Лан по стратегии, партии в которой длятся 40 часов. Его провели в Москве на деньги с донатов
Пообщались с организатором «Золотой Коровы».
Europa Universalis IV – глобальная историческая стратегия от студии Paradox Interactive. Цель игроков – довести средневековое государство до 1821 года с помощью дипломатии, торговли, войн и других средств. «Европа» вышла в 2013-м, но в нее до сих пор рубится куча людей.
В начале июля в Москве прошел лан «Золотая Корова» по EU IV, это уже пятый турнир серии и второй лан. Полные партии длятся по 40 часов – с 4 по 7 июля участники играли по 9 часов в день. Мы расспросили организатора Павла «UnclDeD» Чистякова о том, как он решил заниматься проведением соревнований и о самом турнире.
– Почему «Золотая корова»?
– Когда мы раньше играли обычные партии, то, когда кто-то очень сильно старался, игроки шутили: «Расслабься, не на корову играем». Известное такое выражение. Ну вот и решили – играть «на корову», по-серьезному.
– Как вообще возникла идея о первом лане?
– Как в трейлере Мстителей: «Была идея – собрать сильнейших игроков вместе, чтобы показать по-настоящему красивую и соревновательную игру».
– Сложно ли было собрать игроков на первый турнир?
– Есть одна польская компания, которая совместно с разработчиками игры делает похожий турнир в польском замке. С костюмированными представлениями и прочим ролеплеем. Там, однако, билет стоит в районе 500 долларов, и игроки собираются больше насладиться атмосферой. У нас же – потная хардкорная заруба.
Игроков собрать очень тяжело. Для иностранцев проблемно получить визу, украинцам не очень удобно добираться, да и вообще лучшие игроки – это как правило студенты, у которых с деньгами напряжно. Но люди понимают, что такой турнир только раз в году, и вот в этом году мы собрали уже 40 участников, а не 20, как в прошлом.
У нас в итоге все ребята из реально дальнего зарубежья отвалились из-за виз. Их было трое – двое из Британии и один из Нидерландов – и все не смогли вовремя оформить себе визу.
Тот самый лан в Польше, о котором говорил UnclDeD
– Разработчики из Paradox Entertainment вам как-то помогали?
– Нет, все сами. Глава разработки заходил на несколько часов к комментаторам на английскую трансляцию и отметил у себя в твиттере высокий уровень ивента. Возможно, мы сможем договориться к следующему году на более деятельное участие компании в мероприятии!
– Почему Europa Universalis лучше других представителей жанра? Например, Civilization.
– В каждой игре есть что-то свое. «Европа» – это не только про филигранное управление армиями, правильное развитие страны и знание меты. В первую очередь это игра про общение, про взаимодействие между игроками-странами. Тайные договора, неожиданные предательства и безжалостные коалиции – это то, за что мы любим игру. И это особенно сильно проявляется при игре вживую, на LAN-турнире. На каждой стране сидят по 2 человека. И пока один потеет за компьютером, второй постоянно общается с дипломатами других стран, плетя интриги и заключая союзы. Такого мощного социального аспекта у других игр нет.
– Насколько тяжело организовывать лан? Я знаю, что какую-то сумму для турнира собрали фанаты.
– Честно говоря, мы почти весь турнир провели на собранные донаты. В следующем году, надеюсь, удастся уже организоваться «по-взрослому», привлечь спонсоров и все такое. Ко мне после турнира подходили люди и предлагали в этом плане содействие. Ну а пока мы просто сняли нужное число компов, сцену с экраном, стримерскую – и вперед!
В абсолютных цифрах мы, конечно, не очень крупное мероприятие. До какой-нибудь Доты очень далеко. Несколько стримов совокупно имели средний онлайн 2000-2300 зрителей на протяжении дня. Турнир шел 4 дня по 10 часов каждый день. Записи трансляций имеют совокупно 180 тысяч просмотров на текущий момент, но контент вышел еще не весь. Это все еще лучше недавнего московского турнира по FIFA за 37 миллионов. Вместе с афтепати для игроков ивент обошелся в 200 тысяч рублей, часть суммы, которую не закрыли донатами, – от меня.
