Главные инди 2018-го: Subnautica, Celeste, The Banner Saga 3
От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!
* * *
И сошли на землю игровую два ужасных титана, и увидели они беззащитных агнцев игровой аудитории, и воспылали они желанием забрать их в свои земли. Но мала оказалась индустрия сразу для двух колоссов, и… Ладно, эту отсылку все равно никто не поймет, на что я вообще рассчитываю.
В большом геймдеве повторяется ситуация пятилетней давности. God of War и Red Dead Redemption 2 сделали 2018-й годом двух игр. Даже немного обидно за Detroit: Become Human и Marvel’s Spider-Man, которые остались в тени гигантов от Rockstar и Sony Interactive. А еще ведь были Kingdom Come: Deliverance и Frostpunk, новые части Forza и Hitman, да и Fortnite начал захватывать мир.
Прошлогодний саморазрушительный порыв Bioware решили поддержать сразу три большие студии. И если анонс мобильной Diablo Immortal от Blizzard и выпуск Artifact от Valve еще можно простить и отпустить, то Bethesda умудрилась произнести непростительное заклятье. Fallout, мать его, 76. Тодд Говард, какого хрена?
Для маленьких игр 2018-ый стал отличным временем, чтобы пройти наконец все, что навыходило до этого. Потому что на новые проекты год оказался небогат. В связи с такой засухой каждая яркая игра получается на вес золота, и давайте уже это золото оценивать.
Во что поиграть, когда пишешь диплом?
Главная инди года – Subnautica
Начнем с самого большого слитка. Подводная песочница появилась в раннем доступе еще в конце 2014-го, когда трава была зеленее, а жанр еще в тренде. За три года игра смогла сколотить вокруг себя огромную аудиторию и продаться тиражом более пяти миллионов копий на начало 2020-го.
Итак, ваш космический корабль разбился, вы одни на необитаемой планете и перед вами океан (ха!) возможностей. Как раньше мы называли Firewatch образцовым ходячим симулятором, так и Subnautica – образцовая песочница. Она, как и Stardew Valley в свое время, очень вовремя подбрасывает игроку новые возможности, таким образом поддерживая его интерес очень долгое время.
При всем этом Subnautica очень красива. Водные просторы завораживают, а каждый биом живет по своим уникальным правилам. Для каждой мелкой рыбешки найдется описание в энциклопедии, что может и не играет особой роли, но делает мир гораздо более живым и проработанным. Сюжет, опять же, интригует. Концовка мало того, что удивляет самим своим присутствием, так еще и получается очень трогательной.
Даже как-то скучно, знаете. Кроме редких багов даже пожаловаться не на что, всем игра хороша. Под конец требует ну совсем уж дикого гринда ресурсов, но вы ведь еще помните, что иногда артмани – это не стыдно? Идеальная песочница, фантастический мир и один из самых ярких бриллиантов инди-индустрии, давайте уже дальше.
Любимая инди года – Into the Breach
Так уж получилось, что ни одна инди в 2018-м не зацепила меня по-настоящему. Из прочих равных отметить захотелось именно Into the Breach, в первую очередь за идею.
Представьте, огромные футуристичные роботы сражаются с жукообразными кайдзю за судьбу человечества. Что это? Тихоокеанский рубеж? Евангелион? Да нет, просто минималистичная пиксельная тактика от Subset Games, создателей Faster Than Light. И я предлагаю сразу забыть про визуальный стиль, музыку и нарратив про путешествия во времени. Всего этого здесь достаточно для того, чтобы игрок не убежал в первые тридцать минут. А дальше на первое место выходит геймплей.
Каждое «прохождение» Into the Breach состоит из пары десятков битв на пяти разных островах и занимает пару-тройку часов. Каждая битва – это тактическая заруба по клеточкам на несколько ходов с тремя подконтрольными роботами. Всего от девяти до пятнадцати действий на битву. И в начале все выглядит примитивно. Просчитываешь пару вариантов действий, одного жука убиваешь, другого просто отбрасываешь подальше. Проходит час, увеличивается количество жуков и арсенал роботов, а значит и общее пространство решений. И вот уже каждый ход занимает минут по десять, потому что держать в голове все варианты развития событий становится все труднее.
Into the Breach воспринимается как компактные шахматы. Здесь нет рандома или игр с вероятностями. Каждый ход – это отдельная математическая задачка, в которой необходимо оценить все возможные решения и выбрать наилучшее. Возможно звучит скучновато, но, когда видишь, как три робота под твоим чутким руководством нейтрализуют превосходящее число угроз и в добавок еще заставляют одного глупого жука столкнуть другого в воду, получаешь истинное удовольствие.
