В 1991-м Пелевин написал рассказ об игровой зависимости. Он актуален до сих пор

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

***

Когда в нашем обществе происходят какие-либо неприятные события, связанные с детьми и их поведением, умудренные (или не совсем) опытом дяди и тети начинают обвинять во всех грехах компьютерные игры. Я долгое время не давал себе точных ответов на столь сложный вопрос, пока в начале 2013 года не прочитал одну повесть, написанную знаменитым российским писателем Виктором Пелевиным.

Да, я понимаю, что эта статья - не обзор игры и не подборка на интересную тему, но я решил, что читателям Кибера будет интересно узнать, что на актуальную ныне тему красноречиво высказывались еще 30 лет назад.

В 1989 году состоялся релиз культовой игры Prince of Persia. Разработчики и представить себе не могли, что вскоре в бесконечно далекой в те годы от игровой индустрии России (точнее еще СССР) на основе их детища будет написано литературное произведение, раскрывающее проблему зависимости от компьютерных игр.

Как известно, Виктор Олегович всегда стремился быть в тренде. А иногда и обгонять тренды. Не секрет, что в начале 90-х в нашей стране о персональном компьютере могли подумать лишь единицы, а игровые приставки (8-битные) у нас начали появляться только на рубеже 1992-1993 годов. «Пообщаться» с ПК, или как тогда говорили ЭВМ, могли в основном только служащие крупных контор, и именно в их стенах появлялись первые в нашем пространстве геймеры.

Загружаю...

Таковым является главный герой повести «Принц Госплана» (1991) – молодой паренек Саша Лапин, работающий в Госснабе СССР программистом и проводящий большую часть времени в как бы дополненной реальности, в которой реальная жизнь плотно сплетается с виртуальными мирами. В таких условиях обычные военкоматы, коридоры государственных учреждений и вагоны метро становятся локациями игровых уровней, паленый совковый портвейн - спасительным восточным зельем, а выполнение обычных поручений начальства - увлекательным приключением со сражениями на саблях. Впрочем, изредка Лапин делает перерывы, отвлекаясь на посещение соседнего магазина, и сталкивается с унылой перестроечной обыденностью. Жизнь мелкого чиновника при этом рисуется в серых тонах – она довольно скучная и бессмысленная. Да и народ вокруг - "уродливые хрюсла". От того логичным видится уход в мир игры – там факелы, стражи в восточных одеяниях, принцесса в конце концов… Реальности главного героя причудливо перемешиваются, при этом в сюжет «Принца Персии» вплетаются линии из других игр конца 80-х – начала 90-х - есть тут и танковые, и самолетные симуляторы и даже нечто, похожее на "Марио". При этом Саше самому начинает казаться, что люди, с которыми он сталкивается, тоже заядлые геймеры и тоже пребывают в своей искаженной реальности.

Через игру главный герой пытается понять свою жизнь, найти в ней смысл. А когда находит, понимая, что весь мир, что он видит - виртуален, то герой испытывает грусть, у него происходит опустошение, как, наверное, у любого, кто наконец прошел вожделенную игру до конца.

«Принц Госплана» вошел в первый авторский сборник Пелевина – «Синий фонарь», выпущенный в 1991 году. Большая часть рассказов из сборника посвящена как раз бегству персонажей в другие миры от унылой «совковой» реальности – кто-то живет в наркотическом трипе, кто-то – во сне, кто-то – в маразматическом бреду…

Загружаю...

Повесть «Принц Госплана» - наверное, первое произведение в русскоязычной литературе, поднимающее проблему зависимости от компьютерных игр. К слову, сам текст, как и жизнь главного героя, выстроен в духе прохождения игры. Главы именуются «левелами», также присутствует глава (то есть уровень), где герой «умирает» и проходит этот уровень заново, то есть текст затем слово в слово дублируется до момента «смерти". Начало повести (метко названное "Loading") представляет собой мануал по управлению персонажем в игре. Есть тут также "паузы" и технические ошибки с вылетами. Словом, Пелевину удалось передать геймерский дух, задолго до того, как вся эта каша стала мейнстримом. Благодаря такому креативу повесть и по сей день читается свежо (если отбросить некоторые устаревшие технические моменты, вроде маленькой памяти на «винте» или болгарской дискеты) и позволяет понять природу зависимостей.

Человеческий мозг, особенно молодой, зачастую с трудом справляется с наваливающимися на него стрессами, что приносит нам повседневная рутина. А потому начинает додумывать, представляя жизнь как компьютерный квест, как мультик, или еще что-то в этом духе. Пелевин своими произведениями заставляет задуматься о существовании объективной реальности. Вполне вероятно, что у каждого она своя.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Кислота
Популярные комментарии
glam dam
глубоко! по теме нравится трилогия Лукьяненко про глубину
Pallascat
"Лабиринт отражений"?
Ответ на комментарий glam dam
глубоко! по теме нравится трилогия Лукьяненко про глубину
glam dam
да! кайф)))
Ответ на комментарий Pallascat
"Лабиринт отражений"?
3 комментария Написать комментарий