Турнир по FIFA от властей Москвы: 35 млн рублей, 10 зрителей, ведущими планировались Командная и Савин
Как играется турнир?
Участники играют в парах – пока один сидит за ПК, другой занимается дипломатией и интригами. Некоторые игроки, потерявшие свои страны и выбывшие из турнира, становятся губернаторами колоний. Это необязательно – обычно эту роль занимает ИИ, но так игрокам не пришлось разъезжаться по домам или смотреть турнир из зрительского зала.
Совмещение игры за ПК и политических действий в реальности выводит игру на новый уровень. Вот лишь пара случаев с турнира:
- В последний день турнира губернаторы британских колоний заключили тайный договор о совместном нападении на Британию. Соигрок одной из колоний тайно донес о нем британцам, заговор был раскрыт, а кара последовала очень быстро.
- Турецко-миланская война продолжалась больше трех часов реального времени. Один игрок воевал (крайне неудачно) турецкими войсками, пока второй бегал по залу и пытался в панике переиграть всю ситуацию дипломатическими договорами и договориться о мире. Это был единственный случай за всю партию, когда два игрока кардинально разошлись во взглядах на ситуацию. «Военачальник» вошел в тильт, до конца игрового дня отказывался вставать из-за ПК и продолжал неудачные попытки продолжить войну. В конце игровой сессии второй игрок все же смог договориться с остальными странами и закончить войну, даже не сев за компьютер. Так он избежал еще больших потерь.
Победителей «Золотой Коровы» определяло жюри – сам UnclDeD, зрители, игроки, русскоязычные и англоязычные комментаторы. Было составлено пять рейтингов, участникам присуждали баллы.
Первое место заняли Caramello и VaeVictis, они играли за Великобританию. Положение Англии уникально: сильный игрок может спустя некоторое время практически полностью обезопасить себя от вторжений, расставив флот у побережья. А другие сильные морские державы были выбиты из игры путем интриг. Вместо того, чтобы захватывать напрямую все земли в Азии, британцы заключили с игроками выгодные для всех торговые договора, которые позволили упрочить позиции страны – огромные денежные резервы позволяют легко привлекать на свою сторону нуждающихся игроков.
К сожалению, мы не можем добавить запись стрима в пост, но вы можете посмотреть ее на канале UnclDeD. А этот ролик сделал один из зрителей «Коровы»:
Победителям полагались такие статуэтки. Первоначальные фигуры сломались, но вскоре лучшие игроки получат новые.
Также нам удалось пообщаться с участником «Золотой Коровы» и бывшим профессиональным игроком в League of Legends Кириллом «Likkrit» Малофеевым (он играл за Virtus.pro, а в 2016-м вышел в 1/4 ЧМ по LoL с командой Albus NoX Luna) – в 2017-м Riot забанила его за резкую критику Континентальной Лиги.
– Сложно ли играть 4 дня подряд по 7-9 часов? По сравнению с официалками в LoL, например.
– В целом, конечно, напряжно. Менее напряжно, чем бо5, но напряжнее, чем бо3.
– Как думаешь, дойдет ли дело до турниров с внушительными призовыми или все останется на текущем уровне?
– Нет, «Европа» совершенно не адаптирована для киберспорта.
– Можешь на пальцах объяснить людям, не запускавшим «Европу», почему в нее классно играть?
– Очень большая вариативность, мультиплеер делает игру в Х раз интереснее, сверху к игре прилагается желание почитать/посмотреть что-то про указанный период.
«Однажды объяснял священнику, что такое киберспорт». Мощное интервью Ликкрита
***
Это не последняя «Золотая Корова» – предполагается, что на следующий турнир удастся привлечь спонсоров. Сейчас с помощью донатов собрали около 85% средств, потраченных на организацию. Если «Золотая Корова» полностью окупится, до конца года UnclDeD проведет турнир по другой стратегии от Paradox – Hearts of Iron IV.