Ну и естественно здесь большое разнообразие мехов и куча ачивок для выполнения. Игра от разработчиков одного из лучших рогаликов декады, они точно шарят в том, как сделать репетативность интересной. Кстати, а вы знали, что репитер пишется через и, а репетативность через е? Я был крайне удивлен.
Главные инди 2014-го: This War of Mine, The Banner Saga и другие
Нельзя пропускать – The Banner Saga 3
От одних клеточек к другим. Только теперь уже с полноценным сюжетом, ролевой системой, персонажами и много чем еще. Мы обошли стороной вторую часть саги в 2016, поэтому здесь будем оценивать все вместе. И это будет долго.
Сразу отсечем вещи не подлежащие обсуждению. Рисовка и музыка восхитительны. Просто, когда я дальше буду разносить серию в щепки, держите в голове, что она при этом совершенно шикарно выглядит и звучит. К геймплею тоже трудно предъявить претензии. Да, он слабо меняется на протяжении серии, но The Banner Saga изначально говорит о себе как о сюжетно ориентированной. Тактические битвы достаточно сложные, глубокие и необычные. Хотя, если проходить три игры залпом игровой процесс наверняка успеет поднадоесть. И, правда, не стоит использовать читерные тактики, испортите себе все впечатление.
Теперь, когда совесть чиста, можно поныть. Сюжет может идти лесом. Я таких ленивых финалов со времен третьей Mass Effect не видел. Иронично, что Stoic Studio как раз и основана выходцами из Bioware. Да, следить за историей интересно, но это, как и в случае с The Walking Dead, гораздо больше заслуга харизматичных персонажей, нежели происходящих событий.
Вариативность в выборах присоединяется к сюжету. Множество раз вы столкнетесь с ситуациями, когда последствия вашего поступка будут абсолютно непредсказуемы, что убивает саму природу выбора. Это не говоря уже о том, что даже я, полнейший тупарь в вопросах скандинавских сражений с каменными порождениями тьмы, мог придумать более адекватные решения для сложившихся ситуаций.
Перевод третьей части игры сосет громаднейший чупа-чупс во вселенной. Я думал времена кривых локализаций от фаргуса закончились где-то в прошлом десятилетии, какого лешего эта поделка уровня девятого класса школы делает на месте официального перевода? Это при том, что любители с Zone of Games бесплатно сделали прекрасный перевод для первых двух частей. А с третьей почему-то вышла такая подстава. Если хорошо владеете русским и английским и желаете сделать хорошее дело, загляните в обсуждение любительского русификатора The Banner Saga 3, там немного осталось.
А еще мелкие баги, мертвые персонажи в диалогах, я могу долго ругаться на каждую мелкую недоработку, но не хочу этого делать. Да, вторая часть вышла проходной, а третья скомканной и со слабым финалом, но в итоге должно остаться главное. The Banner Saga – это большая и красивая история, вызывающая эмоции и определенно заслуживающая вашего внимания. И я определенно рекомендую ее, несмотря на все ее минусы.
Могу также отметить похожую игру Ash of Gods, у которой, как минимум, точно не будет проблем с переводом, в виду ее русских корней. У меня как-то не дошли руки, но, если тратить 45 часов на The Banner Saga не хочется, а концепт кажется интересным – есть хорошая альтернатива.
Нельзя пропускать – Return of The Obra Dinn
За время своего существования инди-индустрия наплодила кучу интерактивных (и не очень) рассказов, от Layers of Fear до Gone Home. Return of The Obra Dinn – интерактивный детектив, и он такой один.
Сразу отвечу на главный вопрос. Я понятия не имею, зачем игра выглядит как страшный сон дизайнера, забывшего о существовании других цветов, кроме претенциозного ч/б. Возможно, чтобы Obra Dinn нельзя было ни с чем перепутать, тогда Лукас Поуп точно добился своей цели. Ситуация схожая с Undertale, внешний вид нужно просто принять.
И, о боже ж ты мой, какая красота за ним скрывается. Один корабль, 60 членов экипажа и задача определить судьбу каждого. Для этого имеются волшебные часы, список всех членов команды и ваш собственный мозг, которым придется постигать всю паутину произошедших событий, которую в одиночку создал этот сумасшедший гений. Красота в простоте идеи.
Совершенный мастхэв для любителей детективов. Мне вот этот жанр не так близок, но свои десять часов крайне увлекательных мозголоманий я получил. Давно уже ни одна игра не заставляла меня заводить отдельный листочек для записей.
Нельзя пропускать – Celeste
Будь ты проклят Эдмунд Макмиллен. Из-за тебя и твоих крайне увлекательных унижений в Super Meat Boy я теперь не могу получать настоящее наслаждение от хардкорных платформеров.
