Вспоминаем «Денди – Новую реальность»: Супонев называл гонки «гонялками» и сам обставил студию огромными геймпадами

Первая российская передача про видеоигры.

В сентябре 1994-го, почти за год до запуска пилота известнейшей видеоигровой передачи «От винта!» с Бонусом и Гамовером, в эфир канала «2х2» вышла «Денди – Новая реальность». В этом шоу легенда детского телевидения Сергей Супонев рассказывал всей России о новинках для игровых консолей тех времен. Он делал это так ярко и душевно, что геймеры 90-х помнят передачу до сих пор – хотя «Новая реальность» была в эфире всего два года, и вышло меньше 70 выпусков.

Sports.ru вспоминает, за что мы полюбили передачу Супонева.

Супонев – талант. Придумал «Зов джунглей» во сне и общался с детьми как со взрослыми

Конечно, никакой «Новой реальности» не случилось бы без самого Супонева, который был там не только ведущим, но еще режиссером и сценаристом – буквально Хидэо Кодзимой своего дела. До этого Сергей служил, окончил факультет журналистики МГУ, успел поработать грузчиком и только затем устроился в Детскую редакцию Центрального телевидения СССР.

Кодзима – легендарный японский геймдизайнер. Все называют его Гением

Загружаю...

В 1993 году генеральный директор ОРТ Влад Листьев лично пригласил Сергея провести детскую телевикторину «Звездный час» – и он оправдал доверие с первых выпусков. В глазах юных участников шоу Супонев был не очередным фальшивым мужиком, читающим текст с телесуфлера, а товарищем и даже другом. Многие ребята приезжали на съемки из провинциальных городков – у них сдавали нервы в ожидании, вероятно, важнейшего момента в жизни. Сергею же удавалось помочь любому гостю быть собой перед камерой – потому «Час» смотрелся одновременно живо и непринужденно.

Да и Сергею опыт явно понравился – в то время он запустил собственную детскую телеигру «Зов джунглей». Отец ведущего, Евгений Супонев, рассказывал, что передача Сергею приснилась: «Я говорю: «Почему джунгли? Может, лучше «Зов русского леса»? А он: «Нет, отец! Джунгли – это яркие краски, птицы, звери, невероятные приключения – детям это так нравится!» Он всегда знал, что детям нравится».

Супонев казался максимально непосредственным парнем, почти пофигистом на фоне коллег: постоянно без стеснения носил в кадре широкие шорты и шляпу, не слишком любил классические статусные костюмы.

Профессионализм и талант Супонева доказывается не только тем, что мы помним его легендой, но и огромными рейтингами шоу – их смотрело большинство русскоязычных семей. «Зов джунглей», к тому же, получил несколько номинаций и саму премию ТЭФИ.

N7 Day – официальный праздник Mass Effect. Эта серия навсегда в наших сердцах

Сергей жил телевидением и был марафонцем во всем, за что брался. Вел несколько передач (все – культовые), управлял собственной телекомпанией «Класс!» и Дирекцией детских и развлекательных программ ОРТ, даже снялся в экранизации Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» режиссера Игоря Апасяна. При этом, со слов сестры Супонева, певицы Елены Перовой, он был первоклассным отцом для своего сына Кирилла.

Загружаю...

Секрет успеха Супонева-шоумена на поверхности: он верил, что детское телевидение нужно делать для семьи, а не одних лишь детей. Ведь вы наверняка смотрели тот же «Зов» не одни, а вместе с родителями – зная это, Сергей делал фанатами и взрослую аудиторию.

Эта философия отражалась и в его манере общения с детьми – как со взрослыми. Никаких излишних упрощений в речи, насмешек или надменности – только приятельские разговоры и разделение интереса. Соавтор и друг Супонева, Александр Гольдбурт, отмечал, что отсутствие актерского опыта не мешало Сергею, а помогало быть в кадре максимально искренним: «Детей ведь не обманешь, они любую фальшь в глазах сразу заметят».

«Денди, Денди, мы все любим Денди!»

«Денди – Новая реальность» в свое время была уникальной – раньше передач про видеоигры на российском ТВ не существовало, и даже первый геймерский журнал «Великий Dракон» только набирал аудиторию. Инициатива создания шоу принадлежит боссам Dendy, самостоятельного подразделения фирмы Steepler. Последняя – крупная IT-компания 90-х, по сути зародившая рынок видеоигр в России. Благодаря Steepler у нас были «Новая реальность», «Мир Денди» и журнал «Видео-Асс Dendy» (будущий «Великий Dракон»).

