Матч NAVI и Alliance – класико Доты. Им посвящают книги, а финал TI3 – до сих пор лучшая игра в истории
Сегодня нас ждет 101-й матч.
У киберспорта большие проблемы с принципиальными противостояними – и это вполне понятно, ведь он:
- молод – у команд еще не набралось десятков лет истории.
- Развивается онлайн – фанаты редко встречаются вживую и точно не устраивают битвы стенка на стенку после матча.
Итальянские ультрас торгуют наркотиками и зарабатывают на перепродаже билетов. В связях с мафией обвиняют даже «Ювентус»
- Интернационален – в киберспорте нет сборных, только клубы, которые не привязаны к конкретному городу, а иногда даже и к стране.
Но в Доте уже несколько лет есть одно супердерби. Каждый раз матчи между украинской командой Natus Vincere и шведской Alliance собирают максимальное число зрителей, даже если это проходная игра, а соперники далеки от мирового топа.
NAVI три года считались лучшими. Alliance взлетела за четыре месяца
2013 год, весна. Dota 2 третий год развивается как киберспорт, и все это время командой №1 считались NAVI – украинский клуб, выигравший первый The International и сыгравший в финале второго.
Зимой того же года недавно собранная команда No Tidehunter, которая весной изменит название на громкое Alliance, берет несколько крупных турниров подряд.
Кто эти шведы? Откуда у них такая синергия? Из пятерки игроков лишь двоих – Akke и Loda – можно было отнести к звездам. Пятеро шведов приезжают в Китай – традиционно сильный регион в мире Доты, – чтобы потренироваться перед чемпионатом мира, и выносят всех соперников без единого поражения на их же территории. Вот неполный список их побед на турнирах за три месяца:
Alliance изобрела новый стиль игры. В финале – камбэк за счет хитрости
Особенно удивлял Хенрик «АdmiraBbulldog» Анберг. В Доте, где каждый игрок был обязан иметь в арсенале 5-6 натренированных героев (сейчас это число еще выше), подходящих под конкретную ситуацию, Хенрику было достаточно всего двух – Фуриона и Лон Друида. Но это были лучшие Фурион и Лон Друид в мире.
Он перепридумал Доту. Игроки сражаются друг с другом? Хенрик игнорирует драки и как диверсант ломает базу врагу. Это... неправильно, это нечестно! Так казалось половине игроков и зрителей в тот момент. Остальная же половина наслаждалась тем, как Alliance побеждала за счет мозгов, а не скорости реакции.
Тогда даже топы не выбирали турниры (да и внятной системы не было), а играли везде, где платили деньги – и иногда попадались против совсем слабых противников. Шведы поспорили с комментатором TobiWan, что в проходном матче уничтожат одну сторону менее, чем за 10 минут – обычно на это требуется не менее 25 минут. Alliance справилась за восемь.
Пока Alliance терроризировала Китай, в Европе и СНГ блистали NAVI. Очную встречу ждали с нетерпением, но каждый раз или сетка разводила их по разные стороны, или кто-то из них отказывался от участия в турнире.
На The International 2013 они-таки встретились.
Уже на групповом этапе стало понятно, что Alliance будет в финале. Они закончили группу со счетом 14-0, хотя и десяти побед было бы достаточно для выхода в плей-офф.
Ближайший к камере – Хенрик «AdmiralBulldog» Анберг
NAVI игры давались куда труднее, хотя их группа была слабее (будущие топ-3 и топ-4 турнира играли в группе B). Когда Natus Vincere и Alliance все же встретились в финале верхней сетки, было стойкое ощущение, что шведы разорвут в клочья и их. Так оно и случилось – 2:0 за час, и NAVI упали в нижнюю сетку.
«Мы не понимали, как выиграть у Alliance. Думали: «Как так? Мы не можем их обыграть». Мы придумывали разные темы, и только когда пришли в гранд-финал, потихоньку отыскали к ним ключ», – вспоминает Даниил «Dendi» Ишутин, главная звезда NAVI.
* * *
С огромным трудом NAVI воспользовались шансом на ошибку и вышли в гранд-финал через нижнюю сетку. Этот матч стал одним из самых легендарных в истории Доты: впервые финальная серия дошла до пятой карты (финал играется до 3 побед), а развязка получилась на уровне финала ЛЧ-1999.
По ходу серии NAVI даже вышли вперед (2:1); проиграли, но серьезно вели на пятой, решающей карте. Стратегия Бульдога оказалась слишком эффективной – Alliance разменяла центральную линию на две боковых, а затем зажала NAVI на базе.
Вот азы Доты – про стиль шведов тут тоже есть (с 0:51). Но до Alliance такой тактики фактически не существовало.
Решающий момент финала – NAVI атакуют впятером по центру, в то время как всего два (!) игрока Alliance ломают им базу с двух сторон. NAVI хотят вернуться на защиту, но у Alliance есть заклинание прерывающее телепорты – и его применили в идеальный момент.
Потом капитан NAVI признается, что играть против тех Alliance было невозможно: «Alliance в то время была непобедимой командой. Ее нельзя было обыграть в честном бою — можно было только пытаться копировать ее наработки».