А ведь хочется, Celeste добавляет к отточенным механикам мясного пацана проникновенный сюжет и шикарную музыку, становясь в итоге новой классикой жанра. Разработчики даже подумали о нормальных людях, которым не хочется ломать себе пальцы для того чтобы услышать продолжение истории, и сделали для игры упрощенный режим.
Только ведь это все не то. Celeste прячет в себе такой простор для самосовершенствования, что моя перфекционистская душа искренне боится лезть в этот омут. Потому что погоня за идеалом убьет все удовольствие от процесса и оставит лишь легкое удовлетворение после десятков часов боли и страданий. Celeste – потрясающая игра, но я в нее, видимо, больше так и не зайду. Будь ты проклят Эдмунд Макмиллен (х2).
Главные инди 2015-го: темные леса, темные моря и подростковый Твин Пикс
Стоит внимания – Beat Saber
Аудиовизуальный оргазм в VR.
Стоит внимания – Gris
Предположим себе маловероятную ситуацию. Вы геймер, у вас есть девушка, и ваша девушка не принимает эти ваши комплюктерные игрульки всерьез. Возможно, ее даже не впечатлила пара каток в доту на сапах. Как такое вообще возможно?
Ну и да, вы правильно поняли, ей нужно предложить Gris. После этого она либо будет пару часов рыдать о том, как тяжело всю жизнь бороться с самой собой. Либо скажет, что это акварельное абстрактно-метафорическое нечто ее не зацепило, и тогда вам стоит побрызгать на нее святой водой и проверить не будет ли шипеть.
Вообще, Gris – это лучший образец для серьезных споров о том, являются ли игры все-таки искусством. Поскольку с одной стороны, она чертовски прекрасно выглядит и звучит, и ярко доносит свой достаточно простой посыл до игрока, не произнося при этом ни единого слова. С другой же, сама игровая составляющая во всем этом принимает достаточно опосредованное значение. Скажем так, если убрать отсюда возможность управлять персонажем, то единственное, что игра потеряет – это хронометраж.
И если о природе игр как жанра с какими-то закостенелыми консерваторами спорить еще можно, то про саму Gris совсем уж бессмысленно. Она, наравне с Hyper Light Drifter, олицетворяет собой инди-артхаус. Не всегда понятная, метафоричная и, все-таки, такая личная история с шикарной акварельной рисовкой.
Стоит внимания – Sally Face
Хотя знаете, когда я говорил, что Gris олицетворяет собой инди-артхаус, я слегка лукавил. Потому что, если забить на правила предосторожности и спуститься в даркстим, там, где солнечные лучи меркнут за тысячами инди-хорроров и визуальных новелл, вас встретит Sally Face. И она сама кого хочешь олицетворит.
Психоделичная адвенчура с видом сбоку, обязательная к ознакомлению среди тех кому не чужды The Cat Lady или Fran Bow. Искренняя авторская история, обернутая в криповый, нередко мерзкий, но парадоксально притягивающий визуал. Sally Face выглядит как игра для 16-летних подростков, и, в принципе, так и есть. Но кто сказал, что истории для подростков не могут быть интересными? По крайней мере первые четыре эпизода, пока Стиву Гэбри таки не пришлось раскрывать все, что он наворотил. Получилось так себе. «Смотрите в какую странную дичь я играю – 2018».
А еще здесь стилистически точный и изобретательный перевод от замечательных Tolma4 Team. The Banner Saga 3 должно быть стыдно.
Главные инди 2016-го: Stardew Valley, Firewatch, No Man’s Sky
Стоит внимания (возможно) – This is the Police 2
Сам факт того, что сиквел моей любимой полиции даже в такой проходной год получил «Стоит внимания» с припиской возможно, должен намекать на то, что игра мне не понравилась.
Для прохождения второй части необходимо знакомство с первой, без знаний оригинала сюжет This is the Police 2 станет для вас бессвязным месивом. Впрочем, он станет таковым в любом случае. Weappy Studio решили, что если Тарантино можно, то почему им нет, и добавили в игру тонны метафоричной графомании в фирменном визуальном стиле. В первой полиции рисовка не резала глаза отчасти из-за редкости сюжетных вставок, тут же продолжительное низкополигональное кино навевает скуку, а где-то под конец даже немного бешенство.
Но главная беда даже не в сюжете. Кто-то в студии решил, что дополнительные игровые механики – это круто, и теперь у нас микроменеджмент во все поля. Прокачка и снаряжение копов, их к вам отношение, тактические бои, пытки, гораздо больше заданий и этот чертов минимальный уровень опыта. Все это звучит вкусно, но настолько перегружает процесс, что за геймплеем теряется самобытная атмосфера. Игра из расслабляющей и неторопливой превращается в напряженную и, знаете, душную. Вы всегда на измене, всегда может произойти ситуация, на которую у вас не будет возможности нормально отреагировать (гори в аду хренов рандом), нельзя откинуться на спинку кресла и просто наслаждаться.
