Романтика Варкрафта в России нулевых: ночевали на вокзале, стояли 5 часов на морозе у клуба, ехали без денег на обратный билет
Вспоминаем наши лучшие тексты на карантине – чтобы вам всегда было, что почитать. Впервые материал был опубликован в августе 2019 года.
Вряд ли вы найдете хотя бы одного геймера, который ничего не слышал про Warcraft. Стратегия от студии Blizzard – культовая игра. И вот почему:
- Warcraft III предзаказало более 4,5 млн человек – космическая для 2002 года цифра (The Elder Scrolls III: Morrowind, вышедшая в том же году, достигла этой же цифры только через три года), – а за месяц после релиза разработчики продали еще миллион копий Варкрафта.
- У игры обширная вселенная. О противостоянии Орков, Людей, Нежити и Эльфов вышли десятки книг, несколько настолок, сотни комиксов и один полнометражный фильм – «Варкрафт» собрал в прокате более 433 млн долларов и стал самой кассовой картиной, снятой по мотивам видеоигры.
- Доту, самую известную киберспортивную дисциплину, придумали игроки в Warcraft. Так назывался один из модов к игре – в нем вместо строительства базы и управлением большой армией вы играли за одного героя, покупали ему предметы и прокачивали способности. Позднее компания Valve наняла одного из создателей модификации для Варкрафта и выпустила отдельную игру – Dota 2.
- Даже сейчас в стратегию играет около 100 тысяч человек – и еще больше ждет выхода Warcraft: Reforged, переиздания третьей части с обновленной графикой и интерфейсом.
3 июля Warcraft III отпраздновал 17-й день рождения. Мы решили вспомнить, как зарождался киберспорт в этой великой игре, и связались с Михаилом «Miker» Мирчуком – одним из олдов киберспортивной СНГ-сцены Warcraft 3. Он рассказал нам о поездках на турниры, договорных финалах и как по характеру человека понять, за какую расу он играет.
Постарайтесь не заплакать от ностальгии во время чтения интервью – у нас не вышло.
– Прежде всего, расскажи про свой опыт соревновательного Варкрафта.
– Активнее всего я был в 2005-ом и в 2006-ом. Тогда я подобрался к российскому топу, но, к сожалению, крупных достижений у меня нет. Я выигрывал отборочные на WCG по Питеру два или три раза, но на самих турнирах не забирался выше пятого места. Еще занимал четвертое место на отборочных ESWC в свое время. Вот, по сути, все мои профессиональные достижения. Всякие мелкие турниры я не учитываю.
Пиком был 2006 год, это был WCG 2006. Я тогда добрался до полуфинала, но проиграл Флэшу, ведя со счетом 1:0. И потом уже в матче за пятое место я обыграл Caravaggio. Но он был слишком расстроен из-за раннего поражения и не старался. Каких-то серьезных призовых за такие места не давали.
В сам Варкрафт я начал играть довольно рано, еще с беты. Привез его на винчестере к брату, мы запускали игру – как сейчас помню – на Lost Temple, и она сразу заканчивалась, но ее можно было продолжить. И вот мы ходили с ним по карте и смотрели на мобов.
– А где ты достал винчестер с игрой?
– В компьютерном клубе Maxim, который был не так далеко от того места, где я жил. Я ведь еще в студенчестве застал все это.
– То есть ты стащил оттуда винт и принес его брату?
– Не-не-не! У меня были хорошие отношения с администрацией клуба, я даже там какое-то время халтурил и подрабатывал. И халява тоже была, соответственно. На свой первый турнир в Санкт-Петербурге, который проходил в клубе М19, я поехал с припиской Maxim. Тогда ведь все плохо было с интернетом, и, чтобы получить халяву в клубе, нужно было обыграть местных папашек – тогда разрешали бесплатно играть. Было круто.
– Помнишь первого папашку, которого ты обыграл?
– Самым сильным игроком клуба был его администратор, и его, по совместительству, тоже звали Максимом. Мы с ним сыграли и в Кваку третью, и в StarCraft: Broodwar – я тогда в обе играл хорошо. В общем, мы с ним хорошо познакомились, зарубились. И этого мне хватило, чтобы там обосноваться.
Тест про цитаты из Варкрафта в нашем инстаграме. Подписывайтесь!
– Какие необычные случаи на турнирах ты можешь вспомнить?
– Помню был турнир в Подольске, на который мы ездили с Пипсом [Cyber.sports.ru: Павел «pipS» Макаров]. Мы были студентами, нам были нужны деньги. Приезжали на самые разные турниры, чтобы подзаработать. А раньше турнирная схема была такой: все участники скидываются по 100 рублей, и из этого формируется фонд. Что-то остается компьютерному клубу, который принимает турнир, а остальное получают победители.
