Культ Plague Inc.: как мемная игра про пандемии спасает мир
Целебные мемы и тотальный эскапизм.
Когда новый коронавирус заразил только несколько сотен человек, тему уже обсуждали СМИ и пользователи соцсетей. Правда, за пределами Китая угрозу тогда еще недооценивали. Геймеры, например, вспомнили Plague Inc. – необычную стратегию, в которой игроку необходимо создать вирус, который уничтожит все население Земли. Фанаты игры шутили, что знают, «чем все это закончится».
В новостях вещают, что вирус из Китая уже добрался до России и начинает распространяться по соседним странам.
Я так понимаю, бог понял, что потопы, метеоритные дожди и превращение людей в соляные столбы уже не совсем актуальные методы, поэтому решил поиграть в Plague Inc.— .Винтерфелл. (@Wizard_Severus) 22 января 2020 г. Загружаю...
Спустя несколько месяцев общее число зараженных COVID-19 в мире перевалило за 700 тысяч, а реальность стала похожа на чью-то партию в Plague Inc. В такое время само существование игры кому-то покажется циничным или даже оскорбительным, а небывалый рост популярности на фоне происходящего – тем более. Но на деле это способ справиться с кризисом, во многом благодаря тематическим мемам по игре.
Sports.ru рассказывает, что такое Plague Inc., почему ее так любят и зачем игроки советуют всем срочно переехать в Гренландию.
Как 25-летний бизнес-консультант стал миллионером
В этом возрасте в 2012 году лондонец Джеймс Вон нанял трех фрилансеров, одолжил родительский MacBook и сделал игру, целью которой было истребить человечество. Бюджет первой версии Plague Inc. – менее 5 тысяч долларов, и Вон мечтал по итогу хотя бы выйти в ноль. Тем не менее спустя три дня игра ворвалась в топ платных приложений App Store в Великобритании, еще через два захватила уже США.
Спустя несколько месяцев Джеймс стал миллионером, а в начале 2020 года игра вновь взлетела на первые строчки рейтинга цифровых магазинов. В Китае, где игра тоже стала мегахитом из-за происходящего в реальности, в конце февраля игру запретило правительство.
Наш редактор серьезно подсел на Доту. Теперь он уничтожает за Windranger
Благодаря своей популярности Plague Inc. стала главной игрой про симуляцию пандемий, но ее идея не оригинальна. Джеймс Вон открыто признавал, что вдохновлялся настолкой «Пандемия» и ее цифровой версией Pandemic 2, вышедшей в 2008 году, но развил и улучшил идеи первоисточника. Например, в старой стратегии вирусам нельзя было давать название. К тому же в Plague Inc. со временем появились разные типы инфекций: от классических бактерий и стремительно распространяющихся вирусов до нано-вирусов и грибных спор (можно воссоздать апокалипсис, произошедший в мире The Last of Us!).
Вон делал свою версию Pandemic в качестве хобби, пытаясь добавить в и без того интересную формулу «глубокие стратегические механики».
Каждая партия начинается с выбора названия вируса и места начальной вспышки, где появится нулевой пациент. Чтобы заразить всю планету, игрок должен прокачивать вирус, тратя очки ДНК на мутации вроде появления новых симптомов, адаптации к различным условиям и так далее. При этом мировые государства пытаются остановить эпидемию, разрабатывая лекарства и закрывая границы. У разных территорий есть свои условия, которые замедляют инфекию: в Африке жарко, а у США очень развита медицина.
Разумеется, сейчас геймеры чаще всего называют свои вирусы в честь реального COVID-19 и запускают инфекцию именно из Китая. Например, в симуляции пользователя ASMR Gaming чудовищную пандемию удалось пережить только 20 миллионам человек. 25 марта 2021 года вирус убил своего последнего носителя – для игрока это считается поражением.
Начавшись как мобильная игра, Plague Inc. сама распространилась как вирус: игру портировали на компьютеры и многие консоли, а в 2019 году она вышла и на Nintendo Switch. Разработчики постоянно выпускают обновления, отражающие реальные события. Например, в феврале 2019 года в стратегии появился новый фактор развития инфекции – противники вакцин. Благодаря им пандемия распространяется быстрее.
При этом Plague Inc. все-таки не стоит приравнивать к полноценным симуляциям распространения инфекций – в игре много условностей. Например, реальные патогены зачастую адаптируются к разным условиям, но не мутируют одновременно во всем мире. К тому же, в Plague Inc. у людей будто вовсе отсутствует иммунитет, так что спасти их может только изоляция государства или вакцина. Наконец, настоящие эпидемии не могут принимать стратегических решений, как игроки, а их распространение и развитие определяется внешними факторами.
Почему Гренландия – последний оплот человечества?
Наличие сильных допущений в механиках и популярность Plague Inc. породили бесчисленные мемы, часть которых поймут только фанаты игры. Главная внутренняя шутка связана с Гренландией.
