой мы смотрим видео о важности сна, эмоциональной устойчивости. Иногда нас заставляет тренер – и правильно делает.
– Ты нервничаешь, когда вы проигрываете или у вас что-то не получается?
– У меня есть такая черта, что я могу взорваться на пару минут, но на следующую игру я всегда буду собранный. Результаты неудачного матча никак не будут влиять на мою дальнейшую игру.
Когда я на нервах, я могу сказать что-то, чего не следовало. Указать человеку на ошибку, о которой он и так знает. Это совершенно лишнее. Но мой характер иногда меня опережает. Хотя последнее время это стало проявляться реже.
– Ты просто это перерос?
– Наверное, научился контролировать. Мысли в голове есть, но я их просто не озвучиваю – и это уже многое дает. Осталось только всем видом своим не показывать, что я недоволен! И тогда все будет идеально.
– Когда ты последний раз серьезно выходил из себя?
– Возможно, на Nations Cup. Мы играли в Корее и у нас произошел какой-то конфликт с ADOUZ1E. В итоге где-то за 2 минуты мы наговорили друг другу всякого – и все прошло. Но я считаю себя полностью неправым в той ситуации. Но что не стоило все это говорить осознаешь уже только через какое-то время. Это только мешает.
– А куда ты выпускаешь пар? Постучать кулаком по столу?
– Такого я не помню. Хотя, возможно, это было на PGS. Там на буткемпе я мышку об стол ударил. Но это не из-за тиммейтов, я просто в паблике сгорел. Оправданий мне нет!
– А помимо PUBG ты задрот в чем-то?
– Наверное, нет. Ничего не затягивает. Разве что сериалы. Сейчас вот смотрю «Бумажный домик», испанский сериал об ограблении. Интересный, но немного затянутый, хотя сама идея прикольная.
– Что посоветуешь посмотреть на карантине?
– Мой топ-3 сериалов: «Антураж», «Лютер» и... не знаю. Я «Антураж» пересматривал уже раз 8, вот его обязательно посмотрите. Там 8 сезонов по 10 с лишним серий на 20 минут.
– И ты смотрел его 8 раз?
– Да. Получается, у меня немножко проблема с этим!:) Но сериал стоит того.
– Что должно случиться, чтобы ты как и в случае с Дотой сказал Пабгу «не хочу»?
– Наверное, сцена должна полностью умереть, а организации полностью уйти из игры. Тогда для меня это будет стоп-слово, и я перестану в нее заходить. А пока PUBG дали шанс, все верят. Так что почему бы и нет?
Проникновенное письмо стримера с ДЦП: играет ногами (и в шутеры тоже!), нашел любовь на Твиче