Как умирает киберспортивный Overwatch: бесконечные перелеты, однообразие и уход игроков
От редакции. Вы находитесь в блоге Все любят «Классику», автор которого в основном пишет про World of Warcraft, но иногда раскрывает и общие темы: скаутинг, Blizzcon и другие. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые посты. А если есть вопросы или хотите высказать свое мнение – оставьте комментарий.
***
Не секрет, что у Blizzard очень много проблем. Шикарные анонсы BlizzCon 2019 дали некоторую надежду, но плачевное состояние основных франшиз компании очень быстро спустило с небес на землю. Все очень плохо и с Overwatch League. Вашему вниманию представляю перевод статьи ESPN о проблемах и перспективах Overwatch. Оригинал – тут.
* * *
29 сентября 2019 года San Francisco Shock всухую обыграла Vancouver Titans и одержала победу во втором сезоне Overwatch League. На первый взгляд, успешное окончание сезона: толпа чествует новых чемпионов, а MVP лиги Джей «Sinatraa» Вон с тиммейтами поднимает над головой заветный кубок.
Проблема в том, что не смотря на «прилизанную» графику, праздный блеск и распроданные билеты, миру финал не был особо интересен. Согласно сайту Esports Charts, пиковый онлайн на твиче – единственной платформе, на которой шла трансляция Лиги – 318 тысяч зрителей. Это не идет ни в какое сравнение с показателями финалов в Counter-Strike: Global Offensive, Fortnite, Dota 2 и других игр.
Когда Nielsen опубликовала рейтинги, то сложилась противоречивая картина. С одной стороны, общие цифры просмотров выросли – в среднем в мире финал Overwatch League посмотрело 1,12 млн человек. Но с другой стороны это явно далеко от тех цифр, которые ждали от Overwatch League во время ее анонса на BlizzCon в 2016 году. Для сравнения, финал ЧМ по League of Legends в среднем смотрело 21,8 млн человек.
Комиссионер Overwatch League Нейт Нензер покинул свою должность в начале 2019 года и присоединился к команде Fortnite. В последние недели ряд известных кастеров Overwatch League (далее OWL) – включая знаменитый дуэт Кристофера «MonteCristo» Майклза и Эрика «DoA» Лоннквиста – объявили, что не будут комментировать в 2020 году OWL.
Показатели игры на стриминговых платформах стагнируют. Одного из бывших игроков Лиги, Феликса «xQc» Ленгьеля, дисквалифицировали – в начале 2020 года он стал стримером с наибольшим приростом подписчиков на твиче. Он играет во все что угодно, но не в Overwatch.
В конце первого сезона OWL казалось, что Лигу ждет безоблачное будущее. Год спустя все перевернулось: игроки покидают дисциплину, просмотры падают, таланты уходят.
Так что же пошло не так?
В игре слишком стабильная мета
Корень проблем находится в самой игре. Мы еще вернемся к грядущему кошмару с бесконечными перелетами, но сейчас нас интересует другой вопрос: могла ли Activision Blizzard сделать что-то, чтобы подогреть интерес фанатов к Лиге?
На мой взгляд, все дело в недостатке креативности в игре. Для человека, который уже десяток лет освещает киберспорт и еще дольше является фанатом традиционного спорта, топовые турниры отличает одна вещь: стиль. Разный стиль порождает самые крутые противостояния. Вспомните бой между харизматичной пантерой Коннором Макгрегором против бульдозера Хабиба Нурмагомедова, на который продали рекордное количество платных трансляций.
Точно так же и в киберспорте – у великих есть свои уникальные черты. Чемпионы мира 2019 года по Лолу FunPlus Phoenix играют в стиле, отличающимся от предыдущих чемпионов. Если убрать плашки с никами игроков FunPlus Phoenix, то фанат League of Legends без труда угадает, что за команда перед ним просто глядя на пики героев и стиль игры.
До 1994 года в играх не было смены дня и ночи (да!). Она появилась только в первой The Elder Scrolls
Overwatch ужасно не хватает креативности. И это не вина игроков, а самой игры. В League of Legends и Dota 2 игрокам дается один холст (игровая карта), но у них есть множество красок (героев), чтобы нарисовать картину.
Складывается ощущение, что игрокам в Overwatch выдали только три цвета для рисования. В результате мы получаем множество матчей, которые не отличить друг от друга. В League of Legends скоро представят 149-го героя. Dota 2 недавно довела количество героев до 119. Overwatch, где в матчах одновременно участвует 12 игроков (в Dota и LoL – по 10), всего 31 персонажа.
За межсезонье в League of Legends должны добавить 3 новых героев. В Overwatch не удосужились добавить 3 новых героев за целый год. С момента старта первого сезона OWL в 2018 году в игру добавили всего 5 персонажей и 4 новые карты.
Для изначально довольно линейной игры (сопроводить тележку из пункта А в пункт Б или захватить определенную точку) необходимо разнообразие во всем остальном. Какие-то команды играют более агрессивно («Ванкувер»), какие-то – от защиты («Нью-Йорк»), но на этом все различия в их стиле заканчиваются. Если убрать плашки игроков и цвета команд, то вы не поймёте, где какая команда играет. Исключение – Chengdu Hunters, которые в мете танков и саппортов играли через ДД.