Но проблема в том, что Подольск – это не Питер. Турнир, на котором мы заняли первое и второе место, закончился – и пацаны из этого клуба отправились нас провожать, потому что опасались, что из Подольска мы с деньгами так просто не уедем. А мы были щеглами, худыми студентами. Ребята проводили нас до вокзала, потому что район был очень интересным.
Была очень запоминающаяся поездка на турнир в Минск. Тогда было нормальной ситуацией, когда ты покупал билет на свои последние деньги, просто зная, что ты отобьешь расходы, зайдя хотя бы в топ-3. На том турнире, помню, призовые были очень хорошие – 500 баксов за первое место, еще и кубок давали! На то время это был топовый турнир с лучшими игроками.
– Чем он запомнился?
– Я никогда не был в Минске до этого. Вот представь себе: ты студент 1-2 курса, никогда не был в другой стране. Это была прям авантюра. Покупаешь билет, в соляново едешь в незнакомый город, где непонятно вообще все: какие там будут люди, какой будет клуб. Но у некоторых чуваков были и более аркадные варианты. Karma [Cyber.sports.ru: Евгений «Karma» Ковалев], например, приезжал на турнир, и у него не было денег, чтобы вернуться назад! Еще у Брюса [Cyber.sports.ru: Игорь «Bruce» Уткин] такая же тема была. Это же дополнительная мотивация.
Еще турнир запомнился вот чем: самым сильным белорусским игроком за тогда был Pro Human [Cyber.sports.ru: Дмитрий «Pro Human» Зеленко], он играл за Альянс. Я обыграл его в верхней сетке, и мы решили: «Давай поделим призовой фонд, если встретимся в финале. Кубок достанется мне, а призовой разделим». Неспортивно, да, но лучше синица в руках, чем журавль где-то там.
– Прямо 322 в миниатюре.
– Вроде того, но это же было без ставок, поэтому никто не пострадал. Это вообще была стандартная тема, на самом деле.
– Серьезно?
– Ну да! Если люди друг друга хорошо знают или если они соклановцы, то почему нет? Рисковать не хотелось.
– То есть ты договорился с ним, что поделите деньги. Что дальше?
– Мы договорились, да. Начали играть, и я проигрываю первую игру! Я прибегаю харасить его, а он окружает меня и убивает. Я сижу и думаю: «Он че, развел меня?». После карты подходит ко мне и говорит: «Ничего страшного, ща все красиво будет». И я вот думаю, верить ему или нет, а то в первый раз играем ведь. Думаю, что нет, надо собраться. Но в итоге все закончилось хорошо – мы пошли по сценарию. Я потом сразу пошел и написал про это на блог Progamer.ru – крутая была площадка, вместе с Сyberfight. Ну, мы не скрывали это особо.
– Игроки ездили на турниры без денег на обратный билет. У тебя с этим как было? Спал на вокзале?
– Естественно спал, а почему нет? Вот давай вспомним какой-нибудь Asus Winter 2004, который проходил зимой. Ты приезжаешь на турнир, на который зарегистрировались 150 человек, и стоишь пять часов перед клубом на морозе. Потому что мест на всех не хватает, и тебя просто не пускают в клуб. И это была нормальная ситуация. Это были Асусы, суровое время. И спать на каком-нибудь теплом вокзале – это была вообще лайтовая тема, а вот ждать свою очередь на морозе – это жесть.
– А на европейских турнирах было что-то похожее?
– Самая интересная и полудикая поездка была на Дримхак в Швецию, когда мы вдвоем с Братком [Cyber.sports.ru: Павел «Brat_OK» Кузнецов] отправились в город Йенчепинг. Он был одним из лучших игроков Европы.
Из Питера до Швеции мы добрались на пароме со своими компами. На тот момент у меня был древний Core 2 Duo и карточка видеозахвата, чтобы прямо с места событий запускать трансляции. Мы в первый раз вообще увидели, что такое Дримхак: 8000 человек находятся в огромном ангаре и сидят за импровизированными столами, собранными из деревянных поддонов, а спят в мешках. Один день тогда стоил 40 евро, чтобы посидеть, поиграть и поучаствовать в турнирах.
Самое интересное на том турнире было то, что Паша выиграл его. Мы вместе болели за победу, пытались сделать стрим, который в конце вообще упал, или его заблокировали за спам какой-то. Тогда ведь трансляций было мало, не было Твича, Овнеда и так далее. Делали все на коленках. Это было круто! Новая страна, новая культура и очень знаковая победа – Brat_OK официально стал топовым игроком Европы.
«Мне нравится, что киберспорт не разделен на гендеры, он – единое целое». Поговорили с Sheever о женском киберспорте, Доте и Варкрафте
– Чем запомнился Йенчепинг?
– Чистый и очень дорогой город – еще тогда поездка на автобусе стоила по нашим деньгам около 250 рублей. Еще удивило, когда я пришел на ресепшен и спросил, где можно купить воду в бутылках. Они смотрят на меня и спрашивают: «А зачем?». Потом я погуглил и выяснил, что у них там настолько чистая водопроводная вода, что им это вообще не нужно.
