Главные инди 2010-го: медитативный Minecraft, жуткая Limbo и другие
От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!
***
Начало десятилетия в игровой индустрии было очень романтичным временем. Bioware только выпустила второй Mass Effect и купалась в лучах заслуженной славы, Крис Авеллон еще в составе Obsidian показал всем красоты Fallout New Vegas, задав новый вектор развития для RPG в открытом мире, Маркус «Нотч» Перссон помогал объединяться игрокам всего мира в Minecraft и рядовой геймер только начал узнавать, что такое инди.
В нашем жестоком настоящем BioWare пытается пережить провал Anthem, Obsidian хочет вернуться к большим проектам с помощью средненького The Outer Worlds, Нотч настолько надоел всем своими высказываниями в соцсетях, что даже не был приглашен на празднование десятой годовщины давно проданного им Minecraft, а инди превратились из единичных разработок без особого коммерческого успеха в колоссальных размеров рынок, на котором все реже можно отыскать что-то действительно уникальное.
Так уж получилось, что именно маленькие игры стали максимально близки мне как игроку. Есть в них какое-то чувство авторства. Множество прекрасных проектов увидели свет за прошедшие десять лет, поэтому в начале 2020 года хочется немного структурировать игровой опыт. Вспомнить о том, что было пройдено, а что еще ожидает своего часа на полочке в виртуальной библиотеке.
И уточню сразу, я постараюсь не лезть совсем уж в дебри жанра, если отмечать каждый условный Nidhogg мы тут просидим до второго пришествия. Здесь будут именно самые громкие проекты, скорее даже тенденции, определившие направление развития индустрии. И я честно постараюсь покороче, а то к моменту написания этой строки в ворде набрано уже 30 страниц, а это еще только середина 2015 и без иллюстраций. Поехали.
Minecraft освоила даже собака! «Ходит», «бьет» и победила дракона-босса
2010
Первый год декады получился для инди затишьем перед грядущей бурей. Кубический гигант только начал расправлять плечи, а другие немногочисленные независимые проекты терялись на фоне фантастических релизов от больших студий. Только вдумайтесь, в один год вышли Fallout: New Vegas, Heavy Rain, Mass Effect 2, Red Dead Redemption, Starcraft II: Wings of Liberty и Метро 2033. Либо я старею, либо на фоне нынешнего состояния игростроя смотрится как что-то невероятное. Зато 2010 год – один из самых простых для выбора списка главных индюшек, выбирать то особо не из чего.
Однако перед тем, как перейти к конкретике, давайте еще кое-что выясним. Какие игры вообще можно относить к инди? Традиционно принято причислять к жанру проекты от независимых разработчиков, разработанные и выпущенные без поддержки издателя. Формулировка простая, но немного путающая. С первого же ролика Bastion в стиме на нас смотрит логотип Warner Bros. Значит Bastion не инди, а Hellblade: Senua’s Sacrifice вполне? Weappy Studio пишет на официальном сайте о своей независимости, однако у This is the Police вполне себе есть издатель в лице THQ Nordic. Как быть?
Я за более абстрактное понимание. Инди – это небольшие авторские проекты, без больших бюджетов, но с ярко выраженной идеей. Грань настолько размыта, что ее почти нет, Амнезия – инди, Divinity Original Sin – нет. Почему? Трудно сказать, мне просто так кажется. И когда вам в следующий раз покажется, что «ну вот это точно не инди», сфокусируйтесь на игре, а не на том, как ее называть.
Главная инди года – Minecraft
Вот это сюрприз, никто же этого не ожидал, правда? 2010 ггод был только разгоном для детища Маркуса Перссона, но не поставить его проект главным точно нельзя. О значении Minecraft для жанра говорить можно бесконечно. Благо я тут за главного, поэтому делать этого не буду и потрачу на описание столько же времени, сколько на саму игру.
176 миллионов проданных копий на 2019 год, 112 миллионов игроков, запускавших кубач хотя бы раз в месяц, взлетевшая до небес популярность жанра песочницы в открытом мире и тысячи клонов разной степени успешности, которые появляются в геймдеве до сих пор.
Построил один дом, восхитился количеством возможностей, вышел из игры и удалил через пару дней. Важнейшая игра в отрасли.