Ну и коротко про тактические бои. На релизе это был хреновый XCOM без сохранений. И если я захочу поиграть в XCOM, я пойду и поиграю в нормальный XCOM. This is the Police 2 и тут захотела внести разнообразие, а внесла еще одну раковую опухоль, которая раздражает гораздо сильнее, чем развлекает. И это, вообще, хорошее резюме для всей игры. Наслаждение от знакомой атмосферы затмевается раздражением от обильных и бессмысленных визуальных вставок, рандома, отсутствия логики в происходящем безобразии, перегруженности геймплея и поджигающей мои чресла невозможностью сохраниться в тактическом бою. Сохранение потом, кажется, добавили, однако остальных проблем игры это не решило. Не рекомендую.
Стоит внимания – My Time at Portia
My Time at Portia – это почти Stardew Valley в 3D. Ферма (мастерская), крафт, гринд, свидания, ну вы знаете, что такое Stardew Valley.
Проблема лишь в величине этого почти. My Time at Portia проигрывает своему именитому предшественнику почти по всем фронтам. При копировании и модифицировании механик потерялся тот самый заветный магический баланс, который позволял однообразной рутине Stardew Valley так долго не надоедать. Гринд в Портии быстро раздражает, однокнопочная боевка до неприличия скучная, персонажи плоские, а сюжет банальный. Проблемы со звуком и производительностью тоже не добавляют игре привлекательности.
И тем не менее, как бы парадоксально это не звучало, My Time at Portia – отличная ферма. Милая, затягивающая и разнообразная. Просто для того, чтобы получать от нее настоящее удовольствие и перестать обращать внимание на минусы, необходимо забыть о том, что существует Stardew Valley. А как забыть о долине Стардью я еще не придумал.
Стоит внимания – Dead Cells
Вы заметили, что прошла уже почти вся статья, а я еще ни разу не пожаловался на тренды индустрии в 2018 и то, как же они уже осточертели? Так вот же они все. Хардкор, боевка на уворотах, ретростилистика, пиксель арт, нарратив вместо сюжета, платформер, метроидвания И рогалик (rogue-lite, но это не так важно). У меня только один вопрос, Motion Twin, а чего без кооператива?
К концу десятилетия фантазия на описывание рогаликов уже закончилась, да и особо теплых чувств к игре я не питаю, поэтому давайте кратко. Несмотря на клишированность сеттинга, Dead Cells замечательно управляется, отлично выглядит и звучит, предлагает игроку настоящий вызов и в целом представляет из себя крепкий проект, в котором тяжело обнаружить заметные минусы. Если любите жанр и еще не играли – обязательно попробуйте. И мне расскажите, а то никак не залипну нормально, все чем-то отталкивает.
И перед последним годом, давайте еще разок одной строкой отметим заслуживающие упоминания проекты, о которых мне особо нечего сказать кроме короткой аннотации.
Beat Cop – занятный симулятор полицейского. Клевый юмор и не успевающий надоесть за пару вечеров геймплей. О пиксели натурально можно порезаться.
Forgotton Anne – душевный платформер-головоломка в стилистике Миядзаки. Благо того, который Хаяо, а не Хидэтака, если вы понимаете о чем я.
While True: learn() – слегка казуальный симулятор программирования, лучший проект для знакомства с достаточно обширным жанром.
The Messenger – экшн-платформер, неплохая реинкарнация Ninja Gaiden, которая по ходу дела тоже умудряется стать метроидванией.
Overcooked! 2 – потрясный симулятор готовки в кооперативе. Куча фана и эмоций. К сожалению, имеет самые жестокие системные требования, для игры требуются друзья.
Doki Doki Literature Club! – небольшая, поехавшая, и, что немаловажно, бесплатная визуальная новелла. Настолько необычная, что я даже ничего рассказывать о ней не буду, кроме того, что это был очень интересный игровой опыт.
Astroneer – No Man’s Sky без понтов. Строить базу и исследовать космос весело в компании и тоскливо в одиночку.
They Are Billions – редкая в наше время олдовая и качественная RTS-стратегия/Tower Defence. Отражать волны зомби увлекательно, пусть и немного бессмысленно.
Новая Call of Duty – смесь RPG и «королевской битвы». Есть дуэли, квесты, можно покупать оружие
«Это просто боль». Военный летчик раскритиковал миссию из Battlefield 3