В то же время Джонатан «Loda» Берг, член чемпионского состава [A] скажет, что «в финале они сыграли куда хуже обычной своей игры».
Лода – в центре.
Финал TI3 до сих пор считают лучшей сыгранной серией в истории Доты, а самый обсуждаемый вопрос из разряда «Что, если?» – какой счет был бы в серии из ста матчей?
Себастьян Дебс, двукратный чемпион TI, уверен: Alliance вне конкуренции. «Это была невероятная команда, она была одной из лучших в истории. Я думаю, на тот момент она показывала лучшую Доту за все время существования игры. Как капитан и как игрок в тот момент я восхищался Alliance. У них были очень продуманные стратегии, у них была структура. Все знали, что будет делать Alliance — вы могли предсказать всех героев, которых возьмет эта команда, и как она будет использовать их. Но затем вас все равно размазали бы по карте. Потому что Alliance знала и то, как вы будете пытаться ее законтрить».
Из-за Alliance поменяли правила игры. Из NAVI ушли иностранцы, наши – не справились
Второй главной фишкой Alliance была уникальная работа с нейтральными ресурсами. С самого старта игры они забирали максимум из свободного леса. Каждый из пяти игроков получал свою долю золота, в то время как другие команды делали акцент на одном, изредка двух героях.
Пример матча с Team DK: у Alliance самые бедные игроки получили 10 и 15% золота, а у китайской команды – 2 и 6%.
После победы Alliance на The International 2013 вышло обновление игры, где формулы получения опыта и золота из леса серьезно изменились. Кроме того, напрямую ухудшили двух героев Бульдога, Фуриона и Лон Друида. Это был первый случай в истории Доты, когда правила изменили чтобы ослабить конкретную команду. После того обновления золотой состав Alliance еще попадал в призы, но так и не вернулся на прежний уровень.
А что же NAVI? Удивительный финал TI3 повысил интерес молодых игроков к Доте, конкуренция стремительно росла, и романтическое отношение к игре, когда можно было пить по рюмке после каждой смерти на тренировках и выигрывать на чистом таланте и кураже, уже не могло давать результат. Состав оставался вместе еще год, после чего команду покинули иностранцы: немец Kuroky и эстонец Puppey.
Первый турнир на миллион в киберспорте: игроки пили перед играми, ругались в кабинках и приехали неготовые
«Мы перестали тренироваться. Слишком много эмоциональных проблем было внутри команды. Коллектив не хотел развиваться дальше, поэтому мне не было смысла оставаться в команде», – вспоминал Puppey. Решение себя оправдало: Puppey основал собственную организацию и уже 5 лет остается среди лучших, а Kuroky выиграл TI7 и стал вторым на TI9.
Оставшийся костяк NAVI и вся пятерка Alliance падали все ниже. В 2016 году команды не попадут в топ-8 на TI6, а в 2017 году The International впервые пройдет без NAVI и Alliance. Два с половиной года команды почти не играли на международных турнирах и проваливали квалификации. За это время Loda встал из-за компа и стал владельцем Alliance, а из NAVI ушел Dendi – символ команды уровня Джеррарда в «Ливерпуле».
Иронично, но как только последние участники того самого финала-2013 перестали, дела великих организаций наладились.
В Доте не болеют за команды. Alliance и NAVI – исключения
Те, кто смотрели финал TI3, влюбились в Доту и в одну из этих команд на всю жизнь. Обычно фанаты в Доте выбирают команду из-за стиля игры или конкретного игрока (и легко перестанут болеть), и только эти два клуба могут не переживать за смену состава. Вот несколько примеров.
Ведущий русскоязычной студии Иван «Faker» Демкин набил на руке татуировку с Alliance и Аегисом – главным призом чемпионата мира.
В 2019 году эмоции от финала все еще не отпускают: Демкин рядом с Аегисом набил героев, которыми Alliance победила на пятой карте.
Писательница Евгения Сафонова выпустила фэнтези «Дифференцировать тьму» про борьбу двух королевств, во главе которых – принцесса Навиния и принц Алья. Имена персонажей и некоторые события книги отсылают к участникам TI3, а Евгения отправляла посылку с книгой Лоде. Он оценил:
Татуировки с логотипом NAVI не менее популярны – вот, например, лого на теле фаната из Вьетнама.
Татуировки NAVI вообще популярны.
В среду NAVI и Alliance сыграют в 101-й раз
Прямо сейчас идет мейджор по Доте в Лейпциге, и там уже случилось историческое событие – NAVI впервые с 2016 года попали в верхнюю сетку. В первом раунде их ждет Alliance, которой осенью пришлось срочно искать новый состав: предыдущую пятерку перекупила Liquid, одна из самых мощных организаций в киберспорте.
За всю историю Доты NAVI и Alliance ровно 100 раз сыграли друг с другом: счет 52-48 в пользу шведов. Это шестое по частоте межрегиональное противостояние, но точно первое по бэкграунду и ажиотажу.
Сейчас этот матч важен не только как дерби. NAVI и Alliance синхронно начали возвращаться в топ, и победитель гарантирует себе топ-6 турнира и повышенные шансы попасть на TI10. Но, конечно, все любят NAVI – Alliance в первую очередь из ностальгии – кому не захочется вернуть свой 2013-й?