– У тебя были хоть раз на турнире мысли типа «Зачем я приехал»?
– Нет, конечно. На турнире ты в основном думаешь, как будешь играть. Было волнение, когда ты играешь против сильного чувака. Вообще, в таком возрасте ты не ставишь свои действия под сомнение. Вспомни самого себя лет в 19-20. Никаких сожалений не было.
– Давай про сам Warcraft. Четыре расы: Орки, Альянс, Эльфы и Нежить. Чем выделялась каждая?
– Что удивительно, расы тогда выбирались по типажу. Если у тебя есть определенный опыт в игре, то ты можешь взглянуть на человека, который долго играет в Варкрафт, и по его внешности и характеру сказать, за кого он играет.
Игроки за Альянс – самые стандартные и простые. Они прям правильные такие. «За Альянс!», короче. Веселые и бесшабашные – это Орки. Что pipS, что RD, что Karma, кого ни вспомни – все такие веселенькие аркадники. С Эльфами очень просто – они такие творческие, нестандартные, их еще геями называли. Прям как Протоссов из Старкрафта. Все Андеды – хладнокровные и спокойные. Например, Ranger или Happy. Все топовые Андеды непоколебимые.
Я сначала начал за Альянс – почти весь RoG (Warcraft 3: Reign of Chaos) только за них играл. А потом вышел TFT (Warcraft 3: The Frozen Throne), где мы с тиммейтом активно играли в баттлнете и входили в топ-20 ладдера. Он берет и говорит: «Да у тебя раса халявная, ты как в RoG строил своих кастеров рифлов так и строишь, а ты попробуй за эльфов поиграй!». Ну и мы забились на два ящика пива, что я за две недели войду в топ-20 ладдера за эльфов.
Я, правда, не справился – дошел только до 36 места, но остался играть на Эльфах. Это был крутой опыт. Некоторые не сразу находят свои расы. Эльфы мне нравились тем, что они были очень вариативными, в отличие от Альянса, у которых почти всегда один и тот же первый герой – Архмаг, здравствуйте. У Эльфов можно было из полудюжины героев выбирать. Мне больше нравятся нетипичные стратегии, как-то хитро подстроиться.
Кто говорил эти фразы в Wacraft III? Тест в честь дня рождения игры
– Расскажи про топовые тактики, которыми ты пользовался. Ты их сам придумывал или подсматривал у других?
– Тактики, естественно, палили, какие только могли. Если ты хочешь повысить уровень игры, то нужно брать информацию из любых источников. У меня есть, конечно, излюбленные стратегии. Я очень уважаю Варденку, которая редко использовалась. Ей никто никогда активно не играл. На хороших картах и против определенных рас были исключения, но Варден я практиковал против всех. Или Варден + Панда против Альянса или Андедов.
Были тактики и для отбивания рашей, особенные застройки базы. Много чего крутого было. Закончил я на том, что остановился на Фейриках, они же Faerie Dragon – это такие юниты, которые созданы вроде бы для контры вражеских Кастеров. Их не строят в больших количествах, но против определенных рас их можно плодить массово. У Эльфов огромное количество вариантов развития, этим они и интересны. И сложные вдобавок. Особенно, если много крутых игроков на Эльфах с разными стилями игры – ты просто задолбаешься под них всех подстраиваться.
– У тебя были любимые игроки?
– Мне очень нравится Grubby, он был самым человечным, открытым и воспитанным игроком из всех. С ним всегда было приятно общаться, интервью крутыми получались. Но как игрок он был мне не очень близок, потому что играл за Орду.
Выдающимся человеком был Андрей Соболев, он же Deadman. Он очень долгое время занимал лидирующие позиции в России, часто выигрывал международные турниры. Человек со сложным характером, но гениальный в плане игры. Его в России долгое время вообще никто не мог обыграть. Да, порой он проигрывал в верхней сетке, но все равно стабильно возвращался и убивал всех. Одолеть его на турнире было нереально на протяжении трех-четырех лет.
– Ты ждешь Reforged?
– Конечно! И не только я – на последнем турнире у нас было порядка 10 тысяч зрителей, что вообще стало рекордом. Да и сцена начинает бурлить: становится больше турниров, возвращаются топовые игроки. Тот же Happy, который выиграл Gold недавно. У нас огромная аудитория, которая любит эту игру.
Из-за Варкрафта я начал комментировать все это безобразие, записывать аудиокомментарии и ВОДы, у меня появилась первая полноценная работа в «Навигаторе Игрового Мира», и даже свою вторую половинку я встретил из-за того, что она узнала мой голос в одном из видосов. Варкрафт дал мне очень много хорошего. Появление Гудгейма и всего этого – это все появилось из-за него.