Сергей Супонев стал единственным ведущим передачи – других кандидатур быть и не могло. В 1994 году он уже стал кумиром всех детей постсоветского пространства, почти вторым (а для кого-то – единственным) папой из телевизора, который дарит видеомагнитофоны за смекалку и поощряет даже за неудачи (на «Звездном часе» как-то дали звезду мальчику, который ничего не приготовил для первого тура).

Для Dendy сыграл роль и другой важный талант Супонева – он превращал насквозь рекламные передачи в самостоятельные хиты. Тот же «Зов джунглей» по сути был большой нативкой сиропа Sironimo – а «Новая реальность», созданная для продвижения игровых товаров Steepler, нам кажется не ради денег, а честной и бесценной.

Загружаю...

«Денди – Новая реальность» выходила на старом телеканале «2х2» по субботам. Каждый 25-минутный выпуск стоил 9000 долларов – огромная сумма для 94-го. Каждую неделю Супонев рассказывал зрителям о новинках для 8 и 16-битных приставок, среди которых Dendy (клон Famicom или Nintendo Entertainment System), Sega Mega Drive, SNES, Gameboy и другие. В первых выпусках упоминались еще и Sega CD-X и Panasonic 3DO – с фантастическими технологиями (читали диски, а не картриджи!) – но вскоре Steepler поняла, что спроса на такие дорогие устройства почти нет. Больше всего внимания уделялось самым доступным (хоть и все равно недешевым) 8-битным играм для «Денди».

Сергей регулярно устраивал викторины и лотереи – для многих зрителей это было единственным шансом получить мифическую «Супер Нинтендо».

PlayStation стала самой продаваемой серией консолей в истории. Какая из них успешнее всех?

Конечно, в передаче было много назойливой (по меркам 2019 года) рекламы продукции Steepler, а отдельной рубрикой стали регулярные походы в фирменный магазин Dendy. Там Сергей часто брал интервью у детей. Правда, многие стеснялись и молчали – тогда вместо диалога у Супонева получался монолог о Денди и играх. Но некоторые отвечали ведущему совсем как взрослые.

Загружаю...

Когда Сергей спросил у одного из школьников в магазине о «пределах мечтаний», подразумевая модель приставки, в ответ услышал крайне серьезную позицию:

— Конечно, хотелось бы Super Nintendo, но, думаю, все-таки не будет...

— Почему?

— Мне кажется, что мы уже не в том возрасте. Просто, 8 класс... Super Nintendo сейчас покупать – это огромные деньги, картриджи. Все-таки сколько осталось лет учиться, а у нас школа довольно-таки трудная, надо будет поступать в институт... Поэтому сейчас она уже менее нужна, чем раньше была. 

В том числе из-за частых визитов Супонева магазины Dendy казались детям сказочным местом: там можно было посмотреть на ужасно дорогие «сеги» и «нинтенды» (в 1994-м они стоили как месячная зарплата москвича, 420 тысяч рублей или 135 долларов), опробовать новинки и, если повезет, стать избранным в глазах дворовых ребят – попасть в любимую передачу.

Супонев говорил об играх максимально доступным и живым языком – и это при том, что игровая журналистика тогда еще только формировалась. Гоночные аркады Сергей называл «гонялками», а первую The Legend of Zelda – «умной логической бродилкой». В секциях геймплея использовались либо записи с прохождением зрителей (их часто присылали на кассетах вместе с письмами), либо геймплей якобы самого Сергея – и он не стеснялся показывать, как падает с платформ в «Аладдине» и всячески фейлит в других играх.

На самом деле за запись игрового процесса, описание секретов и даже консультацию по прохождению позвонивших зрителей отвечал «компьютерный гений» Денис Панов – парень позвонил в Steepler и рассказал, что хорошо играет. Так его позвали на работу в компанию. Получается, что в России 90-х был свой Тайлер «Ninja» Блевинс на зарплате!

Загружаю...