Концовка Half-Life: Alyx и сцена после титров
В симуляции Вона крупнейший остров на Земле стал своеобразным финальным боссом. Заразить население виртуальной Гренландии сложнее всего: мешают низкая температура и низкий уровень взаимодействия острова с остальными государствами. Чтобы вирус добрался до неприступного участка суши, нужно прокачивать устойчивость к холоду и надеяться, что кто-нибудь из зараженных доберется туда раньше, чем умрет.
Зачастую партии оказываются провальными именно из-за того, что власти Гренландии слишком рано закрывают порты. В таком случае даже если созданной игроком болезни удалось уничтожить 7 миллиардов человек, но не удалось проникнуть на остров – игра закончится поражением. Похожая ситуация с Мадагаскаром – туда сложно добраться и там очень жарко.
Когда реальный COVID-19 наконец добрался до этих отдаленных островов, игроки Plague Inc. по-настоящему загрустили.
Кстати, болезнями юмор игроков не ограничивается:
Избиение булыжников, травы и ключи. Как пережить пандемию по версии Resident Evil
«Пугающие сообщения о Мемах. Ученые доказали, что Мемы теоретически могут манипулировать человеческим сознанием в свою пользу».
В 2016 году самым трендовым названием вируса было «Трамп». В этом сценарии вакцину от него искали мексиканцы, но в итоге миг погиб:
Зачем в Plague Inc. воссоздают реальные болезни?
В 2014 году, спустя два года после релиза, Plague Inc. пережила неожиданный всплеск популярности: во всем мире обсуждали набирающую силы Эболу, геймеры стали воспроизводить эпидемию в игре. Кто-то делал это ради создания злободневных мемов, другие так справлялись с тревожностью.
Джеймс отметил, что наиболее заметный рост продаж случился, когда Эбола стала главной темой обсуждений в США. Он объяснил всплеск интереса к игре: «Люди беспокоятся об этом и хотят больше узнать о распространении заболеваний». Plague Inc, даже с учетом крупных допущений и странных геймлейных фич вроде нападения вампиров – ближайший аналог серьезной симуляции эпидемии, доступный любому пользователю.
Тогда Ndemic Creations запустила сбор пожертвований на борьбу с реальной Эболой и собрала более 76 тысяч долларов. Игровой сценарий с болезнью можно было купить за доллар, который направляли на создание вакцины:
В январе 2020 года параллельно с ростом числа зараженных новым коронавирусом увеличивалось и число людей, воссоздающих COVID-19 в игре. В связи с этим разработчики выпустили официальное обращение к геймерам:
«Мир сильно обеспокоен вспышкой коронавируса, а мы получаем множество вопросов от игроков и прессы.
Plague Inc. существует уже 8 лет, и при каждой вспышке какой-нибудь болезни мы наблюдаем всплеск количества игроков. Люди хотят больше узнать о том, как распространяются инфекции.
Пожалуйста, помните, что Plague Inc. – в первую очередь игра, а не научная симуляция. Нынешняя вспышка – реальное событие, которое затрагивает многих. Мы рекомендуем геймерам получать информацию от местных и мировых органов здравоохранения».
Игроки же вернулись к созданию мемов:
Как игра помогает бороться с коронавирусом?
Геймерам Plague Inc. помогает немного абстрагироваться от происходящего кошмара, а часть доходов с продаж игры отправятся напрямую в фонды по борьбе с коронавирусом. Джеймс Вон пожертвовал 250 тысяч долларов на разработку вакцины:
«Восемь лет назад я и представить не мог, что реальный мир станет похожим на Plague Inc., или что так много игроков будут использовать Plague Inc., чтобы справиться с настоящей пандемией. Мы гордимся возможностью помочь в критически важной работе ВОЗ по созданию вакцины от COVID-19».
Также Ndemic работает над совершенно новым режимом для игры, в которой геймерам предстоит не распространять и развивать смертельные заболевания, а противостоять им. В разработке участвуют эксперты ВОЗ, так что режим будет еще и учить пользователей реальным методам борьбы с пандемиями: карантину, социальному дистанцированию, закрытию мест скопления людей и так далее.
И как бы это ни было иронично, даже сейчас день, проведенный за созданием идеального вируса в Plague Inc. поможет в общей борьбе с реальной пандемией. Ведь сидящий дома игрок соблюдает изоляцию и препятствует распространению заболевания. Мы действительно живем во время, когда «игра в видеоигры» стала официальной рекомендацией ВОЗ:
We’re at a crucial moment in defining outcomes of this pandemic. Games industry companies have a global audience – we encourage all to #PlayApartTogether. More physical distancing + other measures will help to flatten the curve + save lives. https://t.co/QhX0ssN0lH
— Ray Chambers (@RaymondChambers) 28 марта 2020 г.
«Мы находимся в критически важном моменте, который определит исход этой пандемии. Аудитория компаний игровой индустрии охватывает весь мир – мы призываем всех #ИгратьПорозньВместе. Больше физического дистанцирования и другие меры помогут сгладить кривую [распространения коронавируса] и спасти жизни».
Поэтому если вам сейчас нечем заняться дома, запустите Plague Inc., назовите свой вирус COVID-19 или «Твоя мамка» (Вон отмечал популярность этого варианта) и тем самым, как ни странно, помогите спасти планету. И, возможно, сделать новые мемы.