Блогер бил себя током при получении урона в Minecraft. Долго играть не получилось
Любимая инди года – Limbo
А вот тут уже действительно есть о чем поговорить. Limbo – это черно-белый хоррор-платформер с элементами пазлов. И поверьте мне, Limbo выглядит и звучит так, что вы не забудете ее никогда. Я проходил ее много лет назад, совершенно ничего не понял из сюжета и был в полном восторге.
Limbo не предлагает особо сложных задач в геймплее и совершенно не утруждается рассказать хоть что-то о происходящем в ней непотребстве. Вместо этого Playdead сажают игрока в тело мальчика, окунают в мрачную и гнетущую атмосферу темного леса, шокируют жестокими и пугающими сценами, а через несколько часов просто выбрасывают оттуда, предлагая осмыслить все самому. В Limbo нет диалогов, монологов, да там вообще нет печатного текста, лишь дети и монстры. Иногда дети-монстры. Она достаточно короткая, но это одна из тех игр размышлять над которой вы будете гораздо дольше, чем играть в нее.
Один из красивейших когда-либо посещенных мной миров, вне зависимости от года выхода и бюджета. Десять червей в голове из десяти. Когда графический стиль низкобюджетного проекта приводят в пример спустя десять лет после выхода – это о чем то да говорит.
Нельзя пропускать – Super Meat Boy
Эдмунд Макмиллен все-таки очень талантливый человек. Ознакомиться с его играми можно хотя бы ради того, чтобы кидать друзьям скриншоты со словами «смотри в какую странную дичь я играю». Для разжигания интереса достаточно сказать, что вам здесь придется принять на себя роль одушевленного куска мяса, пытающегося спасти свою подружку. И в процессе прохождения вы гарантированно почувствуете себя если не мясником, то как минимум не очень аккуратным поваром. Хотя что-то я не особо представляю на кухне циркулярную пилу, так что все же мясником.
Минималистичный внешне Super Meat Boy создает впечатление непритязательной аркады на пару вечеров, но в погоне за 100% в нем можно провести времени не меньше, чем в Скайриме. Классика хардкорных платформеров, easy to learn hard to master на максималках. Ультимативная проверка ваших игровых навыков и психологической устойчивости, пиршество геймплея на кончиках пальцев, где желание разбить геймпад/клавиатуру об стену будет перебиваться лишь чувством глубокого удовлетворения от каждого пройденного уровня, смесь уникального визуального стиля и отточенного игрового процесса, эталон жанра.
Стоит внимания – Amnesia: The Dark Descent
Просто один из главных хорроров в истории. Предлагать новичку проникнуться Амнезией в 2020 году будет уже слегка наивно, но я просто не могу не упомянуть настолько яркую игру. В ней нет скримеров или отвратительных монстров (почти), только вы, источник света, просторные помещения замка и что-то в темноте. Амнезия пугает неизвестностью, умудряясь даже с помощью настолько устаревшей картинки создать ту самую, не пугающую до кирпичей, но вызывающую мурашки каждым непонятным шорохом атмосферу.
Frictional Games создали игру, которая навсегда останется одним из определяющих проектов для жанра ужасов, аккуратно пристроившись где-то между такими монстрами как Silent Hill 2 и Dead Space. Тысячи проектов попытаются повторить ее успех, получится лишь у единиц.
Стоит внимания – VVVVVV
Все мы иногда немного мазохисты. И когда после Super Meat Boy захочется чего-то пожестче, то одной из первых остановок поезда боли и страданий будет VVVVVV.
Суть та же, хардкорный платформер, минималистичный пиксельный дизайн. Вместо мяса и рек крови очень схематичные антуражи космического корабля. Вместо прыжков по стенам – игры с гравитацией. Субъективно, в игре заметно менее удовлетворяющая физика персонажа. Очень уж противно он скользит и медленно останавливается, что гарантированно убьет вас не одну сотню раз, однако это дело привычки. Если после мясного пацана сломанные контроллеры можно будет засунуть в ящик стола, то закончив VVVVVV под них уже придется выделять отдельный шкаф. И вы правда не хотите знать, как расшифровывается IWBTB.
Забавно, что в процессе написания всего этого безобразия давно забытая игра вдруг снова мелькнула в новостях. Разработчик в честь десятилетия проекта открыл его код. Приятная (не очень) ностальгия.
***
А какая игра начала десятилетия понравилась вам больше?