Рассказы Супонева об играх напоминали одновременно и рецензии с критикой, и гайд по прохождению, и летсплей. Формат был похож на обсуждение новой игры с друзьями – поэтому он и находил отклик у детей. Да и у взрослых тоже: пересматривать выпуски сейчас все так же интересно, ведь Сергей не упрощал речь и в целом рассказывал о новинках довольно грамотно и информативно, учитывая ограничение по хронометражу. К тому же у него был здоровый цинизм и чувство юмора: «Водка – плохо. Super Nintendo – хорошо!»

Поскольку в 90-х было дикое время в том числе для гейминга, даже в таком дорогом и популярном шоу, как «Новая реальность», закрадывались некоторые ошибки и странности. Например, тогда не было понятия «пиратства» и в одном из первых выпусков Сергей, рассказывая о Duck Tales («Утиные истории») для Dendy (которая сама по себе – клон NES), показывает крупным планом совсем уж поддельный картридж с какой-то случайной уткой на наклейке.

Еще более веселый случай был с Super Mario 16 – пиратским хаком платформера Joe & Mac, в котором криво анимированный лже-Марио сражается с динозаврами и птеродактилями. Этот шедевр пиратского геймдева попал к Супоневу раньше оригинала, из-за чего потом Сергей назвал «переделкой» Joe & Mac, а не наоборот.

Ачивки – рак индустрии. Я отказался от них и снова полюбил игры

Но это все мелочи. Куда важнее сама атмосфера шоу, которую создавали и геймерские декорации. Сначала в кадре «Денди – Новая реальность» Супонев стоял за маленьким столом, на котором была Dendy, несколько картриджей для нее и любимый (но какой же все-таки жуткий) серый слоненок на фоне. Позже на столе образовалась гора из пластиковых сокровищ – игр и приставок. Они постоянно менялись, а в одном выпуске забежавший в кадр сын Супонева Кирилл осуществил мечту всех нас и забрал несколько игры. Импровизированный диалог и искренний шок ведущего попал в эфирный вариант:

Загружаю...

– Мальчик, ты чего?

– А ты чего?

(Кирилл убегает из кадра с охапкой картриджей для SNES).

– А вот я сижу и думаю, а что это я?... А он тогда чего?....

Во втором сезоне Супонев вел передачу (уже без «Денди» в названии) в настоящей геймерской пещере, обставленной лично им: множество консолей, радужные декорации, гигантские геймпады вместо стойки ведущего, иллюминация и, конечно, гигантский Game Boy, на котором Сергей показывал игры для карманной консоли.

Одним из основных вопросов детства был «Сколько батареек нужно для этого монстра?» – подобные Супонев постоянно получал в письмах от читателей и всегда отвечал уклончиво или шутливо. Поэтому в 90-е могучий геймбой-переросток интриговал детей не меньше, чем, например, Дед Мороз.

* * *

Тем сложнее было принять, что сам Супонев, в отличие от мифических персонажей, оказался не вечен – жизнь Сергея прервалась внезапно. Его сестра, певица Елена Перова, связывает увлечение Сергея экстремальными видами спорта с трудным периодом в жизни.

Загружаю...

По словам Елены, у Супонева было все и он не знал, чего хочет дальше: покупал лодки, дорогие машины – и тот самый снегоход. На нем 8 декабря 2001 года Сергей разбился в деревне Едимоново Тверской области: катаясь по Волге, врезался в полусокрытую снегом пристань и получил смертельные травмы. Странно, что тогда он уже имел приличный стаж управления снегоходом и наставлял всех друзей держаться на нем подальше от береговой линии – и сам совершил ошибку новичка.

Сергей Супонев прожил всего 38 лет, но успел перепридумать детское телевидение – его любили не только зрители и друзья, но и просто коллеги. Ведущий Леонид Якубович, считавший себя приятелем Супонева, но не другом, очень тяжело перенес новость о его смерти. Якубович рассказывал, что очень редко смотрел телевизор, но включал передачи Супонева и пытался хотя бы частично скопировать его манеру непринужденного общения с детьми.

Возможно, будь Сергей жив, современное семейное телевидение выглядело бы совершенно иначе. Он всегда стремился повлиять на него, ради чего в 1997 году основал радиотелекомпанию «Зов», запустившую передачи «Щас спою» и «Ням-ням».

Но Супонев совершенно точно изменил детство целого поколения зрителей – а это уже много.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Обзор кампании Halo Infinite. Вот так нужно делать шутеры в открытом мире

Главный хайпожор в мире игр. Он каждый год обещает вам суперпупернекстген, а вы ведетесь