Но даже это стало невозможно, когда Blizzard закрепила роли – теперь необходимо брать 2 танка, 2 саппорта и 2 ДД. Все было бы нормально, если бы героев было больше. Но на позиции танков и саппортов есть всего 15 героев на выбор, и только некоторые из них действительно эффективны. Это серьезно ограничивает креативность в построении уникальных стилей игры.
Что еще хуже, ситуация не будет меняться. В том время как в Overwatch надо пачками добавлять новых героев и новые карты, чтобы разбавить привычные и скучные матчапы, все самое новое, судя по всему, придержат для квази-сиквела – Overwatch 2. Activision Blizzard показала несколько героев вроде Sojourn, но они не будут доступны вплоть до выхода Overwatch 2 – и только издатель знает, когда это произойдет.
Все это создает мету, которая строится вокруг 6 или 7 героев, против которых нет особых контрпиков. Мета с 3 саппортами и 3 танками известна как «GOATS» – по названию любительской американской команды. Эта мета царила в Overwatch c конца 2018 до окончания Стадии 3 в 2019 году (начало июля).
Контригра – основа любого зрелищного спорта. Пока в Overwatch не появится больше героев и карт, игра не станет привлекательней для зрителей и игроков, которые заперты в рамках существующей меты без возможности что-то изменить.
Я знаю, как Blizzard печется о создании истории новых персонажей и раскрытии их сюжета, но все это не сработает, если они хотят, чтобы Overwatch и дальше осталась киберспортивной дисциплиной. Overwatch нужны новые герои, но, к сожалению, их появление в ближайшее время не предвидится.
Великая головоломка перелетов
В будущем сезоне команде Boston Uprising придется пролететь 71 469 миль. Для сравнения, «Лос-Анджелес Лейкерс» в сезоне-19/20 пролетит 40 000 миль.
Я понимаю, что это должно было случиться. Я понимаю, что в создании глобальной лиги с домашними стадионами команд был весь смысл OWL. Я понимаю, что это должно было стать отличительной чертой OWL, которая протаптывает киберспорту дорогу к международным лигам. Я понимаю владельцев команд, которые потратили миллионы долларов на покупку места в OWL и которые хотели бы свои вложения отбить на домашних матчах команд.
Я все это понимаю.
И тем не менее, это все неустойчиво.
Нейросеть выбрала сотню самых красивых героинь видеоигр. Там очень много японок, но отгадать лидера очень просто
Для лиги, игроки которой уже смирились с полным выгоранием после двух лет жизни в Лос-Анджелесе, путешествия по всему миру станут настоящим испытанием. В НБА у команд чартерные самолеты с сидениями как в первом классе и всеми возможными услугами. Без партнерского соглашения между командой и авиаперевозчиком перелеты команды в первом или бизнес-классе обойдутся в миллионы долларов. Этого, естественно, не случится, поэтому игрокам придется вжиматься в кресла эконом-класса, летая из Америки в Европу, а из Европы в Азию, и надеяться, что им хотя бы обеспечат вменяемые места для тренировок.
Сама концепция с домашними аренами очень хороша. В прошлом сезоне домашние матчи команд в Далласе и Атланте стали настоящим хитом. Если Blizzard сможет это масштабировать и на все остальные матчи, то это станет огромным успехом, а владельцы команд смогут отбить хоть какие-то вложения.
Но чем больше об этом думаешь, тем четче осознаешь, сколько переменных должно сложиться, чтобы это получилось: командам нужны визы, у каждого города своя инфраструктура и ситуация с дорожным движением, своя еда. У игроков, в конце концов, будет постоянный джетлаг!
Сейчас уже поздно поворачивать назад – команды уже арендовали стадионы и начали продажу билетов. И это не было бы проблемой, если бы в межсезонье больше 10 игроков не объявили об уходе из Overwatch из-за полного выгорания к концу прошлого сезона.
Спасти Лигу может Китай
Интерес американцев к Overwatch ослабевает. Самая популярная европейская команда Gigantti распустила свой состав. В Южной Корее игра популярна, но рынок там недостаточо большой.
Единственное место в мире, на которое OWL может положиться – Китай. В 2019 году в Лигу пришли три франшизы из Китая: Hangzhou Spark, Guangzhou Charge и Chengdu Hunters. И все три команды популярны на родине.
Китай – самый большой рынок видеоигр в мире. Китайская League of Legends Pro League – самая успешная киберспортивная лига в мире, которая включает в себя 17 франшиз из процветающих мегаполисов со значительной базой фанатов, а также минорную лигу на 25 команд. Чтобы вы понимали – это больше, чем вся тир-2 сцена в Overwatch.
Китайская сцена League of Legends продолжит прекрасно себя чувствовать, даже если остальной мир потеряет интерес к игре. Игроки лучших команд китайской лиги – настоящие знаменитости, которые появляются в модных журналах и ток-шоу. Прямо сейчас фанбаза Overwatch сильно уступает League of Legends, но все это может измениться с проведением матчей на домашних стадионах.
Без Китая будущее OWL выглядит довольно мрачно. Но с Китаем еще есть надежда. Если Activision Blizzard продержится 2020 год, то есть шанс, что с релизом Overwatch 2 Лига станет успешной, а игра, наконец, получит развитие.